Версия // Конфликт // Какие условия создаёт РЖД для своих пассажиров

Какие условия создаёт РЖД для своих пассажиров

613

Ветхий сервис

Какие условия создаёт РЖД для своих пассажиров (фото: otzovik.com)
В разделе

Дорога домой однажды может оказаться худшей в жизни. Для этого нужно немногое: отправиться в отпуск и обратно поездом. Перевозчик сделает всё от него зависящее, чтобы поездка запомнилась на всю жизнь. Пока где-то запускаются новые «Ласточки» и ходят современные двухэтажные составы, путешествие на юг России по-прежнему является затеей для настоящих экстремалов. История реальная, все факты имели место на самом деле. Дата – 1 сентября 2025 года, маршрут следования – из Ростова-на-Дону в Москву.

За последние несколько лет внутренний туризм стал фактически безальтернативным: часть стран Европы закрыли границы, а те, что не закрыли, для отпускника подорожали в 4–5 раз. Турция больше не «Анапа для бедных», а курортные городки Черногории внезапно превратились в отдых премиум-класса. Выбираем Россию и гадаем, что делать, если в августе хочется на море, а морей на всю гигантскую страну, из тех, где можно загорать и купаться, а не мёрзнуть летом в осенней куртке, всего три?

Балтийское исключается, билеты на самолёт до Калининграда в самый разгар сезона стоят дороже, чем до Токио. Чёрное откровенно надоело, не говоря уже о постоянных вспышках ротавируса и полном несоответствии цен качеству услуг. А на Азовском не были ни разу – решено, едем в Таганрог. Ну и что, что там постоянно объявляется беспилотная и ракетная опасность и не работает мобильный интернет. Море – вот оно, старинные особняки и домик Чехова тоже никуда не делись.

Неделя на отдыхе прошла незаметно, пора возвращаться в Москву. Полтора часа в кондиционированной электричке до Ростова-на-Дону, вокзал, видим нужный нам поезд. Здесь стоит сделать отступление. Цены на поездки внутри России закономерно взлетели до небес, в первую очередь на самолёты. Делать нечего, надо подтянуть пояса, чтобы помочь бедному «Аэрофлоту». Подорожали и услуги РЖД, но как же здорово изменились сами поезда! Никаких больше закрытых на время остановок туалетов, кондиционеры, нормальная еда. Так что пусть дороже, но теперь хоть можно путешествовать по-человечески. К хорошему быстро привыкаешь, от плохого быстро отвыкаешь, поэтому когда это «плохое» внезапно возвращается, ощущаешь себя полностью сбитым с толку.

Кипяток XX века

В Ростов ехали на поезде Москва – Грозный. Честно: до посадки было страшновато. Но всё оказалось в порядке: вежливые проводницы, чистый вагон, всё современное и исправное. Обратный состав оказался полной противоположностью. Урок на будущее: при покупке билетов обязательно «пробивать» через Яндекс номер поезда, откуда и куда он на самом деле следует, а после читать отзывы.

В билете был указан маршрут Ростов-на-Дону – Москва. А точно ли так? Вбиваем номер в поиск, результат: «Новороссийск – Москва». Вроде бы не страшно. Но оказавшись внутри и отойдя от первого шока, подходишь к двери туалета и видишь на ней надпись, свидетельствующую о том, что 233-й – и не 233-й вовсе, а 033С, который на самом деле следует в Москву из Нальчика. А шок был вот почему. На улице – жара, примерно +35 в тени. В раскалённом вагоне ни намёка на работающие кондиционеры, ощущение, что находишься в духовке. Да и сам вагон выглядит как призрак 90-х. Грязный, обшарпанный, со скрипящими дверями.

По теме

А биотуалет! На остановках его действительно не закрывали, пользуйтесь, сколько угодно. Но пользоваться как-то не хотелось. Бумаги нет, унитаз родом из тех старых времён, когда каждая поездка на поезде была незабываемой. Откуда взялась приставка «био», не очень понятно, так как все «отходы производства» при нажатии мощной металлической педали 40-летней давности летели прямо на железнодорожные пути.

А потом смутил запах, который прекрасно ощущался в купе, как только поезд начал свой путь от Ростова. «Горим, ей-богу, горим!» – слышалось от соседей. Когда горит квартира, это страшно. Когда пожар случается в поезде на ходу – ещё страшнее. Но всё оказалось не столь катастрофично: проводница просто-напросто растапливала хитрое приспособление, чтобы из него через некоторое время можно было налить в кружку кипятка. Сложно сказать, какого года выпуска был этот бойлер, но, кажется, Ленина он точно видел. А возможно, и Наполеона. В этот момент захотелось высунуться из окна, чтобы посмотреть на локомотив: вдруг его по старинке топят углём? Но не высунешься: окна наглухо закрыты. Даже при +35 снаружи и +45 внутри.

Три года в Россоши

Было ещё одно хитрое приспособление: гордо лежащий в коридоре «пилот», шнур которого уходил куда-то в неведомые дебри. Зачем? Ответ нашёлся быстро: оказывается, розетки в купе не работают. То есть ноутбуком воспользоваться невозможно, а чтобы зарядить телефон, приходится оставлять его в проходе – мало ли что случится? И оно, конечно, случилось. На ночь мы положили заряжаться пауэрбанк. Утром – ни его, ни зарядки. Начальница поезда прибыла незамедлительно и с ходу обвинила нас в том, что мы оставили ценные вещи без присмотра, отметив, что если мы хотим разбирательств, то придётся останавливать состав и шерстить всех пассажиров: «А вам это надо?» На самом деле, конечно, поезд следовал бы своим путём, а инцидентом занималась бы транспортная полиция прямо по ходу движения, но об этом мы узнали намного позже.

Начальница, само собой, опросила пассажиров. Пассажиры, само собой, развели руками. В том числе и замечательный сосед по вагону, огромный мужчина лет 50 с бинтами на ногах, который ночью усиленно интересовался, вдвоём ли мы с женой едем в купе или есть кто-то ещё. Это было в Россоши, вышли покурить. И ладно бы в мрачном молчании, которое вполне соответствовало духу этого увлекательного путешествия. Вместо этого был монолог: «На войну вот еду… А Россошь помню хорошо, три года здесь сидел. Хорошее было время: молодняк, помнится, себе «ежи» из вилок делал, чтобы заглотить и в больнице оказаться. А чего там, потом желудок вскроют, ничего страшного, просто шрам. Чётко жили, по-человечески. Не то что сейчас. Да и молодёжь вся не та, один ссыкливее другого». После таких откровений очень хотелось закрыть дверь своего купе ломом. На всякий случай.

Но вернёмся к случаю с пауэрбанком. «Могу предложить вам бонусы от РЖД», – сказала начальница поезда. Правда, что за бонусы, объяснить так и не смогла. Как и то, когда мы их получим (если получим). В ответ на отказ предложила 1 тыс. рублей, а при словах, что пауэр­банк и зарядка вкупе стоят втрое больше, упомянула что-то про вымогательство.

По прибытии в Москву мы, разумеется, написали жалобы в РЖД. До сих пор они остаются без ответа. «Российские железные дороги» позиционируют себя как современная, развивающаяся компания. Можно понять и простить то, что не по всем направлениям удаётся запустить новые поезда: Россия слишком большая, не везде это целесо­образно с финансовой точки зрения. Но если в билете указано, что в вагоне есть биотуалет и кондиционер, это должно быть на самом деле так, не правда ли? А поезд, следующий по популярному направлению, где бойлер топят буквально дровами и не работает ни одна из розеток ни в одном из купе… Это даже не прошлый век. Но в РЖД вам об этом не расскажут и деньги за билет не вернут.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 06.10.2025 10:40
Комментарии 1
Еще на сайте
Наверх