В середине апреля в Москве пройдёт очередная конвенция Ассоциации «Российские автомобильные дилеры». Одним из главных вопросов, который намерены поднять продавцы машин, станет обсуждение перспектив отечественного авторынка в условиях его монополизации китайцами. Настроение у дилеров царит печальное, и не без причин.
О том, что такое бизнес по-китайски, знает каждый, кто хоть раз вёл дело с жителями Поднебесной. Потому «разворот на Восток» и массовый приход в страну компаний из КНР вызвал бурный оптимизм разве что у тех, кто наивно представлял взаимоотношения с новыми партнёрами в духе «русский с китайцем – братья навек». С другой стороны, куда было деваться, если европейские и американские компании покинули Россию? Вероятно, единственным и самым оптимальным решением в такой ситуации являлось установление для китайцев жёстких правил. Мол, мы вас пускаем в страну и даём возможность зарабатывать, но вот на каких условиях – не будете соблюдать, последуют штрафы и ограничения. Увы, сделать это ответственные ведомства в лице Минпромторга, Минэкономразвития и т.д. то ли не смогли, то ли не захотели.
Плати или разоряйся
Первый тревожный звонок прозвенел уже осенью 2022 года. Тогда «Ведомости», со ссылкой на главу совета директоров компании «БН-Моторс» Алексея Подщеколдина, сообщили: продажи китайских машин оказались невыгодными для российских автодилеров. По его словам, изначально китайцы пообещали, что цены на их машины будут «достаточно низкими». Доверившись, дилеры подписали контракты. После чего китайцы подняли цены. «Дилеры наоткрывали салонов под обещания низких цен, а получили китайские кроссоверы по 3 млн рублей. Например, Chery Tiggo 7 в феврале стоил 1,7 млн рублей, а в конце апреля приехал уже почти по 3 миллиона. Китайцы сильно подняли цены во время весенней девальвации рубля, но после возвращения курсов к докризисному уровню и ниже цены не изменились», – жаловался Подщеколдин, поясняя, что порой машины приходится продавать даже ниже закупочной цены, чтобы выручить хоть какие-то деньги.
Также новые партнёры выставили другое условие. Крупнейшие китайские автоконцерны начали «дробить» бренд, создавая одну марку за другой. Потому если прежде вся продукция условной Chery могла находиться в одном салоне, то теперь китайцы стали требовать открытия отдельного салона для премиального Exeed, отдельного – для дешёвой Omoda и т.д. Естественно, за счёт дилеров. Попытки обратить внимание на то, что переоборудование салона под стандарт марки может стоить до 40 млн рублей и такие затраты отобьются минимум за четыре-пять лет, тогда как договор с китайским партнёром подписывается всего на год, успеха не возымели. Примечательно, что ушедшие бренды обычно заключали партнёрский договор на пять лет вперёд, в связи с чем российские продавцы могли планировать будущее. Годовой же контракт оставил дилеров в полной неопределённости.
Китайские автобренды выводят из России миллиардные прибыли
Таким образом, всего за два года китайские автопроизводители подмяли под себя российский автомобильный рынок. Если в 2021 году их доля составляла менее 10%, то к концу 2023-го она увеличилась до 60%. Соответственно выросли и доходы – с 1,5 млрд долларов до 11,6 миллиарда.
Главное – продать
Сегодня о минусах работы с китайцами дилеры говорят открыто. Недовольство вызывает буквально всё – вплоть до манеры делового общения. Для азиатского стиля, жалуются коммерсанты, характерно правило «я начальник – ты дурак». Поэтому китайцы требуют, чтобы им предоставляли несколько вариантов решения проблемы, а они могли ткнуть пальцем в понравившийся. Из-за этого, соответственно, приходится делать много пустой работы. Кроме того, китайцы не доверяют «белым варварам», отчего стараются прислать руководителя своего. Но профессионалов на всех не хватает, потому на должность директора могут поставить даже вчерашнего студента, который не только не умеет работать, но даже не знает русского языка.
Впрочем, с этим ещё можно было бы смириться, если бы не главный принцип китайского бизнеса. «По словам представителей отрасли, партнёров из Поднебесной волнуют только объёмы продаж; они предлагают клиентам сырые решения и не думают о репутации марки, которую при любом удобном случае просто меняют на другую», – пишет Quto.ru. Именно этим и объясняется большое количество китайских автосалонов. Если европейцы, японцы и корейцы следили, чтобы дилеров не было слишком много и они не мешали друг другу, то китайцам на это наплевать: главное – побольше продать. Да, многие формально заявляют километраж между дилерами, но потом почему-то открывается новый, совсем недалеко от существующего, отмечает независимый автоэксперт Олег Моисеев. Как результат – затоваривание складов. После этого китайцы обычно объявляют распродажу. «Молодцы, скажут некоторые, – пишет Моисеев. – Они были бы молодцы, если бы вовремя компенсировали дилерам то, что те по указанию производителя уступили клиенту! Но нет. Они даже не говорят «денег нет, но вы держитесь». Они просто по нескольку месяцев говорят, что денег нет. Потому что им абсолютно всё равно, выживет дилер или нет».
Аналогичное отношение, отмечает эксперт, прослеживается и по отношению к клиентам. Процедуры согласования гарантийных ремонтов существенно жёстче, чем были у ушедших брендов, перечисляет он. Отсутствие на складах запасных частей, особенно кузовных (срок доставки может составлять пять месяцев, писали «Известия»). Несоответствие каталогов деталей – порой указывается одна, а в реальности стоит другая. «Оценка автомобиля при возврате такая, что хочется спросить: а вы бренд не перепутали? Участие в судах? Не барское это дело. Такое впечатление, что китайским производителям наплевать не только на дилеров, но и на российское законодательство», – заключает Моисеев.
Лавочку пора прикрывать?
Не то чтобы дилеров было очень жалко – любой вспомнит, как ещё недавно они выкручивали покупателям руки, заставляя платить сотни тысяч
рублей за ненужные «допы» и навязывая кредиты. Однако в данном случае речь идёт о состоянии важной для страны отрасли экономики. По итогам прошлого года в России закрылось 450 автосалонов, торговавших машинами из КНР, – наверняка свою роль здесь сыграла как раз политика китайских компаний. Нетрудно представить, сколько людей остались без работы, сколько средств в виде налогов недополучил бюджет. Потому дальше оставлять решение проблемы на самотёк невозможно. Олег Моисеев приводит примерный список требований, которые следовало бы предъявить китайцам. Во-первых, ограничить наплыв китайских брендов. Приоритет отдать надо тем, кто вместе с российскими партнёрами создаст здесь своё производство машин. Во-вторых, ввести американское правило – за всё отвечает производитель. Проблемы с гарантией, с качеством машины? Импорт блокируется на три месяца. В-третьих, открытие новых салонов должно особо согласовываться. Чтобы те не разорялись один за другим, нанося лишние удары по экономике страны.
Казалось бы, всё так и должно быть априори. Однако Минпромторг, ранее требовавший от европейских, корейских и японских автобрендов строгого соблюдения специнвестконтрактов, по отношению к китайцам ведёт себя крайне застенчиво. Не слышно и о жёсткой реакции Федеральной антимонопольной службы, ещё в прошлом году получившей жалобу на действия китайцев. Всё это выглядит более чем странно, ведь хорошо известно: для того, чтобы тебя начали уважать другие, прежде всего научись уважать себя сам.
Тем временем
На складах дилеров может находиться до 300 тыс. нераспроданных китайских машин. В связи с этим дилерам приходится идти на уступки и реализовывать их с огромными скидками – до 1,6 млн рублей. Однако не факт, что это поможет: по сравнению с прошлым годом продажи упали чуть ли не в 1,5 раза. Одной из причин называют высокую стоимость китайских машин (сегодня она составляет в среднем 3,7 млн рублей). Хотя дело не только в этом. Как выяснило агентство «Автостат», 24% россиян откладывают покупку машины, ожидая возвращения ушедших брендов. При этом опрос, проведённый финансовым маркетплейсом «Выберу. ру», показал, что только 11% владельцев китайских авто не готовы от них отказываться.
Может точно сказать ,диллеры наши зажрались ,там Берат по миллиону а продают по три .