Киномир на этой неделе не радует обилием горячих премьер, поэтому вашему вниманию представляем обзор спортивной биографической драмы «Стальная хватка», релиз которой состоялся в сети, а также нового проекта Мэтью Вона – комедийного боевика «Аргайл: Супершпион».
Стальная хватка
(18+)
Реж. – Шон Дуркин
В ролях – Зак Эфрон, Джереми Аллен Уайт, Харрис Дикинсон, Мора Тирни, Стэнли Саймонс, Лили Джеймс, Холт Маккэллани, Челси Эдмундсон, Грейди Уилсон
Производство – США, Великобритания
Биографическая спортивная драма, снял которую Шон Дуркин, режиссер фильмов «Когда Мэри видели в последний раз», «Марта, Марси Мэй, Марлен» и «Гнездо». В основе сюжета лежит реальная история.
Картина знакомит зрителя с семейством фон Эрихов. Глава семейства, деспотичный Фриц (Холт Маккэллани) завершил карьеру профессионального рестлера, так и не став чемпионом мира в этом своеобразном спортивном шоу. Теперь он пытается компенсировать свои неудачи через сыновей, которых заставляет тренироваться и участвовать в выступлениях, чтобы каждый из них смог стать чемпионом мира по рестлингу. Но путь к успеху омрачён так называемым «проклятьем Эрихов».
Рестлинг в наше время не пытается навязать зрителям мнение о собственной правдоподобности. Сейчас никто не отрицает, что рестлинг – это полностью постановочное действо, которое носит исключительно развлекательный характер. Ход и результат схватки в нём оговорены заранее. И тем не менее у этого зрелища находится многомиллионная армия поклонников, в основном из Нового света.
Действие фильма происходит в конце 70-х – 80-х годов прошлого века, когда на Западе наступила новая золотая эпоха рестлинга. Развитие кабельного телевидения вернуло интерес зрителей к этому развлечению. И одними из ярчайших звёзд того времени были братья фон Эрихи. А трагичная судьба их семейства еще больше увеличила их популярность. Мы постараемся не спойлерить, но сам жанра фильма «драма» намекает на то, что с фон Эрихами будет не всё хорошо.
Множество рестлеров пришли в кино. Некоторые из них стали звёздами блокбастеров первой величины: Дуэйн Джонсон, Дэйв Батиста, Джон Сина. Но о самом рестлинге киноделы снимают не так уж и много. Самым известным и лучшим до сей поры является «Рестлер» Даррена Аранофски. Артхаусная социальная драма сумела завоевать Золотого льва на Венецианском кинофестивале, а также подарила Золотой глобус исполнителю главной роли Микки Рурку, чья карьера в то время была не на высоте. И больше ничего серьезного, глубокого и драматичного про рестлинг снято не было. Пока за дело не взялся Шон Дуркин и студия А24.
Если бы события фильма не были основаны на реальности, то его сюжет можно было бы тщательно покритиковать за неизобретательность. Дело в том, что тяжелые испытания нарочито одно за другим сыплются на семейство фон Эрихов. Но тот факт, что в реальности дело обстояло очень и очень похожим образом (кое-что создатели приукрасили, а что-то решили убрать, но общую канву не переиначили), лишь усиливает впечатление от фильма. Как можно понять, нам фильм пришёлся по вкусу.
«Стальная хватка» получилась тяжелой, глубокой семейной драмой. Здесь рестлинг выступает не как объект исследования режиссера, а как катализатор, вершина которого является роковой мечтой отца семейства. Именно он навязал своим сыновьям эту цель, заставил их посвятить себя достижению успеха, забыв о собственных мечтах, наклонностях и устремлениях. В конечном итоге режиссер показывает нам трагедию идеалов и безвыходность людей, которые потеряли жизненный ориентир.
Фильм устами персонажей проговаривает, что рестлинг – это постановка, но вот страсти за его кулисами разгораются самые настоящие, человеческие, живые. Причём кое-что фильм оставляет за кадром – то ли чтобы сгладить углы, то ли чтоб не растягивать хронометраж. Так, например, из картины полностью убрали Криса фон Эриха, одного из братьев. Да, в реальности было шесть братьев фон Эрихов, первый из которых погиб еще в раннем детстве. О существенном расхождении с реальными событиями можно понять, если самостоятельно изучить подробности жизни этого семейства в сети. Фильм не столько демонстрирует реальные факты, сколько акцентирует внимание зрителя на чувствах.
Центральным стержнем повествования является старший сын Фрица – Кевин фон Эрих, роль которого блестяще исполнил Зак Эфрон. Некогда мы не воспринимали всерьез этого смазливого мальчика из ромкомов и молодёжных комедий, но с годами он превратился в серьезного драматического актёра с потенциалом к росту. За подобной актёрской эволюцией всегда приятно наблюдать. Эфрон отлично исполнил роль серийного убийцы Теда Банди в триллере «Красивый, плохой, злой», неплохо сыграл в антивоенной драме «За пивом». Эфрон и на этот раз демонстрирует достаточно неплохой уровень игры, являясь ключевым персонажем во всем сюжете. Не можем не отметить его отличную физическую форму, не уступающую настоящим рестлерам.
Образ Кевина, пожалуй, наиболее близок к реальности. Ведь сам реальный Кевин фон Эрих высоко оценил игру Эфрона и подход к созданию этого персонажа на экране. Зато образы остальных братьев и их отца сглажены в угоду общей тональности повествования. В реальности история братьев фон Эрихов куда более «грязная» чем показана на экране. Но оговоримся, впечатления от фильма это не портит.
Это кино смотрится как фильм того времени. Этот операторский приём, закос под старину, а конкретно 70-е, набирает огромную популярность в последнее время, постепенно выходя из артхаусного кино в мейнстримное. Единственное, чего не хватает фильму для пущей аутентичности, – картинки 3:4.
Отдельно стоит упомянуть о постановке местных боёв. Рестлинг – ремесло непростое, сочетающее в себе элементы театра, боевых искусств, хореографии и полноценных трюков. Это не так просто изобразить на ринге и еще сложнее достаточно правдиво показать в фильме. Тем не менее сцены поединков кажутся куда более реальными, чем являются на самом деле. Сам Кевин фон Эрих отметил высочайшее мастерство постановщика трюков в этом фильме.
Эпикриз: «Стальная хватка» (в оригинале «Железный коготь») крепкая семейно-спортивная драма, которую точно оценят все любители жанра. Это кино можно смело ставить в один ряд с «Рестлером» от Аранофски. Помимо всего прочего, это отличная роль в послужном списке для Зака Эфрона, который всё больше матереет как драматический актёр. Ну и для всех заинтересованных рекомендуем почитать подробности этой истории в сети. Реальность будет куда любопытнее художественного произведения.
В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Стальная хватка» (2023), реж. – Шон Дуркин.
Аргайл: Супершпион
(18+)
Реж. – Мэттью Вон
В ролях – Брайс Даллас Ховард, Сэм Рокуэлл, Брайан Крэнстон, Генри Кавилл, Кэтрин О’Хара, София Бутелла, Дуа Липа, Ариана Дебоуз, Джон Сина, Сэмюэл Л. Джексон
Производство – Великобритания, США
Комедийный шпионский боевик от режиссёра фильмов «Слоеный торт», «Пипец», «Люди Икс: Первый класс» и всю трилогию «Kingsman» Мэттью Вона.
Элли Конвей (Брайс Даллас Ховард) прославилась благодаря успешной серии шпионских романов. Главный герой книги – Обри Аргайл (Генри Кавилл) тайный агент высочайшего уровня, который борется с могущественной всемирной злодейской организацией. После выхода в печать четвёртой книги об Аргайле Элли решает отправиться к родителям на поезде. Там к ней подсаживается странного вида человек (Сэм Рокуэлл), который оказывается настоящим шпионом. Дело в том, что писательница на страницах своих книг странным образом предсказывает реальные шпионские операции. И теперь за её головой охотится тайная организация «Дивизион».
«Аргайл: Супершпион» вышел в прокат на Западе пару недель назад и уже успел стать одним из главных кассовых провалов сезона, а то и всего года. За две недели кинопроката лента собрала по всему миру лишь $ 60 млн при бюджете в $ 200 млн. Это ли не сокрушительный провал? Но отражает ли кассовый успех реальное качество картины? Попробуем разобраться.
Свой новый проект Мэттью Вон начал снимать еще во времена пандемии (помните такую?), что сильно затормозило темпы производства. Сообщения о новом шпионском фильме Вона появлялись в новостных дайджестах, но широкой рекламной кампании это кино не имело. Внимание киноманов в первую очередь привлек далеко не заурядный актёрский состав, где помимо главных актёров Брайс Даллас Ховард и Сэма Рокуэлла, набрана целая россыпь звёзд разной величины: от Сэмюэля Л. Джексона и Брайана Крэнстона до Генри Кавила и Джона Сины.
Другое дело, что сам Мэттью Вон уже давно не внушает доверия своим творчеством. Начав свою карьеру как продюсер лучших фильмов Гая Ричи, Вон вырос в талантливого самобытного режиссера, сняв «Слоёный торт», «Пипец», «Люди Икс: Первый класс» и первую часть «Kingsman». Но последующие сиквел и приквел «Kingsman» значительно понизили качество франшизы. Если «Kingsman: Золотое кольцо» еще мог похвастаться хотя бы эффектным экшном, то в «King’s Man: Начало» было плохо почти всё, кроме сюжетной линии Григория Распутина. «Аргайл» по задумке, мог стать началом новой франшизы, пришедшей на место выдохнувшейся «Kingsman». Но, к сожалению, лента стала трескучим и крупнейшим провалом в карьере режиссера.
«Аргайл» имел неплохую, хоть и довольно банальную задумку – познакомить писательницу глупых шпионских романов с реальными шпионами и их работой. То есть разбить шаблоны, высмеять стереотипы, поиздеваться над штампами, гиперболизировать архетипы. В общем, деконструировать классическую «Бондиану» и ей подобные франшизы. Но, но, но… Фильм не только не старается разбить наивные представления о работе спецагентов и тайных организациях простодушной писательницы, так он сам быстро превращается в такую же ленту. Вся глупость шпионских боевиков здесь не высмеивается, а наоборот, при всей своей абсурдности подаётся на полном серьёзе. То есть главная героиня не только не разочаровывается в своих идеализированных представлениях, она сама становится их частью. Сюжетно это так криво и натянуто обосновано, что добавляет еще больше абсурда и недопонимания. А ведь был у фильма потенциал! Но Мэттью Вон свернул не туда.
Не меньше вопросов вызывает то, куда и на что ушли 200 миллионов вечно зелёных? Ни масштабных сцен, как в современной бондиане, ни головокружительных трюков, как в «Миссия невыполнима», ни залихватских изобретательных боевых сцен, как в том же «Kingsman» (вспомните эпизод в церкви) здесь нет даже близко. Весь фильм – беготня из одно локации в другую, причём показаны они достаточно фрагментарно. С тем же успехом герои могли бродить по одному городу. Ни погонь с разбиванием десятков машин, ни колоссальных взрывов, ни крушения чего-либо огромного здесь нет. Видимо, вся экспозиция фильма создавалась, чтобы обосновать финальную разборку. Но лучше бы её вообще не было, потому что кульминация картины вызывает чувство испанского стыда, чем восхищения экшном. Повествование скатилось в окончательный абсурд, который мог бы стать неплохой пародией, окажись в руках другого режиссера. «Аргайл» мы бы назвали постпародией – фильмом, который должен был бы высмеять ключевые жанровые шаблоны, но в этом стремлении сам превращается в объект собственного высмеивания.
На вид ленте можно дать с натяжкой сто миллионов бюджета, и то при условии, что большая его часть ушла на оплату актёров. И, видимо, это так и было, потому что играет актёрский ансамбль вполне себе неплохо. Другое дело, что фильму это не надо. Местная драматургия подаётся, развивается также топорно, как и всё остальное.
Юмора здесь тоже не хватает, отчего местная абсурдность кажется еще более неуместной. Да, некоторые гэги, (в особенности с участием персонажа Генри Кавилла) вышли достаточно неплохо, но этого явно мало, чтобы сделать фильм нескучным.
Эпикриз: кассовый провал этой картины – неотвратимая закономерность. Очевидно, что Мэттью Вон хотел повторить успех своего «Kingsmanа». Но нам уже давно было ясно, что стиль, в котором снят «Kingsman» – суть разовый продукт, и каждое последующее повторение будет смотреться всё хуже и хуже. Так, «Аргайл» можно назвать худшей картиной режиссера на данный момент. Он не интересный, не смешной, не эффектный, не оригинальный, а просто глупый, банальный и скучный. Не смотрите, сбережете два часа своего времени.
Хороших выходных и приятного просмотра!