// // Бизнес-дайджест за неделю: отечественная валюта может укрепиться на 38%, «Сухому» удалось по-настоящему продать Superjet 100

Бизнес-дайджест за неделю: отечественная валюта может укрепиться на 38%, «Сухому» удалось по-настоящему продать Superjet 100

3
Фото: Сергей Тетерин
Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Более триллиона рублей дополнительных доходов надеется получить бюджет в ближайшие три года. К сожалению, для потребителя большая их часть будет получена за счёт налогов, подсчитали в Минфине. Впрочем, потрачены они будут на выполнение социальных обязательств, то есть на повышение зарплат госслужащих и пенсий.

Отечественная валюта может укрепиться на 38%

Российский рубль на самом деле серьёзно недооценён. На прошлой неделе авторитетный британский журнал The Economist подсчитал очередной индекс бигмака, и оказалось, что до своей справедливой стоимости рублю нужно укрепиться на 38%. Другими словами, доллар в России должен стоить 19 рублей.

Индекс бигмака основывается на теории паритета покупательной способности. Смысл теории в том, что в долгосрочной перспективе курсы валют должны измениться таким образом, чтобы покупательная способность определённой суммы на одном рынке была равна покупательной способности этой же суммы на другом рынке. Конечно, не факт, что когда-нибудь это произойдёт. Однако подобная теория очень удобна, чтобы подсчитать, какие из валют имеют больший или меньший потенциал. Для простоты журнал The Economist за единицу товара, с помощью которого можно сравнить покупательную способность разных валют, взял бигмак. Этот гамбургер производится в 120 странах мира по совершенно одинаковым технологиям. При этом в него включены сразу многие постоянно употребляемые людьми продукты: хлеб, мясо и овощи – такой универсальный слепок народного хозяйства в миниатюре.

По подсчётам специалистов The Economist, самое дешёвое на сегодняшний день место, где можно насладиться бигмаком, – страны Азии. Даром Китай заявлял об укреплении курса юаня. До сих пор бигмак в этой стране стоит 1,95 доллара, а в США – 3,73 доллара. То есть, по подсчётам экономистов журнала, юань недооценён на 48%. Россия также привлекательна для любителей дешёвых гамбургеров: его можно купить за 2,33 доллара. Это значит, что российский рубль недооценён на 38%.

А в большинстве стран с развитой экономикой валюты переоценены. Несмотря на снижение курса евро, единая европейская валюта всё ещё выше своей справедливой стоимости на 16%. Швейцарский франк, в который инвесторы так любят вкладывать деньги, называя его тихой гаванью, переоценён на 68%. Однако самые дорогие валюты – в Скандинавии. Так, в Норвегии бигмак обойдётся в 7,2 доллара, что почти вдвое выше, чем в США. Это делает норвежскую крону несомненным лидером в списке валют с завышенными курсами: она переоценена на 93%.

«Сухому» удалось по-настоящему продать Superjet 100

На авиасалоне в Фарнборо компания «Гражданские самолёты Сухого» подписала контракт с индонезийской авиакомпанией Kartika Airlines. Компания обязалась поставить 30 лайнеров, общая стоимость сделки – 951 млн долларов. Авиапроизводитель отчитался о контракте как об очередном успехе, общее число законтрактованных машин достигло 131, но эксперты оптимизма не разделяют.

Начать с того, что договор о намерениях с индонезийским авиаперевозчиком был подписан ещё в 2008 году. Так что нынешнее соглашение вряд ли можно назвать новым успехом. Другой малоприятный момент – проблемы с сертификацией, которую лайнер пока так и не прошёл. Правда, до оговорённого в контракте 2015 года есть достаточно времени на все бюрократические процедуры и у производителя все же есть шансы выполнить обязательства. Тем более что в этом ему помогут собственные неприятности – некоторые из компаний, ранее заказавшие Superjet 100, успели обанкротиться. (Например, такая судьба постигла «Дальавиа» и AirUnion.)

По теме

Соответственно мощности завода в Комсомольске-на-Амуре, способного производить до 70 судов в год, должно хватить для удовлетворения спроса. Помимо Kartika Airlines по 30 Superjet 100 купят «Аэрофлот» и болгарская Malev, 24 самолёта – российская компания «Авиализинг», по 10 – ItAli, Финансовая лизинговая компания и «Газпром».

Что касается лётных испытаний и международной сертификации, то здесь, по оценкам экспертов, проблемы во многом возникли из-за нерасторопности западных контрагентов. Скажем, по бортовому оборудованию выполнена лишь четверть программы. При этом ускорения ждать не стоит: для французской Tales, которая получила подряд на бортовое оборудование, российский контракт стоит далеко не на первом месте. Поэтому обязательства по контракту фирма выполняет, мягко говоря, не в ущерб более крупным заказам. Правда, есть и хорошие новости: сертификацию в России скорее всего удастся завершить до конца текущего года.

Минфин готовится к массовым индексациям зарплат

Более триллиона рублей дополнительных доходов надеется получить бюджет в ближайшие три года. К сожалению, для потребителя большая их часть будет получена за счёт налогов, подсчитали в Минфине. Впрочем, потрачены они будут на выполнение социальных обязательств, то есть на повышение зарплат госслужащих и пенсий.

«По разным оценкам, в зависимости от тех решений, которые будут приниматься, дополнительные доходы федерального бюджета в 2011 году составят 200 млрд рублей, в 2012-м – 370 млрд рублей, а в 2013 году – 500 млрд рублей», – сообщил в интервью российским СМИ глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин. Из всех этих денег неналоговые поступления составят всего лишь 60 млрд рублей. Всё остальное будет получено за счёт повышения налогового бремени.

Частично за повышение доходов бюджета расплатятся сырьевые компании: повышение налога на добычу полезных ископаемых принесёт бюджету около 184 млрд рублей за три года. Однако не обойдёт повышение налогов и простых граждан. Ещё в бюджетном послании президент РФ Дмитрий Медведев призвал увеличить ресурсы бюджетной системы за счёт точечного повышения налогов на табак и алкоголь. В итоге принято решение индексировать акцизы на табачные изделия. Это принесёт бюджету 20 млрд рублей в 2011 году, 35 млрд – в 2012-м и 50 млрд рублей – в 2013 году.

Кроме того, обсуждается возможность повышения стоимости бензина за счёт включения в его цену части транспортного налога. Это тоже ощутимо ударит по потребителю.

Зачем всё это нужно? Не только потому, что на 2011 год запланирован дефицит бюджета в размере 3,4% ВВП, или 1,7 трлн рублей. И совсем не потому, что весь мир сейчас буквально болеет жёсткими сокращениями бюджетных расходов ради снижения этих дефицитов. Эти проблемы просто совпали с удачным моментом. А основная причина скорее всего в том, что в 2011 году ожидаются парламентские, а в 2012-м – президентские выборы. Россия, конечно, не Украина, где перед выборами зарплаты индексировались почти на 25% в год. Тем не менее, чтобы электорат был доволен, нужно, чтобы хотя бы задолженностей по пенсиям не было. А на данный момент дефицит бюджета Пенсионного фонда составляет 150 млрд рублей.

Советский эмигрант разоряет «Тойоту»

«Тойота» оказалась в центре очередного «компенсационного» скандала. Страсти по неисправной тормозной системе, которой, как выяснилось, грешат едва ли не все «бестселлеры» фирмы, ещё не улеглись. Итог по общим суммам выплат пострадавшим не подведён. А фирме уже приходится отбиваться от очередных претензий.

На этот раз совершенно частного лица, бывшего гражданина Советского Союза Алексея Северинского, уличившего автогигант в интеллектуальном воровстве.

История Северинского – классический пример сбывшейся американской мечты. По версии, которую сейчас активно педалируют его адвокаты, изобретатель в 1978 году эмигрировал в Штаты с несколькими сотнями долларов в кармане. Едва ли не последние деньги он потратил на то, чтобы оформить патент на своё изобретение – высоковольтную систему питания двигателя гибридного автомобиля. Понятно, что инновация опередила время, но терпение автора было вознаграждено: в «нулевых» «Тойота» выпустила чрезвычайно популярный в США «Приус», а следом ряд других моделей, оснащённых системами Северинского. Правда, до последнего времени радость была неполной, поскольку автопроизводитель не удосужился заплатить автору изобретения за его интеллектуальную собственность.

Перелом наступил в 2005 году. Алексей, мягко говоря, не поверил, что тот же «Приус» – плод самостоятельных раздумий японских инженеров. Федеральный суд США пришёл к такому же выводу. «Тойоте» присудили платить по 25 долларов с каждой машины, проданной в США, где использовалась экс-советская технология. Причём в список попал не только «Приус», но и гибридный «Лексус», и «Тойота Хайлендер».

Но Северинскому показалось, что компенсация слишком мала. Недавно он снова обратился в суд, подняв планку выплат до 98 долларов с машины. Таким образом, выиграй он дело, и даже сейчас, во время падения продаж, он мог бы получать почти по 1,5 млн долларов в месяц. Но до суда не дошло. Корпорация решила пойти на мировую и заключить с изобретателем соглашение. Сумма компенсации не разглашается, но она такова, что Северинский отказался от всех своих претензий.

Татьяна Львова
Опубликовано:
Отредактировано: 29.11.2016 14:19
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх