Русские в Голливуде, взлеты и падения супергероики, череда провалов ожидаемых блокбастеров, усиление независимого кино, победный марш киноадаптаций советской классики – основные события и тенденции уходящего 2024 года в нашей обзорной статье.
2024 год в мире кино прошел достаточно спокойно. Особенно на контрасте с предыдущими, которые встряхнули: эпидемия ковида, забастовки сценаристов и актёров, начало СВО и т.п. В этом году мир кино хранил спокойную мину, но, как известно, в тихом омуте черти водятся. Так голливудские студии уже конкретно столкнулись с тенденцией, когда зритель перестает ходить на долгоиграющие франшизы. Разумеется, первой попала под раздачу давно выродившаяся супергероика. В этом году в прокате провалились: «Мадам паутина»(бюджет $80 млн, сборы $100 млн), «Джокер: Безумие на двоих» (бюджет $190 млн, сборы $210 млн), «Крейвен-охотник», «Хеллбой: Проклятие Горбуна», «Майор Гром: Игра». Продолжающийся кризис супергероики привёл к закрытию киновселенной Sony. Тем не менее, некоторые тайтлы смогли принести ощутимую прибыль, как «Дэдпул и Росомаха» (стал самым кассовым фильмом в истории с рейтингом «18+», собрав $1,33 млрд при бюджете в $200 млн) или «Веном: Последний танец».

Супергероика уже дышит на ладан не первый год, но снимать её не перестают. Другое дело, что их кризис постепенно перекинулся на весь наджанр блокбастеров. В этом году мы наблюдали, как в прокате провалились: «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» (бюджет $168 млн, сборы $173), «Каскадеры» (бюджет $130 млн, сборы $181 млн), «Аргайл: Супершпион»(бюджет $200 млн, сборы $96 млн), «Гладиатор 2» (бюджет $250 млн, сборы $470 млн), «Охотники за привидениями: Леденящий ужас», «Бордерлендс», «Мятежная луна, часть 2: Дарующая шрамы», «Воображаемые друзья», «Ворон», «Горизонт»… Как можно заметить, проваливаются не только оригинальные проекты, но и продолжения некогда культовых франшиз. Последнее – особо опасный знак, сигнализирующий о том, что зритель уже устал от бесконечной череды ремейков/сиквелов/приквелов/интерквелов и т.п. Даже те проекты, что смогли окупиться, принесли не так много прибыли, как на них рассчитывали (например, «Планета обезьян: Новое царство»). Особняком здесь стоят вторая «Дюна», «Битлджус Битлджус», «Плохие парни до конца» и «Годзилла и Конг: Новая империя», которые, являясь продолжениями, принесли больше денег, чем предыдущие части (Годзилла и вовсе стала самым кассовым фильмом об этом монстре). Поэтому говорить о тотальном крахе сцены блокбастеров пока не стоит. Тем более что все десять самых кассовых (именно кассовых, а не прибыльных) фильмов года являются не оригинальными проектами.

Здесь стоит оговориться. При анализе прибыльности или убыточности нами не учитывается маркетинговый бюджет (который порой может даже превышать производственный), а также прибыль от продажи прав на показ на ТВ или стримингах. Поэтому не все картины, которые оказались убыточными по итогам кинопроката, приносят студии серьезные убытки. То же справедливо и в обратную сторону – не все, что окупилось в прокате, по итогу окажется финансово выгодным для студии.
В мире анимации тенденции немного иные. Еще совсем недавно многие (и мы в том числе) готовы были писать эпитафии некогда великим студиям вроде Pixar и Disney. Но 2024 год показал, что у студий всё еще есть козыри в рукавах. Так, «Головоломка 2» стала не просто самым кассовым мультфильмом года, она оказалась самым прибыльным анимационным проектом в истории кино, собрав $ 1,69 млрд! Мультфильм смог перебить предыдущего лидера – ремейк «Короля льва» 2019 года. Сейчас в прокат вышел его приквел «Муфаса», но по прогнозам, он вряд ли сможет повторить успех предшественника, если вообще сумеет выйти в плюс… Не отстали от дочерней студии и их коллеги из Disney, выпустив вторую «Моану», которая уже приблизилась к миллиардному рубежу. При этом что «Моана 2» что «Головоломка 2» являются копией своих первых частей без попыток сказать что-то принципиально новое. Буквально те же яйца, только в профиль. Но зрителю понравилось.

Их конкуренты из студии DreamWorks Animation сначала выпускают омерзительный сиквел отличного мультфильма: «Мегамозг против Синдиката рока». Это продолжение не пнул только ленивый. Потом выходит квадриквел «Панды Кунг-фу», который собирает приличную кассу (более $540 млн), но по качеству оставляет желать лучшего. И, казалось бы, это очередное подтверждение того, что их лучшие годы остались в прошлом. Но осенью в прокат выходит чудесный «Дикий робот», который окупается в прокате и обещает забрать себе золотую статуэтку. При этом проект оригинальный – не сиквел/приквел/перезапуск/лайв-экнш адаптация, а самостоятельная работа, коих в наше время крайне мало. Да еще и такого качества, что уделывает всех конкурентов этого года. Жаль, сборы подкачали, народ с опаской идёт в кино на новые проекты… Особняком держится студия Illumination, чей «Гадкий я 4» без особого труда взял почти миллиард. Видимо, глава студии Крис Меледандри не потерял своей деловой хватки. Ждём новых «Миньонов»…

Мир мультсериалов взбудоражил выход второго сезона «Аркейн», который если и можно немного пожурить за сюжет, но все его недочёты полностью искупает красота, стиль и чувство вкуса, которые создатели вложили в этот проект. Стилизация под 2D смотрится куда лучше, чем классическое 3D, это уже факт. А вот «Война Рохирримов» – попытка снять аниме по вселенной «Властелина колец», потерпела крах – мультфильм провалился в прокате.
Что в этом году укрепило свои позиции, так это независимое кино. Причем во многих жанрах. Лучше всего себя чувствует хоррор-сцена. Так триумфально прошел в прокате «Ужасающий 3», собравший $88 млн при бюджете в $2. Надо заметить, что начинался этот проект как любительское кино, но снискал такую любовь аудитории, что стал культовым в определенных кругах. В жанре мета-хорроров отметились «Субстанция», «Максин XXX», «Я видел свечение телевизора», «Еретик», «Собиратель душ», «То, что внутри» и др. «Субстанция» и вовсе собирает и будет собирать еще больше наград разных кинопремий. Возможно, даже отметится Оскаром во второстепенной номинации, что для фильма ужасов большая редкость.
В российском кино дела обстоят немного иначе. Колоссальный успех «Чебурашки» подстегнул лавину ремейков советской (и не только) классики, а также киноадаптаций и новых экранизаций. Разумеется, большинство из этого снято при прямой государственной поддержке. Так, на экраны вышли: «Бременские музыканты», «Летучий корабль», «Онегин», «Мастер и Маргарита», «Сто лет тому вперед», «Домовенок Кузя», «Огниво», «Василиса и хранители времени», «Возвращение попугая Кеши», «Баба Яга спасает Новый год»… Спортивные драмы и фильмы про войну ушли на задний план, но не исчезли. Большая часть из этого к просмотру не годится. Но есть и приятные моменты, вроде того же «Мастера и Маргариты», который, на наш взгляд, один из лучших российских фильмов уходящего года. Другое дело – отечественные сериалы. Их качество уже не первый год не уступает западным аналогам, а количество продолжает расти.

В этом контексте стоит упомянуть «Анору» – независимую трагикомедию Шона Бейкера, которая стала триумфатором Каннского кинофестиваля. Две главные мужские роли в этом фильме исполнили российские актеры – Юра Борисов и Марк Эйдельштейн. Последнего уже взяли на главную роль во второй сезон сериала «Мистер и миссис Смит». А первого уже номинировали на «Золотой глобус», где ему предстоит побороться с Дензелом Вашингтоном, Кираном Калкиным, Клэренсом Мэклином, Эдвардом Нортоном и Гаем Пирсом. Попасть в такую компанию для актёра из России – само по себе дело незаурядное. Сможет ли Борисов взять награду и получит ли номинацию на Оскар? Поживём – увидим. В любом случае это мощный удар по приверженцам идеи «отмены русской культуры».
А на этом всё. Год и правда не отличался на громкие сенсации в мире кино. Надеемся, следующий принесёт больше ярких, а главное, оригинальных премьер.
В качестве иллюстраций использованы скриншоты из трейлеров упомянутых трудов.
С наступающим Новым годом и приятного просмотра!