// // Антимонопольщики введут запрет на открытие новых заправок и предложат формулу расчёта цены бензина

Антимонопольщики введут запрет на открытие новых заправок и предложат формулу расчёта цены бензина

308

Горючее в ФАС

Фото: Сергей Тетерин
Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Федеральная антимонопольная служба в последнее время фонтанирует разнообразными предложениями по урегулированию нефтяной сферы в России. Инициативы разные – начиная от обязательной торговли нефтепродуктами на бирже и заканчивая формулой цен на топливо и запретами открывать АЗС в регионах, где у компании уже есть 35% рынка. Все они сейчас рассматриваются в правительстве. Цель, которой пытается добиться ФАС всеми своими инициативами, – снизить цены на бензин на 15–20%. Одновременно с этим, имея такой инструмент, как биржа, или формулу цены, ведомство будет иметь козыри на руках в судах – рыночные цены, которые завысила та или иная нефтяная компания. Сейчас в судах зависли дела на 20 млрд рублей. Фемида не в состоянии оценить, насколько правомерно ценообразование на топливо, и уж тем более усмотреть в действиях производителей и продавцов картельный сговор.

Первая инициатива – вывести нефтяные компании на Товарно-сырьевую биржу в Санкт-Петербурге. Для того чтобы торговая площадка стала индикатором цен на топливо в стране, необходимо, чтобы на ней торговалось всего 15% реализуемых в России нефтепродуктов. Но в 2009 году там было продано только 2,3% нефтепродуктов. Тем не менее заданных показателей ФАС планирует достичь уже по итогам 2010 года. Для этого, в частности, правительство уже поддержало идею ФАС обременить лицензии недропользователей обязательствами по продаже нефти и нефтепродуктов на бирже.

«По просьбе ФАС рассматриваем возможность отягощения лицензий обязательствами по продаже нефти и нефтепродуктов через систему биржевых торгов для её поддержки», – сообщил в минувший четверг вице-премьер Игорь Сечин.

Ранее глава ФАС Игорь Артемьев предложил обязать российских нефтяников продавать почти все экспортные контракты на нефть, нефтепродукты, удобрения, металлы на отечественных биржах. «Нужно продавать все экспортные контракты здесь, на бирже, и налоги останутся в России, а не у посредников», – заявил Артемьев.

Отягощение лицензии необходимостью открытых торгов – действительно эффективный и вполне законный стимул. Тем более что соискателей будут заранее уведомлять об имеющихся ограничениях. К тому же, по словам замглавы ФАС Анатолия Голомолзина, нефть и нефтепродукты с месторождения, на которое будет выдана новая лицензия, должны будут торговаться на бирже в полном объёме. Но есть оговорка: предлагаемые условия будут касаться только некоторых новых месторождений. Каких, пока неизвестно. Вопрос ещё обсуждается в правительстве.

К тому же далеко не все нефтяники хотят на биржу. Там наращивают торги «Роснефть» и «ТНК-ВР», а, скажем, ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть» предпочитают не появляться на площадке. Первая предпочитает прямые контракты, вторая развивает собственную торговую сеть.

Есть и ещё одна проблема. Пока на биржу не удаётся вывести госзакупки нефтепродуктов всевозможными ведомствами. А по данным ФАС, доля госзакупок в общем объёме внутреннего рынка нефтепродуктов составляет около 20%.

И всё же представители госрегуляторов согласны с тем, что биржа сделает рынок более прозрачным, а цены на топливо справедливыми. Например, в Минэкономразвития полагают, что площадка создаст условия для расширения торговли нефтепродуктами прежде всего между самими вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК). Ведь, как правило, компания продаёт бензин со своих НПЗ только своим АЗС, даже если заправка конкурента находится гораздо ближе собственной. Важно и то, что биржа поможет хотя бы частично снять проблему посредников. Зачастую тонна топлива на НПЗ стоит около 15 тыс. рублей, а на АЗС независимых игроков – более 20 тыс. рублей.

По теме

Ещё одна, уже более жёсткая инициатива ФАС – распространить принципы закона «О торговле» на оборот нефтепродуктов. Ведомство предлагает законодательно запретить нефтяным компаниям, занимающим более 35% регионального розничного рынка, расширять свою сеть АЗС. Если новые поправки вступят в силу, компании не смогут открывать новые заправки в регионе, если у них там уже есть значительная доля.

По задумке ФАС это должно способствовать демонополизации большинства региональных рынков, где доминирует только одна нефтяная компания и соответственно она может устанавливать монопольно высокие цены. Своей инициативой ведомство пытается добиться присутствия на каждом рынке не менее трёх крупных игроков плюс независимые НПЗ. В 20 регионах доминируют независимые от ВИНК игроки.

Некоторые ограничения действуют уже сейчас. Компании должны согласовывать с ФАС покупку АЗС. Но правила, предлагаемые службой, могут стимулировать компании менять принадлежащие им АЗС в регионе доминирования на станции конкурентов в регионах, где доминируют другие компании. Например, ЛУКОЙЛ сможет зайти в регион доминирования «Роснефти», получив её заправку в обмен на свою уже в своём регионе. Однако сами нефтяники отмечают, что вряд ли будут использовать такой механизм: чтобы получить, например, хорошую АЗС на крупной трассе, надо отдать для этого свою прибыльную заправку, а в таком обмене смысла нет.

Ещё одно предложение ведомства – формула цены на бензин. Она должна стать переходным этапом на пути к полноценной биржевой торговле. ФАС уже внесла в правительство три варианта расчёта цены на нефтепродукты. Их суть – привязать цены на оптовом рынке нефтепродуктов к ценам на них в мировых центрах торговли за вычетом транспортных расходов и экспортной пошлины.

Как сообщил Анатолий Голомолзин, разработанная службой формула основывается на принципе равноэффективности поставок на внешний и внутренний рынок. Она может послужить индикатором рыночных оптовых цен на нефтепродукты, основанном на общепризнанных мировых котировках, сформировавшихся в условиях конкурентных внешних рынков нефтепродуктов.

Согласно анализу рыночной ситуации, который ФАС провела с участием нефтяных компаний в рамках рабочей группы по ценообразованию на нефтепродукты при Экспертном совете ФАС по рынку нефти и нефтепродуктов, в России оптовые цены на нефтепродукты выше, чем цены на соответствующих мировых площадках.

Первый вариант расчётов предусматривает установление цены для каждого российского НПЗ в зависимости от того, к какому центру торговли нефтепродуктами он ближе расположен: средиземноморскому, североевропейскому или сингапурскому.

Второй вариант предлагает возможность формировать отпускные цены НПЗ на уровне не выше тех, что устанавливаются на НПЗ ОАО «Киришинефтеоргсинтез» в Ленинградской области, который можно выбрать неким эталоном.

Третий вариант предусматривает определение цен на базе так называемого маркерного НПЗ, который равноудалён от всех трёх центров потребления и не входит в состав крупнейших нефтяных компаний. Таким НПЗ ФАС предлагает сделать ОАО «Ново-Уфимский НПЗ». Цены на бензин на других НПЗ могут отличаться от цен на бензин на этом заводе на 1,5–2 тыс. рублей в большую или меньшую сторону. В первых двух вариантах отклонение, по мнению ФАС, не должно превышать 1–2%.

Расчёты на основе каждого из трёх вариантов дают устойчивые результаты, уверяют в ФАС. А использование формулы, как показывают расчёты, может привести к снижению оптовых цен на нефтепродукты на 15–20%. Также с небольшой временной задержкой могут снизиться и розничные цены на топливо. На следующем этапе цена может быть привязана к ценам, формируемым на биржевых торгах.

Впрочем, некоторые эксперты считают, что подобная практика возвращает рынок к регулированию цен, что уже заканчивалось плачевно.

«Многие договоры нефтяные компании заключают на год по фиксированной цене. А если рыночная цена к концу года будет на 15% выше или ниже той, что была в начале года?» – объясняет позицию нефтяников представитель «ТНК-ВР» Николай Горелов.

В этом случае компании понесут незаслуженные убытки. Министерство энергетики поддерживает эту точку зрения. Оно согласно с необходимостью формулы цены, но предлагает гораздо более широкий диапазон колебаний: плюс-минус 20%. Но это, по словам Анатолия Голомолзина, не приведёт к снижению цены, поскольку и сейчас все отклонения от неё не выходят за рамки 20%.

Тем более сомнительным видится успех проекта, если вспомнить о попытках отменить транспортный налог и «размыть» этот платёж, приплюсовав к стоимости горючего. Так что скорее всего управление ценами на топливо по-прежнему останется «ручным», в полном соответствии с рекомендациями, которые время от времени дают партия и правительство.

Опубликовано:
Отредактировано: 29.03.2010 13:12
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх