Манкуниацы (в смысле родом из Манчестера) The Fall, как и ряд их коллег по сцене (вроде блестящих The Smiths) сумели воплотить дух независимости и честности нескольких дестятилетий, будучи с середины 1970-х годов ярким явлением на фоне, характеризовавшейся конвейерной коммерциализацией, стилистическими компромиссами и массовым конформизмом мировой музыкальной индустрии. Поговорим в преддверии Нового Года об их разбитных наигрышах!
«Разница между комической стороной вещей и их космической стороной зависит от одной свистящей согласной» – Владимир Набоков «Лекции по русской литературе».
Будучи плоть от плоти англо-саксонского мира, артисты, ведомые Марком Э. Смитом, не чурались своей «британскости» и даже снобизма (как и В. Набоков), но постоянно намекали на презрение к транслируемым навязчимым поп-музыкальным образам, к неумным идеям английского политического класса и не в меру претенциозным именам. Присущая им, подчас раздражающая и причудливая манера исполнения, была их центральной «фишкой», которую они сумели сохранить практически на протяжении всего своего долгого музыкального пути, закончившегося вместе со смертью их лидера в 2018 году.
Но это будет потом. Пока же, отметим, что наша героическая команда The Fall (англ. «Падение», «Упадок») будет образована в 1976 году, возникнув в эпицентре второй волны ураганной и разносторонней английской волны панк-рока. Не лишним будет напомнить нашим читателям, что панк представляет собой весьма объёмное явление. Он лишь казался простым, как «пять копеек», но вовсе таковым не являлся! Музыкальная преемственность в панке, несомненно, присутствует! Если делать глобальный обзор жанра, то нельзя ограничиться 20 или даже 80 группами. Особенно, если учесть, что панк состоит из разных временных стилистических и жанровых «волн», отличающихся друг от друга!
Первая из которых, соответствует началу-середине-концу 1960-х годов, стартовав в Штатах (где обитали их энергичные гаражные и рокабилльные предшественники, вроде The Sonics, MC5, ранних Stooges великолепного Игги Попа или суперэстетских Velvet Underground Лу Рида и Джона Кейла), The Ramones, New York Dolls и других отвязных выпендрёжников.
А также, отчасти глэм-шок-рок буму середины 1960-х/начала 1970-х годов, где блистали такие звёзды, как Элис Купер, The Kinks, Slade, Марк Болан и его T.Rex, Сюзи Кватро, Гари Глиттер, Mud, Дэвид Боуи, Элтон Джон, Sweet и другие великолепные во всех отношениях персонажи.
После масштабных протестов в Бангладеш произошла смена власти. В результате на свободу вышли заключенные, которых держали в тайной тюрьме «Дом зеркал».
Не все из артистов были тогда поняты, появившись раньше времени (такое нередко случается в музыке, литературе и прочих искусствах – авт.). Но дорожку ко второй волне панка, резво стартовавшую в середине 1970-х годов в Англии, где выделялись: Clash, The Damned, The Sex Pistols, Buzzcocks, The Jam, Stiff Little Fingers, Penetration, Sham 69, Gang Of Four, The Stranglers, The Undertones…и их хмурыми продолжателями в лице «новой волны», её готической разновидности, альтернативных течений рока, пост-панка, хардкора, нойза, инди и так далее, протоптали.
По нашей версии The Fall развили многие уже имеющиеся на то время находки. Категорически не желая копировать чужие идеи, они сумели создать свой неповторимый стиль! Парадоксальный, лаконичный, подчас угрюмый и искромётно весёлый, неудержимый и специфический, словно прославленный британский юмор! Их творчество имело скромный (хотя это с какой стороны посмотреть) мировой резонанс, занимая первые места в независимых музыкальных чартах и редко в официальных. Оно не породило много подражателей, так как было весьма самобытным и почти всегда заточенным на эстетику DIY (англ. аббревиатура от «Do It Yourself», подразумевающая, «сделанное своим руками», «в домашних условиях», «на коленке», «любительски», без привлечения больших активов и возможностей по распространению продукции крупных записывающих лейблов). Но зато среди них обнаружились такие гиганты, как Sonic Youth или Husker Du...

The Fall до поры до времени были широко известны лишь в узком кругу, что давало им возможность свысока и несколько горделиво поглядывать на других участников сцены. Всё изменилось с приходом в коллектив жены Марка по имени Брикс Смит. Поначалу к ней отнеслись скептически, так как в характере социопата Смита доминировали сардонические и язвительные нотки. Девушке сначала доверили бас-гитару, вокал, потом гитару. Со временем влияние Брикс распространилось на всю группу. Она «подтянула» (словно морщины на лице) ритм-секцию и «отстроила» саунд The Fall, приобрётший с тех пор вполне законченные черты. Его «центр» или «глаз урагана», по-прежнему, формировал незамутнённый Марк, периодически вопящий, словно турист, укушенный чёрной мамбой, превышая на тон или два основную тональность!
Концерты группы того времени были по-своему хороши! Некоторые из них, где The Fall иногда делили сцену с почти никому тогда неизвестными «австралопитеками» The Birthday Party (на минуточку, с верховодящим «карнавалом» Ником Кейвом), не менее отвязными, «милосердными» (словно саундтреки к слэшерам о Фредди Крюгере) «сестричками» из The Sisters Of Mercy и развесёлыми New Order (сформированными музыкантами Joy Division после смерти Яна Кертиса) изредка удостаивались скупой похвалы Смита. Предположим, что появление Брикс позволило сохранить The Fall свою непредсказуемость с более-менее, присущим поклонникам команды звуком, но без (бесивших многих) ноток высокомерия и безалаберности, присущих начальной стадии творчества формации.
До конца текущего года первые магазины сети «Леруа Мерлен» в России будут обновлены в соответствии с ребрендингом, сменив название и превратившись в «Лемана Про».
Апофеозом творческого взлёта The Fall на середину 1980-х стал, отпраздновавший ныне своё 40-летие, альбом «The Wonderful And Frightening World Of The Fall». Пластинка отлично проиллюстрировала найденный на тот момент баланс «падших», где нашлось место закоренелому панку, акустическим приблудам DIY-эстетики и вольготным формам современного искусства, отличающихся свободой от прямых и близких ассоциаций, демонстративной элементарностью сюжета, применяемых изобразительных средств, подчас именуемых «арт-перфомансами».
При создании «The Wonderful And Frightening World Of The Fall» музыканты начали сотрудничать с известным независимым лейблом «Beggars Banquet» (англ. «Банкет Попрошаек») и славно оттянулись! Звукозаписывающая компания дала им полный «карт бланш» в реализации идей и всё сложилось, как надо. Участниками записи стали: Марк Эдвард Смит — вокал; Брикс Смит — гитара, вокал; Крейг Скэнион — гитара; Стив Хэнли — бас-гитара; Пол Хэнли – клавишные, перкуссия; Карл Бернс – барабаны. Гэвин Фрайдей оформил вокал на «Copped It», «Clear Off!» и «Stephen Song». Тексты в основном принадлежали Марку и Брикс с периодическим участием остальным членов группы. Пластинку спродюсировал Джон Леки.
Работа вышла на виниловой пластинке и аудиокассете. Треки песен на виниле и кассете были разными, как и их хронометраж. Например, общее время винила заняло 40 с чем-то минут. Первая сторона пластинки была «Пугающей» («Frightening»). Начинаясь с «Lay of the Land» и продолжаясь «2 ? 4», «Copped It», «Elves». Вторая сторона была «Прекрасной» («Wonderful»). Там нашли своё место: «Slang King», «Bug Day», «Stephen Song», «Craigness» и «Disney’s Dream Debased».
Время звучания кассеты зашкалило за 70 минут! Многие треки на ней очень бодры и весьма близки к коренному панк-року, как близнецы-братья «Stephen Song» или «Lay of the Land». Среди песен: «2 ? 4», «Copped It», «Elves», «Oh! Brother», «Draygo’s Guilt», «God Box» также проскальзывают нотки хард-рока, поп-рока, рокабилли, диско, арт-панка. Монотональный вокал Марка, поддерживаемый вайбом хитро настроенных гитар и упругим барабанным ритмом в «Bug Day», «Craigness», «Slang King», местами «сваливается» в какое-то сомнительное «панк-фолк-психобилли» месиво, иногда «путая все карты». Но быстро оклёмывается и приводит слушателя в чувство (и даже в восторг), когда вы вдруг понимаете, насколько провокационен и полон ассоциаций подход лидера The Fall, как в композициях «Clear Off!», «Disney’s Dream Debased», «Pat-Trip Dispenser», «No Bulbs» и «c.r.e.e.p.».
Резюмируем. The Fall оказались вовсе не так просты и тупы, как, подчас, утверждала въедливая английская музыкальная пресса, вроде NME или Melody Maker. Смит, словно следуя заветам одного популярного поэта, относился к «хуле и похвале» музыкальных акул пера «равнодушно» и почти никогда «не оспаривал глупцов». Он методично делал своё любимое дело и «настрогал» более 90 альбомов, став одним из самых уважаемых и плодовитых независимых музыкантов своего поколения! Мнения по качеству его творений существуют самые разнообразные. По нашей версии, неуёмный Марк был очень склонен к экспериментам. Характер у Смита (как мы отметили выше) был также непростой. Немудрено, что за время существования коллектива в The Fall сменилось более 50 составов!
Как писал Мишель Уэльбек в своих «Репликах 2000»: «Тенденция к творческому оскудению в искусстве, таким образом, не что иное, как оборотная сторона характерной для нашего времени невозможности разговора…». Предположим, что Марк отлично понимал и тонко чувствовал этот грустный нарратив, борясь с ним своей нарочитой неудобностью и заковыристыми монологами, которые говорили сами за себя лучше всяких кажущихся, на первый взгляд, важными, но, оказывающихся на поверку пустыми (словно лопнувший воздушный шарик) словоизлияниями.
Как ни странно, его опусы совсем не выглядят анахронизмом сегодня. Да, Смиту были присущи периоды увлечения белым шумом, претенциозной поэзией и прочими ухищрениями. Тогда удача была не на его стороне. Слушать такие произведения непросто. Но The Fall, однозначно, побеждали там, где требовался нестандартный подход, свежий взгляд и витал дух новаций. Например, группа очень выиграла от нехватки своих виниловых пластинок. Позже они стали настоящими раритетами и стоят очень недёшево у разбирающихся в музыке людей. С течением времени The Fall, конечно, менялись. Но они вряд ли стали менее раздражающими и даже угрожающе-ершистыми, даже после того, как их саунд «пригладили» при переводе в цифровой формат. Словно в названии своего (также рекомендуемого нами слушателям) альбома 1985 года музыканты навсегда останутся «The Nation Saving Grace» – «Спасительным Изяществом Нации». И это, отнюдь, не пустые слова!
P. S. Ряд дополнительных рекомендаций по прослушиванию правильной (на наш взгляд) музыки приводим для Вас далее по ссылкам: Электронная книга и Аудиокнига.