// // Почему российские атлеты богаче звёзд эстрады и телевидения

Почему российские атлеты богаче звёзд эстрады и телевидения

466

Театр одного спортсмена

2
В разделе

Журнал Forbes опубликовал очередной рейтинг 50 известных людей «Звёзды и деньги-2010». В том, что среди россиян самыми известными людьми оказались поп-музыканты, ничего удивительного нет. А вот то, что самыми богатыми оказались спортсмены, в определённой степени стало сюрпризом. «Наша Версия» попыталась разобраться в национальных особенностях распределения сверхдоходов.

Место в рейтинге обеспечивали три параметра: доход, интерес со стороны журналистов, количество запросов в Интернете. Последний параметр, кстати, стал источником пары сенсаций. Однако первая строчка рейтинга шестой год подряд традиционна: её занимает теннисистка Мария Шарапова с годовым доходом в 25 млн долларов – 116 упоминаний в бумажных СМИ и 270 600 запросов в «Яндексе».

Надо сказать, что рейтинг «заточен» под российские реалии: обратись его составители, например, к запросам в Google, результаты были бы иные. Но взят был именно российский поисковик, а из бумажных СМИ выбраны: «Семь дней», «МК-бульвар», «Антенна-ТелеСемь», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Аргументы и факты», «Твой день», «Жизнь за всю неделю», «КП» («толстушка»), «Итоги», «Русский Newsweek», ОК!, Hello!, «Караван историй», Glamour, Maxim.

Тем не менее именно о Марии Шараповой можно сказать, что её известность – международного масштаба. Буквально за неделю до публикации рейтинга американский Forbes обнародовал мировой список 50 спортсменов с самым высоким уровнем дохода. Россиянка в нём всего одна – Мария Шарапова, она заняла 35-е место. Теннисисток в рейтинге больше нет, так что по «доходности» Шарапова оказалась лучшей в мире женского тенниса. Возглавил же рейтинг гольфист Тайгер Вудс с доходом 105 млн долларов.

Что касается других персонажей российского рейтинга, то стоит отметить появление в нём музыкантов Петра Налича (45-е место) и Noize MC, он же Иван Алексеев (41-е место). Своими местами в рейтинге они обязаны не столько доходам (оба, по данным Forbes, заработали за прошедший год по 900 тыс. долларов), сколько интернет-аудитории. Имея доход ниже, чем у соседей по рейтингу, они получили гораздо больше запросов в Интернете.

Стоит напомнить, что Налич в 2010 году выступил на «Евровидении», куда попал опять же благодаря интернет-известности (прежде всего песни Guitar). Что касается Noize MC, то он приобрёл популярность среди интернет-пользователей после того, как выложил в сеть песню, обличающую вице-президента ЛУКОЙЛа Анатолия Баркова, попавшего в громкое ДТП на Ленинском проспекте. Напомним, что в результате аварии погибли две женщины-медика, одна из которых является родственницей музыканта.

Таким образом, можно констатировать, что «раскрутка» артиста всё больше зависит от демократичной среды интернет-пользователей, нежели от усилий продюсеров по «проталкиванию» его творчества в традиционных СМИ. При этом понравиться аудитории можно за счёт либо искренности с налётом наива (Guitar Налича), либо злободневности («Колесницы» Noize MC). Это сильно отличается от шаблонов, называемых «форматом», принятых в российском шоу-бизнесе. А значит, в море «попсы» могут в ближайшее время случиться крупные волнения и даже штормы.

Впрочем, есть в рейтинге цифры, в которые верится с трудом. В частности, в огромный разрыв между доходами спортсменов и поп-музыкантов: первые заработали на 37 млн долларов больше. Это при том, что спортсменов в рейтинге всего 14, а поп-музыкантов 18. Даже самые богатые поп-идолы – Филипп Киркоров, Григорий Лепс (по 5 млн долларов) и примадонна Алла Пугачёва (4,5 млн долларов) – не смогли сравниться по доходам не то что с Марией Шараповой, но и с хоккеистом Александром Овечкиным (12 млн долларов) и футболистом Андреем Аршавиным (8,3 млн долларов).

По теме

Как говорят знающие люди, причина здесь прежде всего в разном источнике доходов.

В 2009 году количество корпоративов упало до катастрофического уровня. «Самым горячим временем у нас является, понятное дело, Новый год, за ним следуют 8 марта, 23 февраля, летние выезды, – говорит глава агентства по организации праздников Андрей. – Так вот, в 2009 году на новогодние дни у меня было всего три корпоратива – при том, что даже в 2008 году – девять. В остальные праздники – ни-че-го. Ноль. Если бы не парочка недорогих летних выездов – пришлось бы закрыть агентство». И такая картина, говорят, наблюдалась на всём рынке. Основными заказчиками корпоративов всегда были компании, а им не с руки было приглашать артистов в дни массовых сокращений персонала и урезания зарплат.

Однако и рекламный рынок переживал в прошлом году нелёгкие времена. Но тут сыграл роль и второй фактор.

Дело в том, что рынок рекламы гораздо цивилизованнее рынка event-услуг. На нём заправляют крупные западные агентства и их российские подразделения, при заключении контрактов спортсменов участвуют их западные агенты. Соответственно контракты составляются не только скрупулёзные, но и с реальными суммами выплат. Плата за корпоративы – часто «нал», передаваемый из рук помощника первого лица компании в руки агента артиста. Учесть его невозможно: ведь точно неизвестны даже суммы, которые платят за корпоративы тому или иному артисту. А уж подсчитать количество корпоративов можно только со слов самого артиста. Который часто следует словам известного анекдота: «Он говорит – ну и вы говорите».

Рейтинг Forbes выявил и ещё один российский феномен: в топ-листе оказалось довольно много юмористов (3) и телеперсон (6). Причём среди последних есть и те, кого можно отнести к обеим категориям (например, Максим Галкин и Александр Цекало), а остальные представляют в основном «скандально-развлекательные» телепередачи. Правда, все юмористы представлены участниками Comedy Club, который в прошлогоднем рейтинге шёл «единым лотом», но тем не менее количество «развлекателей» выглядит чрезмерным.

Для сравнения: в американском варианте рейтинга Forbes среди самых влиятельных знаменитостей тоже присутствует телеведущая – Опра Уинфи, – но назвать её шоу «скандально-развлекательным» вряд ли удастся. Да и ещё один лидер американского рейтинга – исполнительница песен в стиле R&B, певица Бейонсе Ноулз – вряд ли заслуживает эпитета «попса».

И дело, к сожалению, вовсе не в злобных продюсерах, не дающих российскому народу прикоснуться к истинной культуре. Ведь, несмотря на то что простые интернет-пользователи вознесли на вершины популярности Петра Налича и Noize MC, самыми популярными персонажами у них оказались участницы группы «Ранетки» – 4 106 400 запросов в «Яндексе».

На этом фоне появление в обоих рейтингах двух кинорежиссёров кажется просто символом: у американцев в лидерах популярности – создатель «Титаника» и «Аватара» Джеймс Кэмерон, в российский рейтинг впервые попал режиссёр «Дозоров» Тимур Бекмамбетов.

Опубликовано:
Отредактировано: 16.08.2010 13:18
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх