Версия // Бизнес // Ту-214 строить некому и не на чем

Ту-214 строить некому и не на чем

6131

Обрезали крылья

Ту-214 строить некому и не на чем (фото: Нина Падалко/ РИА Новости)
В разделе

Казанский авиастроительный завод не сможет передать заказчикам четыре обещанных лайнера Ту-214. Впрочем, даже если бы программа их строительства шла с опережением, не факт, что самолёты удалось бы кому-то продать.

О срыве плана производства Ту-214 сообщили «Ведомости» – по данным издания, до конца текущего года казанский завод сдаст заказчикам в лучшем случае два самолёта, а может быть, вообще один. При этом первый представляет собой бывшую лётно-испытательную лабораторию, снятую с хранения. А второй имеет VIP-компоновку, так что его вход в строй на объёмах пассажирских перевозок никак не скажется.

А ведь какие были планы! Весной позапрошлого года ТАСС сообщил – импортозамещение боингов и аэробусов идёт полным ходом, в 2025 году будет построено 10 самолётов Ту-214, а потом их ежегодное количество вырастет до 20. Однако спустя год число планируемых к сдаче самолётов уменьшилось с 10 до 4. Теперь же, получается, не будет и их.

Хотя вряд ли стоило ожидать иного. Ещё в мае прошлого года казанское издание «БИЗНЕС Online» цитировало попавшую в редакцию многотиражку авиазавода. Заметка под названием «Мы видим наши проблемы, мы о них говорим, мы над ними работаем» без обиняков рассказывала: из-за отсутствия персонала и оборудования плановые работы по строительству Ту-214 удалось выполнить всего на 40%. Здесь же приводились слова управляющего директора «Туполева» Константина Тимофеева, который прямо признавал – «не хватает ни станков, ни людей».

Проблему однозначно придётся решать, поскольку в текущих условиях вопрос развития отечественного самолётостроения имеет жизненно-важное значение. Вот только, хотя правда в итоге всё равно выплыла, вряд ли кто-то ответит за срыв программы. Бывший глава ОАК Юрий Слюсарь ныне занимает пост врио губернатора Ростовской области, а его сменщик вроде как ни при чём. Руководство казанского завода тоже отбоярится: мол, мы и рады бы строить самолёты, но где найти

3 тыс. специалистов, которые для этого нужны? Демография и образовательная политика – это вопрос государственного масштаба, а не заводского…

Ситуация напоминает старую юмореску Райкина, в которой заказчик костюма пытался выяснить, почему пиджак получился сикось-накось, а ему отвечали – дескать, я весь костюм не шил, я только пуговицы пришивал, к пуговицам претензии есть? Вот и в данном случае кто-то выполнил работу по составлению программы, кто-то составил заявку на финансирование (Ту-214 строятся за счёт средств Фонда национального благосостояния, то есть за счёт всех россиян), кто-то выточил деталь. В итоге все получили свои зарплаты, но поставленная цель так и не достигнута. Впрочем, может быть, оно и к лучшему? Ведь ещё осенью 2023 года глава «Аэрофлота» Сергей Александровский прямо заявил: Ту-214 в их нынешнем виде компании не нужны. Дело в том, что разрабатывать самолёт начали ещё при Советском Союзе. Согласно практике тех лет лайнер строили в расчёте на трёх членов экипажа – командира, второго пилота и бортинженера. Однако теперь бортинженера уже давно заменяет компьютер. И дело не только в том, что наличие третьего члена экипажа – это дополнительные расходы, пояснял Александровский, сегодня бортинженеров для гражданской авиации вообще не готовят. Таким образом, для того чтобы перевозчики начали покупать Ту-214, его надо переделать в расчёте на двух членов экипажа. Хотя не факт, что и это поможет. В декабре 2023-го председатель совета директоров S7 Group Евгений Елин привёл данные. Среднее время между капитальными ремонтами двигателя ПС-90, которыми оснащаются Ту-214, составляет 6 тыс. часов. Тогда как для двигателей CFM-56-5B/7B, устанавливаемых на Airbus различных модификаций и Boeing 737 NG, оно составляет 40 тыс. часов. Комментарии, как говорится, излишни.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 14.04.2025 14:40
Комментарии 0
Наверх