Версия // Культура // Отмечаем 45-летний юбилей знаковой пластинки «Never Mind The Bollocks» Sex Pistols!

Отмечаем 45-летний юбилей знаковой пластинки «Never Mind The Bollocks» Sex Pistols!

6961

Помирать, так с музыкой! Часть 2

Отмечаем 45-летний юбилей знаковой пластинки «Never Mind The Bollocks» Sex Pistols!
(фото: ru.wikipedia.org/L. Schorr)
В разделе

Мы продолжаем вникать в суть феномена неописуемо дерзкой, крышесносной, музыкально примитивной и анархичной, воплотившей существо нового музыкального панк-движения, благодаря непредсказуемому и грязному, но сразу пробирающего до печёнок почти любого слушателя, звуку, команды Sex Pistols.

«О будущем больше всего толкуют те, у кого его нет», – Фрэнсис Бэкон.

Первую часть нашего исследования была посвящена введению в вопрос, то есть истории возникновения группы, её членам, их гениальному менеджеру Малкому МакЛарену, общественному настрою тех лет и так далее. Нам удалось выяснить, что у английского панк-рока были свои предтечи в лице американского гаража и протопанков (Игги Поп, The Velvet Underground, MC5 и пр.), отчасти английских тедди-боев, проникшихся музыкой регги и ядовитых цветочков глэм-рока, где гремели блестящие имена Дэвида Боуи, Roxy Music и T.Rex.

Давали прикурить молодёжные движухи, бурлившие в овеянном славой нью-йоркском музыкальном клубе CBGB, где зубами выгрызала своё место под солнцем американская вторая волна панка в лице великолепных Патти Смит, The Ramones, Blondie, отчасти Television, New York Dolls, Talking Heads и ряда других замечательных банд. Как раз к «обеду» подоспели и свежие направления в уличной моде, где впоследствии будут греметь имена не менее талантливых Вивьен Вествуд и её коллеги Мэри Куант, которой молва приписывает создание хулиганского образа ранних The Rolling Stones. В воздухе сгущалось ощущение перемен, которые не мог почувствовать, разве что пребывающий в наглухо завинченном «танке» человек. Оставалось, лишь молвить: «Боже, спаси королеву!». Так оно и вышло!

Как мы говорили ранее, жизнь очень пластична. Но прошлое не всегда с лёгкостью сдаёт свои позиции и уходит в небытие. Аллегорически такое положение вещей, можно сравнить с оттянутой пружиной. Понятно, что чем более она оттянута, то тем больнее впоследствии бьёт! Музыка не является здесь исключением из правил. Наши непричесанные герои из Sex Pistols, ведомые их удалым менеджером, стали (наряду с рядом коллег по сцене) той самой «пружиной», больно ударившей по лбу зажравшиеся звукозаписывающие мейджор-лейблы, их скучноватый менеджмент, возгордившихся монстров хард-н-хэви, замысловатых арт и прог-рокеров, представителей AOR и софт-рока, на время разметав их достижения в клочья. Безусловно, смачный плевок был сделан в сторону английского истеблишмента, в целом. Конечно, потом кое-что вернулось на круги своя, все утёрлись и ухмыльнулись, но, благодаря панку, музыкальный мир к концу 1970-х годов был кардинально изменён!

Главным подспорьем в продвижении нового выпендрёжного панк-движа, послужили живые концерты, где публика могла воочию лицезреть и сполна прочувствовать, ни с чем не сравнимый выплеск адреналина, от души сдобренный рваным до безобразия звучанием, отвязным поведением и впечатляющим обликом свежеиспечённых героев рока!

История сохранила дату дебютного официального выступления Sex Pistols. Оно прошло 6 ноября 1975 года в лондонском Колледже искусств св. Мартина и длилось 10 минут. Первые концерты «секс пистонов» ничего особенного собой не представляли. Музыканты показывали кавера на композиции своих более знаменитых на тот момент коллег, вроде The Who. Единственным моментом, который запоминался всем, пришедшим на них зрителям, был тот, что они играли «очень громко». Как и положено, более опытные коллеги гноили (как умели) молодых «пистолетов», от чего их гитарные «хвосты», стояли ещё круче!

Малком заметил, что драйва у ребят было в избытке, но не хватало опыта и толики профессионализма. Результатом чего был ряд перестановок в группе – ушёл Глен Мэтлок, чьё место недолго пустовало. Глена очень удачно заместил «пассажир» по имени Джон Ритчи, более известный как Сид «Вишес» («Sid Vicious», т. е. «Злобный Сид» или «Порочное Семя»), внёсший свой немалый вклад в легенду «секс пистолетов». Толком играть, парень не умел, но очень старался. В придачу он обладал неслабой харизмой, став не менее (а для кого-то и более) знаковой фигурой (с фирменной лицевой гримасой), олицетворяющей панк-движение, в целом. Стиву Джонсу также пришлось срочно поднимать свой уровень игры на гитаре, с чем он успешно справился. Джон Лайдон «Роттен» трудился денно и нощно над своими неполиткорректно-задиристыми текстами и также отрабатывал свои фирменные сценические ужимки. И, по итогам, надо признать, что всё у него (да и не только у него) получилось!

Далее настал черёд переговоров с лейблами (два из которых быстренько и скандально порвали подписанные контракты, выплатив неслабые неустойки), создания первых синглов, а за ними и дебютного альбома, который вышел в октябре 1977 года и (в полном соответствии, с духом панка) стал последним в занимательной истории Sex Pistols. Но шуму наделал немало! В создании «Never Mind The Bollocks, Here’s The Sex Pistols» (таково полное название диска, который можно перевести как «Не пори ерунду» или «Не гони чепуху») отметились: Джонни Лайдон «Роттен» спел на вокале; Стив Джонс сыграл на гитаре и бас-гитаре (кроме треков 7, 8); Пол Кук удачно выступил на барабанах; Глен Мэтлок успел записаться на бас-гитаре на 7 треке; Сид «Вишес» оформил партию бас-гитары на 8 треке. К продюсированию альбома и аранжировке звука приложили руки Крис Томас и Билл Прайс.

Все тексты «Never Mind The Bollocks, Here’s The Sex Pistols» были написаны Джонни Лайдоном «Роттеном», кроме «Seventeen» написанной Стивом Джонсом и «Pretty Vacant» — Гленом Мэтлоком. Музыка написана Джонни Лайдоном «Роттеном», Гленом Мэтлоком, Полом Куком, Стивом Джонсом, кроме «Holidays In The Sun» и «Bodies» – Джонни Лайдоном «Роттеном», Сидом «Вишесом», Полом Куком, Стивом Джонсом. Альбом записывался почти год. Любопытно, что вместо того, чтобы зафиксировать неотшлифованный звук концертных выступлений «секс пистолетов» (к тому времени отработанный бывшим инженером коллектива Дэйвом Гудманом) Крис Томас пошёл по пути совершенствования качества звучания. В результате, партии гитары Стива Джонса были многократно записаны и наложены друг на друга, благодаря чему Томас создал богатую «звуковую палитру». Этот способ (известный, как «стена звука») был впервые применён в начале 1960-х годов Филом Спектором.

У пластинки «Never Mind the Bollocks, Here’s the Sex Pistols» было несколько вариантов по выходу. В стандартной версии диск начинён 12 треками. Он стартует с заглавной угарной вещички «Holidays in the Sun». Ему наследуют не менее вдохновляющие и пропитанные (словно пудинг) суховатым и сдержанным британским юморком: «Bodies», «No Feelings» и оттяжная «Liar». Далее, наступает черёд, на мой взгляд, самой пронзительной композиции опуса, которой является трек «God Save the Queen», бывший также в числе других четырёх ведущих синглов альбома. «Боже, спаси Королеву» буквально сочится бунтарским духом и нескрываемым презрением к некоторым малопривлекательным буржуазным ценностям части элиты английского общества, нередко поклоняющегося идолам наживы, снобизма и консервативной британской монархии. Здесь идея пластинки подходит к своему апогею, который развивается в «жалящих» песнях «Problems», «Seventeen» и ещё одной «изюминки» пластинки – лакомой «Anarchy in the U.K». Композиции следуют одна за одной, сопровождаясь убойным гитарным аккомпаниментом. От избытка эмоций Роттен захлёбывается собственной слюной, Джонс, Мэтлок и Вишес энергично терзают гитарные струны, а Кук просто выпадает в осадок от скорострельных барабанных партий. Безбашенную суть пластинки вполне удачно продолжает «Submission», чей, как бы сумбурный звуковой ряд, наводит на мысли о бренности всего сущего. Потом музыканты (без всякого стеснения) демонстрируют свои таланты в «Pretty Vacant» (также вышедшей отдельным синглом) и в «New York». Финальная «E.M.I.» славно подытожила впечатляющую в своём пофигизме идею альбома, напомнив об учинённом «секс пистолетами» дебоше в офисе одноимённого известного мейджор-лейбла!

Над оформлением обложки креативно потрудился график Джейми Рид – оформитель пластинок и разнообразной печатной продукции Sex Pistols. Он был приятелем Малколма МакЛарена и работником журнала Suburban Press. Рид рассматривал панк в виде художественного движения и внёс своим дизайном немалый вклад в его становление. В процессе создания других обложек для синглов Sex Pistols, Рид разработал свой собственный стиль, который имитировал шантажистские письма с требованиями выкупа. Слова в них составлялись из вырезанных из газет букв, которые упоминались ещё в рассказах Артура Конан Дойля про Шерлока Холмса, а также в леттризме Исидора Исо и в произведениях Уильяма Берроуза. Означенный стиль стал культовым для Sex Pistols и панк-движения в целом. Так сложилось, что розово-жёлтые (так называемые «канареечные цвета») присутствующие на обложке альбома, стали обозначать область графического воплощения для панк-движения, чей дизайн должен быть примитивен и соответствовать заявляемому минимализму музыки альбома. В США цветовая гамма была изменена: с жёлтого и красного – на зелёный и бледно-красный. В 2011 году обложка диска заняла 14 место в списке лучших обложек альбомов всех времён по мнению читателей интернет издания Music Radar.

В штатах «Never Mind the Bollocks, Here’s the Sex Pistols» поначалу не получил массового признания, достигнув почётного 106 места в чарте Billboard 200. Зато на родине, в Англии он выстрелил, будь здоров! Сразу возглавив всевозможные вершины хит-парадов и став № 1. Тем не менее, группа полетела в американское турне, но оно прошло тогда без особого успеха. Разногласия в команде (особенно между Лайдоном и МакЛареном) нарастали и достигли своего апогея к январю 1978 года, когда Джон шумно объявил о своём уходе. По сути, это был конец громкой, но очень недолгой совместной истории «секс пистолетов».

Оставшиеся члены банды ещё потрепыхались. Скандальную известность получил их проект, когда они пытались что-то замутить с неким Ронни Биггсом, известным по одному из самых крупных ограблений поезда в Англии. Для чего Джонс и Кук даже летали к нему в Бразилию, где тот прятался от британского правосудия (по истечении примерно 30 лет он лично сдался властям и начал отбывать длительный срок в английской тюряге). Но из этой затеи ничего не выгорело. Окончательно перевернул страницу Sex Pistols уже упоминавшийся Сид Вишес, который начал активно концертировать сольно (есть даже отдельный альбом с его концертными записями), но побороть свои вредные привычки, не смог (или не захотел). В конце концов, он был арестован за убийство своей подруги Нэнси Спанген, выпущен под залог и самоубийственно умер в феврале 1979 года, по одной из версий, перебрав запрещённых веществ.

Лайдон, в итоге, смеялся последним, создав собственный забубенный и довольно интересный проект Public Image Limited (P.I.L.). Ещё он удачно женился на миллионерше и показал весьма недюжинную деловую хватку, отсудив у МакЛарена все права на Sex Pistols. Малком выражал большое недовольство происходящим, но делать было нечего. Далее «секс пистолеты» вполне сносно эксплуатировали миф о себе, как о группе, которая распалась прежде, чем её «светлый» и разнузданный образ подпортил компромисс с большим бизнесом. Этот миф был, в свою очередь, с блеском развенчан, когда оставшиеся члены банды собрались и поехали в большой мировой тур под названием «Грязная прибыль» («Filthy Lucre»), который показал, что со временем они сами стали «динозаврами» рока, против которых и боролись в начале своего пути...

Со своей стороны, я бы хотел отметить, что несмотря на все трюки и развенчивание мифов, с годами востребованность альбома «Never Mind the Bollocks, Here’s the Sex Pistols» только росла и продолжает расти, доказав значимость записанного материала. Постепенно он получил в США и Великобритании статус золотого, а позже и платинового, а в Нидерландах — только золотого! Альбом вошёл в многочисленные музыкальные рейтинги, составленные самыми различными (и не только музыкальными) изданиями. Например, в 2000 году он вырвал 10 место среди 100 лучших британских альбомов всех времен по версии журнала Q. Ещё занял 17 место среди лучших альбомов всех времён по мнению телеканала VH1 в 2001 году, стал одним из 100 лучших альбомов всех времён по версии журнала Time в 2006 году и так далее.

В 2002 году на DVD был выпущен документальный фильм «Классические альбомы: Never Mind the Bollocks». 100-минутный фильм вобрал в себя интервью с членами группы и производителями: продюсеры, инженеры и пр. DVD также включает бонусный материал: интервью, не включенные в ТВ-оригинал и две концертных записи из Швеции в 1977 году. В 2016 году «Never Mind the Bollocks, Here’s the Sex Pistols» был признан № 41 среди 500 величайших альбомов всех времен в 2003 году по версии авторитетного журнала Rolling Stone, номером 1 среди 10 величайших панк-альбомов всех времён по версии его читателей и номером 3 среди 40 величайших панк-альбомов всех времён того же издания.

Подведём итоги. Будущее в лице феномена Sex Pistols рвануло весело и неудержимо! Когда дым рассеялся, то обнаружилось, что, по сути, Sex Pistols (и их коллеги по сцене, как: Clash, Damned, Gang Of Four, Stranglers, Buzzcocks и пр.) не только освежили музыкальный мировой «ландшафт», но открыли дорогу тысячам молодых, не менее активных, талантливых, борзых, непредсказуемых, не теряющих связь с настроениями улицы, голодных и желающих получить «свои 15 минут славы» (по выражению гениального придумщика Энди Уорхола) формаций. Из сонма которых впоследствии появились другие замечательные кумиры публики и целые музыкальные направления (новая волна, постпанк, нойз, грандж и пр.).

Конечно, хорошо погрели (и продолжают греть) свои руки на панк-движухе некоторые вовремя сориентировавшиеся бизнесмены (и в том числе лейбл Virgin, принадлежавший эксцентричному Ричарду Брэнсону) поначалу воротившие свои носы от столь неожиданного будущего, но оно всё равно взяло своё. В свою очередь, красиво, громко (и главное – вовремя!) лопнув, смачно и духовито обрызгав всех присутствующих. Что, кстати, прекрасно показано в пародийном фильме «The Great Rock’N’Roll Swindle» («Большое Рок-Н-Ролльное Надувательство») 1978 года. Став, при всей своей противоречивости, знаковым явлением мировой музыкальной культуры!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 29.01.2023 12:22
Комментарии 0
Наверх