Российский авторынок за последние три года кардинально изменился. Полностью обновился список представленных брендов, заодно выросли цены. Если в 2021 году в Россию ввезли машин на 8 млрд долларов, то по итогам 2024 года за одних только «китайцев» отечественные покупатели заплатили более 15 млрд долларов.
Доля китайских машин на российском рынке достигла 58,4%. Лидером стал бренд Haval, увеличивший свои продажи за год на 70%. Бренд принадлежит концерну Great Wall Motor Company Limited (GWM), который сейчас активно выходит на мировой рынок: по итогам прошлого года он нарастил поставки автомобилей за рубеж на 43,4%. Во многом это произошло благодаря России, куда в 2024 году уходил каждый шестой автомобиль.
Движение денег
Успех Haval на российском рынке во многом объясняется тем, что для сборки своих машин компания в 2019 году построила завод в Туле. Сейчас здесь собирают почти все модели, продающиеся в России. Инвестиции в завод оценивались в 500 млн долларов. В конце 2022 года была открыта ещё одна производственная площадка – в Москве. Российское юрлицо ООО «Хавейл Мотор Мануфекчуринг Рус» отчиталось о росте выручки в 2022–2023 годах с 74,5 до 180,9 млрд рублей. Чистая прибыль в 2023 году составила 16,1 млрд рублей. При этом уровень локализации некоторых моделей Haval в России превысил 50%. Потому сложно сказать, какие машины бренда попадают в статистику импорта, а какие проходят как продукт российского автопрома.
Прямым конкурентом GWM является китайская компания Geely, занимающая в рейтинге продаж второе место. Geely стала первой частной автомобильной компанией в Китае – бизнесмен по имени Ли Шуфу создал её на базе завода холодильников. В 2007 году она пыталась наладить в России крупноузловую сборку автомобилей. Однако затея провалилась. Какое-то время машины Geely попадали на отечественный рынок в основном через генерального дистрибьютора, которым выступала компания «Рольф», а в 2011 году китайцы открыли российское юрлицо – ООО «Джили-Моторс». Часть машин сейчас везут из Китая, другие из Белоруссии, где организована крупноузловая сборка под брендом Belgee. Выручка российской «дочки» Geely с 2021 по 2023 год выросла с 36,6 до 199,6 млрд рублей. Однако в 2023 году после 16,8 млрд рублей прибыли вдруг образовался убыток в 3,9 миллиарда. Компания объясняла это тем, что в пользу материнской структуры было выплачено 13,2 млрд рублей дивидендов. Как видно, китайцы выкачивают деньги из российского юрлица. Об этом же может говорить и другой факт: совокупный долг «дочки» Geely в РФ на конец 2023 года увеличился в 3,4 раза – до 48,5 млрд рублей. Похоже, Ли Шуфу перестраховывается: если кто-то позарится на его бизнес в России, то получит одни долги. О развитии бизнеса в России и строительстве автозавода речь, похоже, не идёт.
Калужские тайны
Российский автомобильный рынок может столкнуться с масштабным уходом китайских автопроизводителей – до десяти брендов из Поднебесной рассматривают возможность прекращения своей деятельности в стране.
Бренд Chery, занимающий третье место по объёмам продаж, принадлежит китайской полугосударственной компании Chery Holding (она же владеет уже известными в России брендами Jetour, Omoda, Exeed и др.). Импортом машин в Россию занимается дочерняя структура «Чери Автомобили Рус», созданная ещё в 2005 году. Впрочем, долгое время та влачила довольно жалкое существование: продукция китайского автопрома у россиян не котировалась. Звёздный час для Chery наступил в 2022 году. С тех пор она гребёт деньги лопатой – если в 2021 году чистая прибыль компании составила 1,9 млрд рублей, то в 2023-м она составила 34,7 млрд рублей.
В конце прошлого года агентство Reuter сообщило, что Chery не только импортирует готовые машины в Россию, но также тайно собирает их на трёх российских заводах, ранее подконтрольных Volkswagen, Nissan и Mercedes. Компания опровергла сообщение о сборке машин в РФ. Между тем российская пресса утверждает, что автомобили Chery всё-таки собирают в России на бывшем заводе Volkswagen в Калуге. Правда, владеют предприятиями не китайцы, а российские партнёры в лице AGR Automotive Group – таково новое название бывшей «дочки» Volkswagen в России. Сейчас власти Калужской области говорят о возобновлении работы завода без конкретики, не упоминая китайских партнёров, однако в СМИ разошлись фото, из которых может быть ясно, что территория завода в Калуге используется как стоянка для автомобилей Chery. Это наводит на мысль о том, что здесь может быть реализована крупноузловая сборка.
Заработала ли что-то на автомобилях Chery группа AGR, сказать трудно. Структура была создана в 2023 году и свои финансовые показатели пока не раскрывала. А вот у компании «Авилон», которая торгует китайскими машинами различных марок, дела идут хорошо. Группа по итогам 2024 года получила выручку в размере 100,9 млрд рублей – на 20% больше, чем годом ранее. Также сообщается, что АГ «Авилон» в прошлом году открыла в Москве крупнейший в Европе шоурум премиального китайского бренда Exeed.
Новый улов «рыбных королей»
На продаже «чайнамарок» зарабатывают не только китайцы. Из КНР в Россию везут как новые автомобили, так и узлы для их сборки. Для доставки своей продукции автогиганты из Поднебесной используют в основном морской путь, ввозя машины через порты Дальнего Востока. Сюда же привозят автомобили из Японии и Кореи по схемам параллельного импорта, а также подержанные. Основной площадкой по приёму автомобилей сам себя называет Владивостокский автомобильный терминал (ВАТ) Владивостокского морского торгового порта, куда традиционно приходят корабли из Кореи и Японии. В последнее время в ВАТ то и дело расширяют площади для хранения машин, отводя под них бывшие газоны. Чистая прибыль терминала с 2021 по 2023 год выросла с 390 млн до 1,8 млрд рублей. Его учредителем значится Владивостокский морской торговый порт, бенефициары которого засекречены.
По соседству работает автомобильный терминал «Первомайский». На сайте предприятия сказано, что оно обслуживает 25% автомобильного грузопотока Дальнего Востока. Судя по опубликованным фотографиям, именно здесь проходят «растаможку» партии новых китайских автомобилей. В начале марта компания стала источником новостей. Бывший губернатор Приморья Сергей Дарькин и его дочь Анна Хмарук вышли из состава учредителей ООО «Автомобильный терминал «Первомайский», написала местная пресса. Сообщается, что ранее у Дарькина в ООО была доля в 20,56%, у Хмарук – 0,45%. Вместе с ними также перестали быть владельцами терминала бывший вице-губернатор Приморья Сергей Передрий и Дмитрий Мартынов, экс-совладелец ОАО «Владивостокский морской рыбный порт». Бывшие владельцы, судя по сообщениям, передали доли самому ООО. Таким образом, новый бенефициар оказался скрыт. Но местные журналисты считают, что свой контроль над автомобильным терминалом расширил Александр Евдокимов, который якобы представляет в различных бизнесах интересы семьи нынешнего губернатора Приморья Олега Кожемяко. Согласно открытым данным, Александру Евдокимову принадлежит около 33% компании. Также около 28% приходится на Аркадия Пинчевского – известного рыбного магната, который, по некоторым данным, проявляет интерес к контролю над всем Владивостокским морским торговым портом. Чистая прибыль ООО АТ «Первомайский» в 2023 году составила 1,9 млрд рублей. Таким образом, бизнес по перевалке китайских машин привлёк предпринимателей, привыкших к огромным финансовым потокам в рыбном и крабовом бизнесе.
Что, опять наши вожди обманулись?