Сегодня в нашем обзоре две свежие кинотеатральные премьеры, которые выходят на российские экраны: лучший фильм года по версии кинофестиваля в Каннах – драмеди от Шона Бэйкера «Анора» и семейный анимационный фильм от студии «DreamWorks» «Дикий робот».
Анора
(18+)
Реж. – Шон Бэйкер
В ролях – Майки Мэдисон, Марк Эйдельштейн, Юра Борисов, Карен Карагулян, Ваче Товмасян, Алексей Серебряков, Дарья Екамасова, Линдси Нормингтон, Айви Волк
Производство – США
Трагикомедия с нотками мелодрамы от артхаусного американского режиссера Шона Бэйкера, известного по фильмам: «Мандарин», «Проект Флорида» и «Красная ракета». Весной этого года «Анора» получила главный приз на Каннском кинофестивале – Золотую пальмовую ветвь.
Анора (Майки Мэдисон) работает стриптизёршей в чикагском клубе. Однажды её клиентом становится молодой забавный русский парень Иван (Марк Эйдельштейн), который после проведённого вместе времени приглашает девушку к себе домой на следующий день. Там Анора узнает, что это сын богатейшего русского олигарха (Алексей Серебряков). Между молодыми людьми завязываются романтические отношения, которые перерастают в брак. Вот только родители Ивана не в восторге от подобного союза своего сына и спешат вылететь из России в США, чтобы расторгнуть это недоразумение.
Шон Бэйкер вышел из дремучего андеграундного кино благодаря эксплуатации темы социального маргиналитета. В своих фильмах он то и дело ставил в центре сюжета обитателей социального дна. Китаец-мигрант в «На вынос», торговец подделками Лаки из «Принца Бродвея», транс-проститутки из «Мандарина», начинающая актриса из «Старлетки», мать-одиночка, докатившаяся до занятий проституцией из «Проект Флорида», отставной порно-актёр-неудачник из «Красной ракеты». Все эти персонажи вынуждены бороться за существование в нашем суровом мире. Но в чем талант Бэйкера как режиссера (а также сценариста и продюсера), так это в том, что постепенно он всё дальше отходил от чернухи, делая свои фильмы максимально зрительскими. Он талантливо оставляет за кадром многие неприглядные моменты, а его истории все сильнее эволюционируют из артхаусных драм в социальные драмеди. «Анора» на данный момент является вершиной этого вектора.
«Анора» кино не про интригу. Весь сюжет вывален в официальном синопсисе, и большинство зрителей точно знают, в каком русле будет развиваться эта история. Фильм расскажет историю современной Золушки, которая вытащила счастливый билет в роскошную жизнь. Но по законам жанра карета очень быстро превратилась в тыкву. Но так ли это плохо на самом деле? Картина вызывает любопытные размышления на этот счет.
Фильм условно можно разделить на две части, а также выделить пролог и эпилог. Сперва нас знакомят с Анорой, которая предпочитает, когда её называют Эни на американский манер. Это достаточно ушлая стриптизёрша, которая без зазрения совести окучивает подвыпивших клиентов, готовых наводнить её крайне минималистичное одеяние хрустящими зелёными купюрами. Яркая и соблазнительная на работе Анора живёт вместе со старшей сестрой в местном пригороде. Больше о ней неизвестно толком ничего, но это и не особо нужно.
Когда на сцене появляется Иван, стартует первая половина фильма, которая и рассказывает историю современной Золушки. Беззаботные дни с Ваней полны еще не забытой подростковой беспечностью. Герои изображают влюблённых, отрываются с друзьями и максимально праздно проводят время. Они настолько отрываются от реальности, что решают пожениться. Эту часть фильма можно смело назвать мелодрамой.
Когда о женитьбе единственного сына узнают родители-олигархи, начинается вторая половина, которая тут же меняет тональность на неимоверно смешную комедию с оттенками драмы. Армянский крёстный отец по имени Торос, его брат Гарник и его знакомый гоповатый Игорь по поручению матери Ивана первыми спешат к Ивану, дабы расторгнуть этот брак. И эти разборки с русско-армянским колоритом в центре Америки –просто потрясающе забавный балаган. Шон Бэйкер уже в «Красной ракете» показал своему зрителю, что еще как может в юмор и сатиру. Но здесь он превзошел сам себя. Романтическая мелодрама сменилась полукриминальной разговорной комедией (за это спасибо Торосу и Гарнику), которая подводит историю к финалу.
Разумеется, обойдёмся без спойлеров. Но кульминация, а вернее сказать, даже эпилог, у этого фильма носит наимощнейший психологический акцент. На контрасте с комедийным вторым актом это очень мощный аккорд, который завершает эту маленькую симфонию Шона Бэйкера. К слову о музыке. В фильме звучит несколько композиций (на пару секунд можно услышать даже Т.А.Т.У.), но как такового саундтрека у фильма нет. То ли чтобы не заглушать звуки голосов (а кино-то диалоговое), то ли чтобы подчеркнуть реализм происходящего на экране.
Для мирового зрителя актёрский состав фильма не имеет звезд первой величины (Бэйкер редко снимает известных актёров). Но для российского зрителя приглашение на две центральных роли – Марка Эйдельштейна и Юры Борисова – стало приятной неожиданностью. Первый – восходящая звезда российского кино, второй – уже вполне оформившийся колоритный драматический актёр. И если герой Борисова – это смесь его же персонажей из «Купе №6» и «Кентавра», то Эйдельштейн приятно удивил. Он не только отлично вписался в саму историю, но и в нужные моменты деликатно занимал на экране ведущую роль. Любопытно, но персонажи Эйдельштейна и Борисова практически не взаимодействовали на всем протяжении ленты.
На пару минут забежал сюда и Алексей Серебряков, естественно в роли олигарха (чем-то отдалённо напоминающего Дмитрия Пескова). За большую часть юмора отвечали Карен Карагулян (давний друг Шона Бэйкера, снимался в его фильмах неоднократно) и Ваче Товмасян. Их экранный перфоманс можно назвать репрезентацией армянской нации западному зрителю (возможно своё значение также сыграл превосходный отечественный дубляж).
Майки Мэдисон – главная звёздочка этого фильма, который можно назвать двухчасовым бенефисом этой малоизвестной молодой актрисы. Здесь девушка раскрывает весь свой эмоциональный спектр. Разумеется, под чутким руководством режиссера, которому далеко не впервой снимать кино о работниках секс-индустрии. Возможно, Майки ждёт номинация на Оскар.
О морали фильма мы уже вскользь упомянули. Открытий Бэйкер не делает: героиня выносит из этой истории ценный жизненный урок. За два с небольшим часа времени Анора превращается из легкомысленной эскортницы в обычную девушку, у которой есть своя жизнь, свои мечты и свои чувства. Через похожую арку проходит и герой Юры Борисова, что вновь напоминает «Купе №6». Если отбросить обёртки, то это кино о людях и нелюдях, скрывающихся за человеческим обликом. Маргинал может оказаться человечнее богача, а подобное тянется к подобному. Человеческая комедия окончена, занавес.
Эпикриз: «Анора» – один из лучших фильмов этого года. Не из-за самой истории, а из-за того, как она показана и какие выводы из неё следуют. Оскаровское жюри зачастую обходит стороной каннских лауреатов, но свою минуту славы (и надеемся, статуэтку) Шон Бэйкер получит.
В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Анора» (2024), реж. – Шон Бэйкер.
Дикий робот
(6+)
Реж. – Крис Сандерс
В ролях – Лупита Нионго, Педро Паскаль, Кит Коннор, Билл Найи, Стефани Сюй, Мэтт Берри, Винг Реймз, Марк Хэмилл, Кэтрин О’Хара
Производство – США
Семейный анимационный фильм от студии DreamWorks. Режиссером стал Крис Сандерс, некогда поставивший «Лило и Стич», «Как приручить дракона», «Семейка Крудс» и «Зов предков». Лента на этой неделе выходит в цифре.
Действие мультфильма разворачивается в далёком будущем. ROZZUM 7134 или просто Роз – робот-компаньон, который из-за крушения оказывается на необитаемом острове вдали от цивилизации. Там, следуя программе, Роз оказывается ответственной за воспитание и обучение маленького гусёнка, которого называют Светлячком. Помогать с этим Роз будет местный плут – хитрый лис по имени Финк. Успеть нужно до осени, иначе Светлячок не сможет мигрировать с остальными гусями и будет вынужден провести зиму на острове.
На самом деле «Дикий робот» раскрывает своё содержание уже на уровне знакомства с постером. Вы видите робота, который живёт со зверями. Можно предположить, что он выучил их язык и умеет с ними общаться. Также, скорее всего, у них появится общий враг, от которого робот будет всех защищать. А мораль сведется к базовым понятиям о взаимопомощи, единстве, защите природы и т.п. Примерно так всё и есть на самом деле. Но вместо вердикта «можно смело пропустить» или «смотреть фоном, детям сойдёт» мы скажем, что «Дикий робот» – один из лучших мультфильмов года, с которым всем любителям анимации стоит обязательно ознакомиться. Хотя бы для того, чтобы увидеть, как из простой и до боли заезженной идеи сделать невероятно душевное, тёплое, до боли трогательное, интересное и выразительное произведение искусства.
Но сюжетная простота «Дикого робота» является таковой только на первый взгляд. На самом деле мультфильм содержит в себе несколько параллельных линий повествования, каждый из которого ставит перед зрителем ряд проблемных вопросов. DreamWorks – это не Disney, поэтому в мультфильме сразу оговаривается, что природа – это опасное место, где установлен свой жестокий порядок вещей. Одни животные по своей природе вынуждены питаться другими. Такова жизнь, и от этого никуда не деться. Обитатели острова знакомы друг с другом, но это не избавляет их от вынужденной охоты друг за другом. Поэтому Роз вынуждена обучать гусёнка Светлячка, чтобы тот отправился в миграцию, а не стал едой одному из хищников или не замёрз зимой на острове. Таков правильный порядок вещей. Вставить в детский мультфильм подобный дискурс смело и рискованно.
Закончить размышления можно и вовсе придя к мысли, что человечеству надо создавать роботов не для облегчения собственной жизни и поднятия уровня комфорта, а для защиты природы от разрушительных действий этих самых людей. Люди и без роботов сумели захватить всю планету, стерев с лица земли сотни тысяч биологических видов живых существ и представляя опасность для множества других. Такие идеи не постулируются с экрана, но лента волей-неволей заставляет задуматься об этом.
Как мы уже сказали, в центре истории робот по имени Роз, которая выбирает себе задание поставить на крыло молодого гусёнка. По мере общения с ним, а также с примкнувшим к ним лисом, Роз всё больше отходит от заводских алгоритмов. Она, как бы это не парадоксально, учится руководствоваться не разумом, а сердцем. И да, наличие у роботов сердца – вопрос дискуссионный, но здесь не об этом. Мы всё же смотрим детский мультфильм! Именно пробудив в себе человечность, Роз в глазах обитателей острова превращается из чужеземного монстра в одну из них, а после и вовсе в их защитницу и хранительницу.
Помимо обилия пищи для размышления, здесь прекрасный визуальный ряд, который использует любопытное комбинирование стилей анимации. Все роботы изображены в привычном классическом 3D, тогда как растения и фоны – в 2D, а животные – в 3D, стилизованном под 2D. Это позволяет создать оригинальную, а главное, живописную картинку. Яркие цвета и высокие контрасты более характерны для всего, что создано людьми в мире этой ленты, тогда как природные объекты выглядят максимально гармоничными с окружающей средой.
Есть у этой картины и слабая сторона: она вряд ли сколотит вокруг себя фан-базу и сможет надолго врезаться в память. Здесь нет таких колоритных персонажей вроде того же Шрека или Кота в сапогах, вокруг которых можно выстроить целую прибыльную франшизу. В наше время люди неохотно идут в кино на неизвестные проекты, отдавая предпочтения как раз-таки сиквелам, приквелам, ремейкам и перезапускам. «Дикий робот» по итогам мирового проката едва смог выйти в ноль, что, очевидно, ставит крест на потенциальных продолжениях.
Эпикриз: «Дикий робот» правильное и нужное сейчас зрелище. Оно создано, чтобы хоть немного напомнить людям об окружающем их мире, который просто прекрасен. Людская погоня за развитием и прогрессом ослепляет и может очень неприятно аукнуться в будущем. Не стоит забывать о том, что мы тоже часть природы.
Хороших выходных и приятного просмотра!