Версия // Культура // «Гладиатор 2» и «Присяжный номер два» – обзор новинок кино

«Гладиатор 2» и «Присяжный номер два» – обзор новинок кино

3379

Повторение пройденного материала

«Гладиатор 2» и «Присяжный номер два» – обзор новинок кино
В разделе

Наконец-то мы добрались до громкой премьеры – в мировом прокате идёт «Гладиатор 2» от Ридли Скотта. Вторым фильмом обзора стал судебный драматический триллер от Клинта Иствуда «Присяжный номер два».

Гладиатор 2

(18+)

Реж. – Ридли Скотт

В ролях – Пол Мескал, Педро Паскаль, Конни Нильсен, Дензел Вашингтон, Джозеф Куинн, Фред Хекинджер, Лиор Раз, Дерек Джекоби, Питер Менса

Производство – США, Великобритания, Марокко, Канада

Исторический драматический боевик – сиквел одноимённой ленты 2000 года. Режиссером остался Ридли Скотт, который после провала «Наполеона» решил возродить один из своих лучших фильмов.

Действие фильма происходит спустя тридцать лет после смерти Марка Аврелия. На престол взошли императоры-близнецы Гета (Фред Хекинджер) и Каракала (Джозеф Куинн), которые погрузили державу в коррупцию, расточительство и разврат. В это время прославленный полководец Марк Акаций (Педро Паскаль) осаждает последний свободный от римского владычества город в Нумидии, где живет повзрослевший Луций (Пол Мескал) – сын Луциллы (Конни Нильсен) сестры покойного императора Комода и прямой наследник престола.

Как Ридли Скотту удаётся постоянно выбивать деньги на свои проекты у студий? Вопрос, на который сложно найти ответ. После сокрушительного провала «Наполеона» в прокате и разгрома от критиков и зрителей режиссёру выделяют $250 млн на еще одну историческую драму. При том, что идеи о продолжении «Гладиатора» зародились сразу после его триумфа в 2000 году. Но хитрый английский режиссер держал его у себя в рукаве на чёрный день, постоянно откладывая съемки сиквела. На сегодняшний день фильм уже месяц находится в мировом прокате и сумел собрать только $320 млн, что, очевидно, сулит мощнейший провал (чтобы выйти в ноль, ему надо заработать более $500 млн). Даже если он каким-то чудом сумеет набрать полмиллиарда и окупиться, то принести ощутимые прибыли фильму явно не судьба. Разбираемся, что с ним не так.

Ридли Скотт, при всех своих промахах последнего времени – режиссер культовый. Экспериментатор, новатор и авантюрист, который двадцать четыре года назад дал вторую жизнь целому жанру – своим «Гладиатором» Ридли воскресил пеплум на целое десятилетие. После чего жанр перекочевал преимущественно на ТВ, где неплохо обитает по сей день.

Сетуя на то, каким получился «Наполеон» многие критики и просто киноманы отнеслись к съемкам сиквела «Гладиатора» с большой опаской. Кто знает, что придёт в голову престарелому режиссеру, как он захочет переосмыслить эту историю или придать ей нотки современных веяний. Но то ли сам сэр Скотт устал от экспериментов, то ли студии пристально наблюдали за процессом и контролировали съемки, но «Гладиатор 2» пошел самым простым из всех возможных путей для любых продолжений. Фильм взял всё, что было в оригинале, и выдал вдвое больше. Наибанальнейший приём, который временами работает. Так Джеймс Кэмерон не так давно сделал со вторым «Аватаром».

Ридли Скотт не стал изобретать велосипед и показал нам практически того же самого «Гладиатора» только усилил его ключевые моменты в два раза. В первой части были на арене тигры? Здесь будет носорог, бабуины и акулы! В первой части у героя был один гладиус в руках? Тут будет два! Был один коварный император Комод? Здесь из двое – Гета и Каракала! Открывала оригинал сцена сражения в лесу? А здесь будет штурм нумидийского порта на кораблях! Там был генерал Максимус, здесь же целый наследник престола Луций! И всё в таком духе. Пошло ли это картине на пользу? Нет.

Про историческую достоверность пускай спорят историки. К чести Ридли, здесь он на неё не претендует совершенно, как было и в оригинале. Максимус являлся полностью выдуманным персонажем, как и его отношения с Марком Аврелием, и убийство Комода на арене, и все основные сюжетные ходы, кои в реальности не могли существовать в принципе. Здесь то же самое – фильм не претендует на достоверность и аутентичность. Разница в том, что при всех допущениях у первого фильма получалось казаться правдоподобным. У второго с этим действительно существует ряд проблем, которые возникают напрямую из-за отсутствия чувства меры у её создателей: их основная задача заключалась скорее в развлечении зрителей, чем в сохранении духа оригинала.

Из этого вытекает следующая проблема – недостаток драмы. Если Максимусу было очень сложно не сопереживать, то Луций подобных чувств не вызывает. Мотивы его мести понятны. Но эта трагедия не работает так, как было в первой части. Герой половину фильма чётко идёт к своей цели, а когда достигает её, в тот же миг меняется. Это смотрится совершенно ненатурально и окончательно рушит всю драматичность сюжета. В попытках схватить зрителя за душу это кино безнадёжно проваливается.

Итак, главными проблемами «Гладиатора 2» являются сюжетная вторичность, неправдоподобность, упор на зрелище в ущерб драме. В остальном он также безуспешно пытается дотянуться до оригинала, соответствовать ему как можно больше, но не может. Так, натуральные съемки, которыми была хороша первая часть, здесь дополнили огромным количеством компьютерной графики, которая выделяется на общем фоне (особенно плохо получились животные на арене). Отдельно скажем про саундтрек. Насколько он был ярким и запоминающимся в первой части, настолько здесь он невзрачный и посредственный. В местной музыке радует только одно – она не осовременена.

Но есть здесь и светлые пятна. Так, вдоволь покуражился на съёмочной площадке Дензел Вашингтон, который исполнил роль харизматичного мерзавца. Торговец рабами в его исполнении в актерском плане лучшее место картины. Не удивимся, если он получит номинацию на Оскар за лучшую второстепенную роль. Пол Мескал здесь не поражает. Мы уже отметили, как сценаристы бездарно попытались развить его героя. Актёр фактурно смотрится в образе гладиатора, но более глубоких эмоций не вызывает. Он не пытается быть как Максимус, но стать кем-то еще у него не получается. Колоритными получились Гета и Каракала, олицетворяющие собой собирательный образ большинства «плохих» императоров Римской империи.

Эпикриз: Если же смотреть в отрыве от первоисточника, (до которого ему как до Луны) это кино всё же стоит просмотра. Оно способно развлечь рядового зрителя, тем более свежих конкурентов в жанре пеплум у него нет. Фильм мог бы побороться за Оскары в технических номинациях, если бы не выход весной второй «Дюны» которая в визуальном плане превосходит «Гладиатора 2» на голову.

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Гладиатор 2» (2024), реж. – Ридли Скотт.

Присяжный номер два

(18+)

Реж. – Клинт Иствуд

В ролях – Николас Холт, Тони Коллетт, Крис Мессина, Гэбриел Бассо, Зои Дойч, Дж.К. Симмонс, Кифер Сазерленд, Седрик Ярбро, Эдриэнн С. Мур

Производство – США

Судебный драматический детектив, снял который замечательный актёр и режиссер Клинт Иствуд («Непрощенный», «Совершенный мир», «Мосты округа Мэдисон», «Малышка на миллион», «Чудо на Гудзоне» и др.).

В центре этой истории – примерный семьянин Джастин Кемп (Николас Холт), чья супруга на последнем месяце беременности. Он избран в качестве присяжного по делу о жестоком убийстве парнем собственной девушки. В ходе судебного заседания Джастин понимает, что он сам является участником этой тёмной истории, произошедшей год назад. Теперь ему предстоит сделать тяжелый моральный выбор.

«Присяжный номер два» – это смесь «Преступления и наказания» Фёдора Достоевского и «12 разгневанных мужчин» Реджинальда Роуза. Фильм, с одной стороны, приоткрывает завесу над работой присяжных заседателей, с другой – ставит перед зрителями моральную дилемму, которая сводится к извечному противостоянию правды и справедливости. Лента уже успела провалиться в прокате, но это не делает её хуже.

Не успели еще утихнуть страсти, которые возбудил в мире киноискусства второй «Джокер», который тоже являлся судебной драмой. Вернее, пытался такой быть, потому что даже в этом жанре фильм показал себя плохо. Этого нельзя сказать про «Присяжного номер 2», который смотрится достаточно бодро, остро и оригинально. Клинт Иствуд постарался сделать своё кино интересным, а не только интегрировал в него правильную мораль. Судебные процедуралы далеко не всегда могут похвастаться тем, что зрителя временами охватывает чувство тревоги за главного героя. Поэтому можно сказать, что «Присяжный номер 2» подучился полноценным драматическим триллером. Детективная же часть в нём работает немного не так, как принято. Дело в том, что зритель уже в первой трети фильма понимает, кто прав, кто виноват, и после по ходу сюжета эта расстановка коренным образом не меняется. Поэтому не стоит ожидать увидеть здесь полноценный детектив.

Несмотря на то что многие последние фильмы Иствуда внешне были похожи на артхаус, здесь же матёрый режиссер вернулся к картинке и форме классического жанрового кино.

Главного героя исполнил здесь Николас Холт, который может с одинаковой лёгкостью играть как сугубо положительных светлых персонажей, так и убедительно воплощать на экране образы истинных подонков (как в «Убей своих друзей», например). У Иствуда он предстаёт как олицетворение правильного парня: бросил пить четыре года назад, встретил любимую женщину, которая ждёт от него ребёнка, он содержит семью и трудится на благо общества. В общем, сущий ангел. Но лента неторопливо демонстрирует его моральную внутреннюю деградацию. И это выглядит очень любопытно.

Прелесть этого фильма не в самом сюжете, а в том, на какие мысли он наводит в итоге. Да, правосудие моральное и правосудие законное зачастую расходятся. Здесь как раз-таки говорится про это. Причем чем ближе к финалу, тем сильнее и четче становится противоречие. Клинт Иствуд зачастую касается подобных тем – взять хотя бы «Чудо на Гудзоне» или «Дело Ричарда Джуэлла». Здесь же режиссер подошёл к проблеме с другой стороны – со стороны закона. Он буквально пытается пойти против выводов, которые сделали его предыдущие картины. И Иствуд не боится этого. Он боится не быть объективным.

Эпикриз: Клинт Иствуд даже в свои 94 года может снимать крепкое и качественное, а главное, интересное кино. Любители жанра могут без опасений ознакомиться дома.

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 06.12.2024 17:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх