Версия // Культура // Почему в России всё реже проходят выставки шедевров мирового искусства

Почему в России всё реже проходят выставки шедевров мирового искусства

2568

Трудности перевоза

Картины самого дорогого британского художника Джозефа Тёрнера привезут в Москву
В разделе

Удивить россиян премьерами фильмов с участием голливудских звёзд или выступлениями певцов мирового уровня уже достаточно сложно. А вот крупные выставки шедевров мирового искусства для нас до сих пор большое событие. К тому же с каждым годом всё более редкое. Европейские музеи нечасто привозят к нам свои коллекции. Впрочем, одна из таких коллекций – картины самого знаменитого британского художника Джозефа Тёрнера – будет экспонироваться в ноябре в ГМИИ имени Пушкина. Наш корреспондент попытался выяснить подробности предстоящего события, а также задался вопросом: почему выставки подобного уровня в России появляются так редко?

На сегодняшний день Джозеф Тёрнер – самый дорогой британский живописец. В 2006 году его полотно «Вид на Джудекку с канала Фузина» было продано на нью-йоркском аукционе Christie's за 35,8 млн. долларов. Пару месяцев спустя на том же аукционе акварель «Синяя Риги (Гора Риги: вид на Люцернское озеро на восходе)» ушла за 5,8 млн. евро. Самая большая коллекция картин этого художника находится в лондонской галерее Тейт.

Вообще-то, в середине 70-х годов работы знаменитого английского живописца уже привозили в Москву, и демонстрировались они как раз в Пушкинском музее. Но с тех пор многое изменилось, в том числе и цены на страховку, транспортировку и т.п., что при организации новой экспозиции повлекло за собой огромные расходы. Несколько лет директор ГМИИ Ирина Антонова пыталась добиться проведения этой выставки в Москве, но всё упиралось в деньги. В итоге предприниматель и меценат Алишер Усманов взял всё в свои руки. Именно он дал деньги для того, чтобы выставка состоялась. 
«Выставка Тёрнера – самая дорогостоящая в истории музея, и без помощи мецената она не могла бы состояться», – говорит директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова. – Стоимость экспозиции я огласить не могу, могу только сказать, что это немыслимая сумма, которую неприлично озвучивать». Отказывается говорить о финансовой стороне вопроса и Алишер Усманов. Он сообщил только, что главные причины, по которым он помогает проведению этого мероприятия, – страстная любовь к искусству и имена двух крупнейших музеев мира: галерея Тейт и Музей изобразительных искусств.

Но в итоге в ноябре посетители Пушкинского музея увидят более 100 произведений Тёрнера: 40 картин маслом, 70 акварелей и две гравюры. Помимо полотен и акварелей, созданных в поздний период творчества художника, будут представлены и произведения, отражающие период становления художника.

Но, повторимся, экспозиции, подобные тёрнеровской, редкость в отечественной художественной жизни по целому ряду причин. Главная из них – это, конечно же, деньги. «Для того чтобы устроить крупную выставку произведений из различных художественных собраний, требуются миллионы долларов, – говорит искусствовед Юлия Овчинникова. – Стоимость экспозиции включает в себя немалые суммы за специализированную транспортировку произведений искусства, а также огромную страховку, обеспечивающую музею, который на время расстаётся со своими шедеврами, хоть какую-то уверенность в их сохранности. Любая крупная выставка, проводимая западным музеем, сравнима, наверное, с бюджетом нашего крупного музея».

Окупить же выставку продажей билетов, открыток, буклетов и т.п. сложно. Однако на Западе финансирование подобных мероприятий не относится исключительно к области благотворительности или чистого престижа. Любая крупная, хорошо разрекламированная выставка в конечном счёте окупается многократно. В первую очередь за счёт туристов, так как на престижные мероприятия подобного рода съезжаются любители искусства со всего мира. Гостиницы полны, билетов на самолёт не достать, а процветающий музей служит залогом процветания города.

По теме

«В нашей стране этого до сих пор не понимают, – продолжает Овчинникова. – У нас музей и поныне воспринимается как роскошь на государственном обеспечении. А поскольку государство не может позволить себе никакой роскоши, то музеи оказываются совершенно обездоленными. Поэтому и приходится полагаться на спонсоров или меценатов или рассчитывать на выставки по обмену, которые полностью оплачиваются западными партнёрами».

Но и с обменом в последнее время становится всё сложнее, так как страховая стоимость произведений искусства растёт год от года.

«Условия, при которых мы организуем выставочные обмены, усложняются с каждым днём, – поделилась Ирина Антонова. – Очень серьёзным препятствием становится проблема страхования произведений искусства. Кроме того, сильно дорожает упаковочный материал, поскольку к нему постоянно возрастают требования. И если мы хотим, чтобы это направление культурного обмена развивалось, правительство должно принимать в этом участие».

Согласно общепринятым в мировой практике правилам любое произведение, отправляемое на выставку, должно быть застраховано. Но поскольку цены на предметы искусства растут, то растёт и стоимость страховки, становясь всё более неподъёмным грузом для музейных бюджетов.

При этом технология страхования произведений искусства очень сложна. Сначала эксперты проверяют подлинность шедевров, потом определяют их рыночную стоимость. Определив подлинность и стоимость коллекции, можно страховать произведение искусства от повреждения либо уничтожения. Причём страховку выплатят, даже если коллекция пострадает от землетрясения, военных действий или теракта. Но, по словам страховщиков, чаще всего предметы искусства терпят бедствие в пути. Поэтому страхуют их по системе «от гвоздя до гвоздя». Кстати, именно по такой системе в своё время ГМИИ имени Пушкина застраховал картину Рембрандта «Портрет пожилой женщины», которая экспонировалась в Хьюстоне. Страховка действовала, начиная с момента упаковки картины в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и вплоть до самого её возвращения на родную стену. «При транспортировке в Хьюстон полотно было повреждено – из-за отрыва крепежа в правом нижнем углу холста появился разрыв размером 7,5 сантиметра с повреждением красочного слоя, – рассказали корреспонденту «Нашей Версии» в «Ингосстрахе». – По условиям полиса страховщики должны были возместить музею расходы на реставрацию картины и компенсировать снижение её рыночной стоимости, которое составило 10% (1,2 млн. долларов).

И всё же в России пока ещё проходят крупные выставки. Однако их можно по пальцам пересчитать: выставка работ Поля Сезанна в Эрмитаже (большая часть которых принадлежала самому Эрмитажу и ГМИИ имени Пушкина), скульптуры Микеланджело в Эрмитаже, монографическая выставка одного из наиболее ярких и необычных художников парижской школы начала XX века Амедео Модильяни в ГМИИ имени Пушкина, офорты Сальвадора Дали, картины Рембрандта. А главный музей Франции Лувр предоставил свои экспонаты декоративно-прикладного искусства из сокровищницы французских королей Музеям Московского Кремля.

Но И если в ближайшее время не будет ничего предпринято в этом направлении, то вскоре россияне, не располагающие средствами для регулярных посещений зарубежных музеев, смогут увидеть шедевры мирового искусства только по телевизору или в Интернете.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.04.2008 11:34
Комментарии 0
Наверх