// // Повышение страховых отчислений российского бизнеса в следующем году может не произойти

Повышение страховых отчислений российского бизнеса в следующем году может не произойти

1053

Помогли на два процента

Безработица в России сегодня – проблема «номер один»
Фото: ИТАР-ТАСС
Безработица в России сегодня – проблема «номер один» Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Истинное, крайне плачевное, положение российского бизнеса, похоже, наконец начало доходить до сознания отечественных чиновников. На днях стало известно, что Минфин готов поступиться принципом непременного повышения страховых взносов до 34% с нынешних и без того повышенных 32%. Эксперты считают, что гораздо больше пользы принесло бы введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц. Но против «налога на богатство» традиционно выступает министр финансов Алексей Кудрин.

Выступая на Неделе российского бизнеса под эгидой РСПП, статс-секретарь, заместитель министра финансов Сергей Шаталов пообещал, что в «самые ближайшие дни» правительство рассмотрит основные направления налоговой политики на 2011–2013 годы. При этом, по словам чиновника, самая болезненная для бизнеса тема – повышение с 2011 года ставки единого социального налога до 34% – будет снята. Шаталов заявил, что взносы на медицинское, социальное и пенсионное страхование в течение одного-двух лет будут подняты «только до 32%» вместо 34.

Напомним, что планы по замене единого социального налога (ЕСН) страховыми взносами с одновременным подъёмом их общей доли с 26 до 36% были озвучены правительством аккурат в преддверии кризиса 2008 года. Крики ужаса бизнеса тонули в подсчётах уменьшения дефицита национального Пенсионного фонда. Отрезвление наступило только после резкого снижения поступлений в результате массовых увольнений: предприятия предпочли избавляться от подорожавшей и ставшей явно избыточной рабочей силы.

Напуганная возможным масштабом народных протестов власть пошла на определённый компромисс с бизнесом: на 2010 год официально была заявлена пониженная ставка страховых взносов – 32%. А неофициально, как признаются сами предприниматели, контролирующие органы закрыли глаза на то, что многие под видом оптимизации затрат перевели зарплаты на «старые добрые «серые» схемы».

Кстати, в сознании россиян уже давно укоренилась мысль о том, что в нашей стране крайне низкий уровень налогообложения. Это не совсем так. Если посмотреть, какую сумму работник получает в реальности из тех денег, что его работодатель заложил в фонд заработной платы, то выясняется: уже сегодня на руки выдаётся менее 60% начисленной заработной платы (минус 32% страховых взносов и от полученной суммы – ещё минус 13% налога на доход физических лиц). При этом сам бизнесмен сильно сэкономит, просто вынимая деньги из дела, поскольку налог на прибыль теперь снизился с 24 до 20%, а общее налогообложение изъятой прибыли (с вычетом 13% налога на доход) составит чуть более 30%. Тоже немало, но в пределах прогрессивного мирового опыта налогообложения. Как говорил в своё время президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий Григорий Томчин, «треть дохода – это психологически приемлемое изъятие».

«Подаренные» на 2010 год бизнесу 2% были одним из пунктов договора о социальном мире. Однако произошло предвидимое многими экономистами, но долго не признаваемое властями многих стран событие: мировой кризис оказался не кратковременным испугом, а долговременной рецессией. Российские предприниматели, весь 2009 год терпеливо державшие работников в «отпусках», «отгулах» и на «общественных работах», со вступлением в действие страховых взносов в 32% начали массовые увольнения: весь январь, февраль и часть марта экономисты со страхом наблюдали за растущей безработицей. Того факта, что увольнения возобновятся в случае доведения страховых взносов до искомых 34%, бизнес и не скрывал. Возможно, именно это подействовало на доселе непоколебимый Минфин.

По теме

Попутно Минэкономразвития сумело убедить правительство понизить планку страховых взносов до 14% для IT-компаний, СМИ, резидентов технико-внедренческих зон и всех категорий налогоплательщиков, которые могут быть отнесены к инновационному бизнесу. Последняя категория особенно смущает не только независимых экспертов, но и Минфин. Как признался г-н Шаталов, пока непонятно, какими способами отделять инноваторов от остальных. «Если проблему идентификации не решить, то мы столкнёмся с риском, что льгота пойдёт не по назначению и сама идея поддержки таких компаний будет дискредитирована», – беспокоится замминистра.

Но всё же разумное зерно в таком предложении есть: в мировой конкуренции Россия во многом проигрывает из-за неадекватно завышенной стоимости трудовых ресурсов. Завышенной не потому, что российские рабочие получают намного больше китайцев, а потому, что существующая система налогообложения делает нашу рабочую силу очень дорогим удовольствием.

Что же касается наполнения бюджета, то всё громче раздаются голоса за введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц. Однако министр Кудрин не устаёт повторять, что этого не будет. И хотя, выступая на правительственном часе в Совете Федерации, он признал, что расслоение в российском обществе «выше, чем принято», что является «источником рисков, в том числе источником социальной напряжённости», поспешил добавить, что «это противоречие нужно решать комплексно, разными средствами», так как средства налоговой политики в этом случае «самые неэффективные». Впрочем, полностью идею повышения налоговой нагрузки на богатых министр финансов не отверг. А лишь перенёс её на неопределённое будущее.

Опубликовано:
Отредактировано: 19.04.2010 12:29
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх