Версия // Культура // «Наша Версия» подводит итоги 2023 года в мире кино

«Наша Версия» подводит итоги 2023 года в мире кино

7819

Шатание богов

«Версия» подводит итоги 2023 года в мире кино (фото: Wikimedia Commons/ Fabebk)
В разделе

2023 год стал для мировой киноиндустрии переломным. Кризисы долгоиграющих франшиз, упадок Disney, забастовки голливудских гильдий – всё это и не только в нашем итоговом дайджесте.

Рекорд «Чебурашки» и укрепление российского кинематографа

Мало кто мог ожидать от безобидного и не особо амбициозного проекта лайв-экшн адаптации культового советского мультфильма кассовых сборов почти в $92 млн! Думаем, даже создатели не рассчитывали на подобное. Конечно, в корне подобного успеха лежит исчезновение из официального отечественного кинопроката мировых блокбастеров, которые могли бы составить конкуренцию «Чебурашке» и удачное время выхода сразу на новогодних праздниках. Ну и не стоит отрицать художественные заслуги – создатели фильма постарались не изгадить советское наследие, поэтому на выходе получилось доброе семейное кино.

(фото: кадр из трейлера фильма «Чебурашка» (2023), реж. – Дмитрий Дьяченко)
(фото: кадр из трейлера фильма «Чебурашка» (2023), реж. – Дмитрий Дьяченко)

Нельзя не отметить тот факт, что, вопреки некоторым прогнозам, большая часть кинотеатров в России продолжает работать в прежнем режиме. Более того, интенсивная господдержка индустрии, а также развитие стриминговых сервисов обеспечивают постоянный поток премьер. Это касается как полнометражных работ, так и сериалов. Последние и вовсе постепенно выходят на мировой уровень по качеству, что не может не радовать целевую аудиторию. Взять хотя бы «Слово пацана», «Короля и Шута» или даже «Кибердеревню». Современные сериалы делают вокруг себя много медийного шума, что волей-неволей обеспечивает рост аудитории. Ориентация сугубо на внутренний рынок, а также протекционистская политика Министерства культуры помогают как кинотворцам, так и кинотеатрам.

Триумф студии А24

На церемонии Оскар в этом году триумфатором стала независимая фантастическая комедийная драма «Всё, везде и сразу». Еще после первого просмотра почти два года назад, (в апреле 2022 года) мы сразу же отметили шедевральность произведения. Спустя год на церемонии вручения наград киноакадемии лента забрала семь статуэток: три актёрских, сценарий, монтаж, а также режиссуру и звание лучшего фильма года. Что здесь примечательного? А то, что А24 – независимая студия, которая продвигает в основном артхаусные проекты не для совсем широкой аудитории.

Можно вспомнить 2017 год и сказать, что А24 уже забирала главный Оскар с драмой «Лунный свет». Но все мы помним ту церемонию и вызванное ей негодование. Да и картина была сугубо артхаусным фильмом. «Всё, везде и сразу», в свою очередь, филигранно стирает грань между мейнстримом и авторским кино, хитроумным образом использует проверенные штампы, смешивает абсурдный юмор и сильнейшую экзистенциальную драму, а также отсылает к другим картинам и режиссерам. Так что на выходе получается настоящий шедевр мета-кино. И академики признали, что за сложным кино – будущее.

(фото: кадр из трейлера фильма «всё, везде и сразу» (2023), реж. – Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт)
(фото: кадр из трейлера фильма «всё, везде и сразу» (2023), реж. – Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт)

Так, в этом году А24 выпустила ряд достаточно крепких картин: получившая четыре награды Каннского кинофестиваля историческая военная драма «Зона интересов», медитативная драма «Прошлые жизни», один из лучших фильмов ужасов этого года «Два, три, демон, приди!», биографическая драма «Стальная хватка», фантастическая трагикомедия «Герой наших снов». Обзор двух последних фильмов из этого списка ждите в январе. Как можно увидеть, студия не останавливается на достигнутом, а продолжает грамотно и разборчиво подбирать проекты, многие из которых выводят артхаус из тени.

Забастовка голливудских сценаристов + актёров

Сценаристы бастуют далеко не первый раз. Предыдущая состоялась в 2007 и, по разным оценкам, стоила продюсерам от 1 до 2 миллиардов долларов. Но забастовка Гильдии этого года является крупнейшей с 80-х годов прошлого века. Как обычно это бывает, причиной недовольства стали недостаточные гонорары, которые ушлые студийные боссы не спешат увеличивать. Также одной из причин стало нежелание делиться прибылью с набравших популярность в постковидные годы стриминговых сервисов. И вишенкой на торте стало требование ограничить использование в киноиндустрии нейросетей вроде нашумевшего ChatGPT. Это оправдано, так как современные нейросети уже могут составлять сценаристам серьезную конкуренцию. Возможно, студиям удалось бы подавить недовольных, но Гильдию сценаристов поддержала Гильдия актёров, чьи требования были в общем и целом схожи. Стартовав в апреле, забастовка продлилась до ноября.

После длительного сопротивления и поливания друг друга помоями стороны пришли к компромиссам, которые будут постепенно достигаться в 2024 и 2025 годах. Тем не менее релиз многих кинопремьер (например, второй «Дюны», почти всех грядущих проектов от Marvel, нового «Блейда» и очередных «Трансформеров») были передвинуты на следующий год. Сколько миллиардов из-за этого потеряли студии, пока что остаётся только догадываться, но счёт должен пойти на десятки. С другой стороны, успех забастовки – еще одно доказательство, что объединённым протестом можно достичь своих целей в гражданском обществе. Даже когда идёшь против многомиллиардных транснациональных корпораций.

Провал DC

У принадлежащей Warner Bros. подразделения DC Comics в этом году не получилось выпустить ни одного приличного фильма, который смог бы выйти в плюс. «Шазам! Ярость богов» заработал $133 млн. при бюджете в $125. То есть принёс убытки на $90 млн. без учёта трат на маркетинг (чтобы картина вышла в ноль, её сборы должны превышать бюджет в 2 раза, так как 50% выручки остаётся у кинотеатров). «Синий жук» с бюджетом в $120 млн. собрал лишь $129 млн., итого убытков еще почти на $100 млн. Ну и «Флэш», на который студия возлагала огромные надежды и он также с треском провалился, собрав $270 млн. при бюджете в $200 млн., что означает убыток в размере $130 млн. Повторимся: эти расчеты не включают траты на рекламу, которая может составлять сумму, равную бюджету проекта. Короче говоря, Джеймс Ганн, новый глава DC, пришел на работу в не самый удачный момент.

(фото: кадр из трейлера фильма «Флэш» (2023), реж. – Андрес Мускетти)
(фото: кадр из трейлера фильма «Флэш» (2023), реж. – Андрес Мускетти)

Что касается причин провалов, то здесь виновником стал не столько охладевший к супергероике зритель, сколько низкое, а зачастую отвратительное качество продукта. Если «Флэша» еще можно посмотреть, то вот второй «Шазам» и «Синий жук» – просто ужас. И на десерт – сиквел «Аквамена» который только-только вышел в прокат, показывает самые низкие кассовые сборы за первые выходные в сравнении с любым супергеройским фильмом этого года (до него эта честь была в руках второго «Капитана Marvel», но про них чуть ниже). С другой стороны, Джеймсу Ганну уже не придется насильно сворачивать наследие Снайдервёрса. Он схлопнулся и без его участия (киновселенную DC, которую в своё время с переменным успехом пытался создать Зак Снайдер). Но, как бы печально не шли дела у DC, их конкурентам досталось сильнее.

Катастрофа Disney

Если киностудия Warner Bros. села в лужу в основном из-за супергеройского подразделения, то Disney опростался почти на всех фронтах. Подробное подведение финансовых итогов года Disney заняло бы у нас еще одну статью, поэтому ограничимся общими представлениями. Главный фактор, который должен внушать опасения руководству: ни один проект студии и её «дочек» не собрал в прокате миллиард долларов. А напомним, что миллиард собирала как минимум одна работа студии ежегодно с 2014 года (исключая ковидный период). Ближе всего к миллиарду сумели подобраться третьи «Стражи галактики» ($871 млн), снял которую всё тот же Джеймс Ганн, ушедший к конкурентам. Остальные кинопроекты либо имели небольшие прибыли, либо вышли в ноль.

Провалами стали «Индиана Джонс и колесо судьбы» (бюджет $295 млн, сборы – $309, убыток – $284 млн.) и «Капитан Марвел 2» (бюджет $220 млн, сборы – $205, убыток – $215 млн.), в общей сложности опустив «мышиный дом» на полмиллиарда долларов! И это в юбилейный год для студии… Ах да, мультипликационные отделы тоже не порадовали. «Заветное желание» стало для студии нежелательным провалом, и убытки по результатам проката составляют приблизительно $250 млн. А про позорное содержание ленты мы подробно описали в обзоре. «Элементарно» от еще одной дочки Disney – Pixar едва-едва сумел выйти в плюс (спасибо азиатскому зрителю)! Но и это не повод для радости.

(фото: кадр из трейлера фильма «Заветное желание» (2023), реж. – 
Крис Бак, Фон Вирасунторн)
(фото: кадр из трейлера фильма «Заветное желание» (2023), реж. – Крис Бак, Фон Вирасунторн)

Их конкуренты – «Ворнеры» смогли выпустить в прокат «Барби», которая играючи собрала полтора миллиарда. Disney в этом году ответить уже нечем. Конечно, с учётом парков развлечений, мерчендайза и прочих проектов корпорации акционеры всё еще имеют прибыль. Но если дело с кино и анимационным производством пойдёт в том же духе, глиняные ноги колоса неминуемо дадут трещину. И тут либо Боба Айгера (нынешнего главу студии) попросят выйти на мороз, либо он сам пересмотрит собственные взгляды на то, как надо вести бизнес.

В художественном плане всё ещё хуже, чем с цифрами. Студия не подарила зрителям ни одного хита, который действительно можно назвать таковым. Да, третьи «Стражи галактики» вышли неплохим фильмом, но это в сравнении с другими представителями жанра, которые уже давно себя исчерпали. В остальном о былом величии не говорит ни одна их работа. Некоторые картины студии остались просто незамеченными, вроде сносного «Особняка с привидениями» или «Питера Пена и Венди», которого разгромили и критики, и зрители. Дела в «мышином королевстве» идут не лучшим образом, и это заметно всем.

Барбигеймер

Это одно из ярчайших событий современного кино, рекламная кампания, которая вышла из-под контроля. Исток «Барбигеймера» кроется в следующем – ушедший от «Ворнеров» к Universal Pictures Кристофер Нолан решил выпустить свой новый фильм 21 июля 2023. И это был «Оппенгеймер» – тяжелая биографическая драма о тяготах разработки ядерного оружия. «Ворнеры» решили отомстить отступнику и поставили на ту же дату премьеру своего хита – комедийный мюзикл «Барби». По их прогнозам, «Барби» в разгар летнего сезона должна была отвлечь основную зрительскую массу на себя. И так бы оно и произошло, если бы не внезапное народное творчество (океан мемов), подхваченное маркетинговыми отделами обеих студий. Две диаметрально разные картины образовали настолько сильный контраст, что вместо ожидаемого затмения одного другим, они обе стали еще ярче светиться в медийном пространстве.

Собственно, никто не проиграл. «Барби» стала самым кассовым фильмом года, а «Оппенгеймер» самым кассовым байопиком в истории. Для студийных боссов это было неожиданно, но очень приятно.

Возвращение «старой гвардии»

Громким событием это назвать нельзя, но 2023 год отметился выходами фильмов Ридли Скотта, Мартина Скорсезе, Майкла Манна, Александра Пэйна, Хаяо Миядзаки, Джона Ву. Некоторые из них никуда и не уходили, как, например, Скорсезе или Скотт, но от Джона Ву и Хаяо Миядзаки мало кто ждал что-то новенькое. Ан нет, есть еще порох в пороховницах, как говорится. И если к «Наполеону» Ридли Скотта у нас возникло множество вопросов, то с творениями остальных режиссеров всё достаточно хорошо. Многих из них мы, скорее всего, увидим на красной Оскаровской дорожке этой весной.

На этом у нас всё. Да, можно еще вспомнить спорный выход «Вызова», желтушные скандалы (от Джонни Деппа до Вина Дизеля), выпиливание Эмбер Хёрд из второго «Аквамена», нецензурные высказывания Адама Драйвера или Ридли Скотта, суды всех против всех… Но эти события вряд ли оставят после себя значительный след – они затеряются во времени, как слёзы под дождём.

Спасибо, что были с нами в этот не самый лёгкий год. Пусть в будущем 2024-м у всех нас будет больше хороших новостей и хороших фильмов! С праздником!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 30.12.2023 13:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх