Версия // Власть // Почему госсовет Татарстана не хочет переименовывать президента в главу республики

Почему госсовет Татарстана не хочет переименовывать президента в главу республики

63079

Мини-ханство

Почему госсовет Татарстана не хочет переименовывать президента в главу республики
(Коллаж: рисунок - Темур Козаев; фото - Максим Зарецкий/ТАСС)
В разделе

Волей республиканских законодателей президент Республики Татарстан Рустам Минниханов превращается в мини-хана. Публичный бунт на корабле российского федерализма (а возможно, и государственности) подняли – только не смейтесь – единороссы. Вроде бы, форпост федерализма. Опора власти. Но как только наступил момент истины, татарстанское «ЕдРо» отдало предпочтение Минниханову, не захотевшему отказываться от звания президента в пользу раиса.

Что будет дальше и кто из коллег татарстанского президента в регионах вдохновится его примером?

В сентябре 2021 года Государственная дума приняла к рассмотрению новый законопроект, в котором закреплялось понятие «глава региона». Допускалось, что с учётом исторических и прочих традиций наименование должности могло изменяться. Но, как подчеркнул в комментарии Дмитрий Песков, в России «должность президента должна быть одна», и, напомним, занимает ее Владимир Путин. Это относится прежде всего к Республике Татарстан, где глава региона по-прежнему именуется президентом, в отличие от всех своих коллег из других субъектов, которые президентами перестали быть уже давно. Месяц в Госсовете региона решали, как быть. Вообще-то наименование должности нынешнего президента Татарстана Рустама Минниханова должно было измениться ещё год назад, после его переизбрания – предполагалось, что его станут называть раисом. Однако свита в лице Госсовета не торопилась лишить короны своего короля и принимать поправки, откладывая переименование должности. Да и сам президент Республики Татарстан Минниханов – несостоявшийся раис – никуда не спешил и оставался президентом – тем более кругом пандемия, начавшаяся весной 2020 года, и не до того. В общем-то повод для бунта на корабле был, как видите, плёвым. А ужас положения в том, что ради публичного демарша вокруг наименования должности руководителя республиканские депутаты воспользовались неподходящим поводом. Ибо федеральный закон об общих принципах организации публичной власти в регионах РФ – это документ не столько про титулы и наименования должности руководителя, сколько про механизмы регулирования, и едва ли Рустам Минниханов этого не понимает.

Сначала глава комитета по госстроительству, член Госсовета Республики Татарстан от ЕР Альберт Хабибуллин на заседании предложил даже не начинать прения. «Положения документа (поддержанные Думой. – Ред.) противоречат основам конституционного строя РФ как демократического правового государства». Но дело, как видно, не столько в том, что закон «предлагает унифицировать наименование должности» (но речь-то не об унификации наименования, наоборот – хоть ханом себя провозглашай. – Ред.), сколько в «полномочиях региональных парламентов и высшего должностного лица»! Так вот, оказывается, где собака зарыта! Как следует из основного закона РФ, разъяснил член Госсовета парламентарий, регионы «обладают всей полнотой госвласти». И по-другому не будет и быть не может! Спикер Госсовета, член президиума генерального совета «Единой России» Фарид Мухаметшин поддержал коллегу: «Законопроект в корне влезает (sic!) в полномочия субъектов». Решение не поддерживать его единогласно приняли представители «Единой России», КПРФ и депутатской группы «Татарстан – новый век».

Таким образом, Госсовет Татарстана и его глава не просто показали кукиш фактически всей России. Проблема-то вовсе не в наименовании должности президента республики Минниханова в официальных документах, из-за которой и начался весь сыр-бор – в целом, не столь важно, как его называть. Проблема в объеме власти главы региона и, что немаловажно, региональных законодателей. Местечковым высокопоставленным кругам показалось, что их задвигают. А они не согласны. И готовы противостоять федеральному центру. «Это очень плохой сигнал столице, – констатирует политолог Герман Куликовский. – И тревожный сигнал региональным элитам». По сути, им в открытую предлагают повторить публичный демарш Казани – она первой решила противопоставить себя столице в борьбе за «положенные» привилегии.

«Слабость и глупость»

Едва ли обструкция, устроенная госсоветом республики, была самовольной. Президент Рустам Минниханов не мог о ней не знать. Значит ли это, что бунт поднял лично глава Татарстана, не пожелавший именоваться раисом? Вероятно. Сейчас мы видим, что из-за проекта закона взбунтовалась элита – три фракции госсовета республики. А президент Татарстана Рустам Минниханов помалкивает. Но первый пушечный выстрел в сторону столицы, как ни крути, прозвучал. И оттуда уже дали понять, что услышали выстрел, донесшийся из Татарстана. «Татарстан не может быть равнее других, – прокомментировал положение дел глава Фонда развития гражданского общества Виталий Иванов. – Иначе это будет расценено как слабость и глупость». Но что сможет Кремль противопоставить нежеланию Татарстана во главе с Миннихановым отказаться от своих привилегий? Не отрядит же войска, в самом деле. И вот тут-то и возникает догадка. А не в том ли интрига, что в республике решили устроить разведку боем? Мол, что будет, если, как завещал Ельцин, проглотить полномочий побольше?

Ситуация у руководителей Татарстана, включая депутатов Госсовета, и самого Минниханова непростая.

В федеральном «антирейтинге» зарегистрированных случаев взяточничества Генпрокуратуры Татарстан занимает второе место. Весной этого года Виктор Балдин, глава управления надзорного ведомства, противодействующего коррупции, сообщил об уголовном деле, возбуждённом в отношении замминистра Республики Татарстан по ЧС Олега Степущенко (по факту растраты и присвоения 56 млн рублей). Чуть больше месяца назад Степущенко оказался в СИЗО (до этого он находился под домашним арестом). Интрига же в том, что Степущенко – второй по счёту замминистра ЧС РТ, оказавшийся за решёткой. Чуть раньше фигурантом уголовного разбирательства стал Ильхам Насибуллин (его заподозрили в мошенничестве на 161 млн рублей). Соответственно, сразу двое из четырёх замов Рафиса Хабибуллина оказались фигурантами уголовных дел – не многовато ли для одного министерства? Нет, Альберт Хабибуллин – не его родной брат, но, наверное, любое местечковое «высшее общество» – это некое братство, не так ли? Свой своему поневоле брат. Раскручивать мутную историю замминистра Степущенко начали, по сути, только месяц назад, осенью 2021 года, и для стороннего наблюдателя все выглядит так, что Степущенко запросто может потянуть за собой на нары пару-тройку десятков высших казанских элитариев (там и чиновники, и представители крупного бизнеса – знаковых имён хватает). Так не ради того ли, чтобы выторговать таким, как Степущенко, послабления, столице и дали отлуп? А что, разве нападение – не лучшая защита? Степущенко, кстати, разговорился, проведено несколько очных ставок, и «казанское дело» в перспективе может чуть ли не повторить знаменитое разбирательство советских времён Гдляна и Иванова, когда половина руководителей Узбекистана оказалась на нарах.

Анатолий Несмиян, востоковед

– Неприкрытое игнорирование руководителями Татарстана всех намёков, включая уже совсем прямые, ставит Кремль перед неприятным выбором – проглотить и утереться или задавить. Процедурный и в общем-то формальный момент с переименованием должности становится вдруг близким к критическому. В своё время Москва продемонстрировала президенту Рустаму Минниханову, что может создать ему серьёзные проблемы, когда уничтожила два системообразующих банка республики. После этого ситуация как-то разрулилась. А как федеральное руководство поступит сейчас? Кризис на местах может обнаружить её неспособность разрешать его через механизмы согласия. Что очень даже чревато.

Агенты под прикрытием

Этим летом главу Казани Ильсура Метшина переизбрали президентом (не многовато ли всё-таки их в Татарстане? Минниханов, Метшин, кто еще занимает одноименные должности?) евразийского отделения всемирной организации «Объединённые города и местные власти». Ее штаб-квартира находится в Барселоне. А одна из её основных ролей – «повышение роли и влияния МСУ и его представительных организаций в глобальных процессах». Именно так, в глобальных процессах. И это не альянс кардинала и галантерейщика, отнюдь. Скажем, есть у Фонда Рокфеллера совместная со Всемирным банком программа «Сеть устойчивых городов». Если вкратце, в разных странах выбираются города, ключевым образом влияющие на экономику государства, и при этом – не столицы. Скажем, в Италии – Милан, в Австралии – Мельбурн, а в России – Казань и Екатеринбург. По случайному совпадению они же – лидеры всероссийского фрондёрства. И в рамках данных программ фонда в них финансирование получают общественники, занимающиеся той или иной законной деятельностью и взаимодействующие при этом с органами МСУ. Иностранные агенты? Да нет, ни разу. Схема похитрей непосредственного финансирования при помощи фондовских грантов, но суть её та же. А высокий руководитель как бы во главе происходящего, но чуть в стороне, наделённый к тому же международным статусом (президент отделения всемирной организации!), – определённая гарантия легитимности происходящего.

Сейчас к главе столицы Татарстана Метшину нет вопросов, но, согласитесь, однажды они могут возникнуть. Уж не потворствует ли это распространяемым Западом принципам глобализма. Вот и весь расклад. Для Метшина, как руководителя, лично уравнивание в рамках предложенного Государственной думой закона чревато потерей влияния. Деньги – не главный вопрос. Речь именно о влиянии и о связях с глобальными элитами. Отказаться от «самости» – потерять эти связи. Для Татарстана это не только болезненно – это неприемлемо в принципе.

На самом деле вся эта история завязана в тугой узел с «объединёнными городами», Фондом Рокфеллера и одним из основных партнёров фонда – Всемирной организацией здравоохранения. Согласно несвежей новости, с 11 по 15 октября в Казани под эгидой ВОЗ прошли совместные «учения команд быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации». Ого! «За ширмой учений ВОЗ в России происходит совершенно другое, – намекает военный эксперт Юрий Баранчик. – Речь идёт о программах, подконтрольных глобальным элитам». А Москва, кажется, имеет особое мнение касательно глобальных элит и связанные с ними спецпроекты тоже оценивает без восторга. И принуждает к такому же мнению Казань. А она не желает соглашаться и принимать изменения – бунт здешних единороссов тому наглядная иллюстрация. Так что этот спор – он вовсе не про переименование должности президента. Он про его полномочия – много шире, чем главы региона.

П. Салин, специалист в области политологии

– Юридических последствий казанский демарш, полагаю, иметь не будет – я подчёркиваю, юридических, а не политических. Нынешнюю политсистему России можно охарактеризовать как консолидированный режим. Для него тотальное одобрение его действий и законов. Положение, при котором кто-то за, а кто-то против, консолидированный режим не устраивает. И это может стать первым шагом к его распаду. Интерес Татарстана, который, видимо, поддерживает и его руководитель Минниханов – назначение министров и контроль над финансовыми потоками. Именно из-за этого весь сыр-бор. Тотальный финансовый контроль федерального центра для Казани неприемлем. Вопрос о названии должности президента Татарстана – фигура на носу корабля, декорация. Реальный конфликт, как я сказал, идёт по поводу контроля над финансовыми потоками. Пока точки кристаллизации обид я не наблюдаю. Но она может возникнуть. Федеральный центр это понимает.

Снежный ком регионального сепаратизма

В теме с бунтом казанского ханства есть много подводных камней, на которых легко поскользнуться. Противостояние Татарстана и не захотевшего переименования в раиса Минниханова с федеральным центром затеяно в разгар локдауна. Это ли не нож в спину? Ополчившись против федеральной ЕР (а авторы документа, спровоцировавшего казанский бунт, – единороссы Клишас и Крашенинников), единороссы из Татарстана первыми наглядно продемонстрировали отсутствие единства (и единоначалия!) в ЕР. Подобные демонстрации ни к чему хорошему не приведут. Пример Казани и Рустама Минниханова может внести смуту и в других регионах. На него уже оглядываются в Якутске (а что, разве так можно было?!), и это только первый звоночек, возможны и новые. Далее примеру могут последовать глава чуткой к подобным сюжетам Башкирии, затем – республик Северного Кавказа, а там – региональный сепаратизм покатится снежным комом по всей России, снося и сокрушая базовые основы федерализма.

Примечательно, что в «мясе» нового законопроекта нацэлитам скорее подыгрывают – есть там, к примеру, новая норма, позволяющая главам регионов избираться несколько раз подряд, а не два, как сейчас. Устанавливается единый срок полномочий – пять лет (а сейчас – «до пяти лет», на усмотрение каждого региона). Есть, впрочем, и откровенно опасные пассажи. Расширяются основания для их досрочного прекращения из-за утраты доверия президента. Сейчас, чтобы отправить в отставку главу региона до окончания срока действия его полномочий, президенту России нужны основания – вскрытые факты коррупции или конфликта интересов. А Клишас и Крашенинников в новом варианте предложили считать новым основанием для увольнения сам факт утраты доверия губернатором как таковой. Опасная возможность с точки зрения местечковых князьков! Грозит ли нечто подобное Минниханову, если он не согласится на должность раиса Татарстана? Не отправит ли президент страны его в отставку в связи с утратой доверия до конца его официальных полномочий?

Демарш властей Республики Татарстан во главе с Миннихановым против нового закона доказывает, что аппетит к региональному обособлению (чтобы не сказать жёстко и прямо – сепаратизму) у местечковых элит никуда не исчез. И что «Единая Россия» на самом деле не имеет никакой консолидации. Партийная дисциплина? Нет, не слышали. «Речь не только о желании руководства Татарии выделить свой регион, что плохо, – поясняет эксперт в области политологии Михаил Демурин. – Предстоит серьёзная борьба, и она будет иметь отрицательные последствия для нашего внутреннего положения». Дурной пример заразителен, иными словами. И это опасно. Очевидно, что не в двух губернаторских сроках подряд тут проблема (в предлагаемых нормах это учтено), и не в том, как будет именоваться глава региона. Взбунтовалось окружение Минниханова совсем не по этой причине – опасается, что нацэлиты «ограничат» в манёвре волею Москвы – мэр Метшин не даст соврать. И тут даже не само фрондёрство как таковое примечательно. Оказывается, что внутри системы управления нет общего представления, какой должна быть будущая Россия. А это, знаете ли, наводит на размышления, не слишком приятные. К тому же казанский первый демарш из-за переименования должности может запустить механизм децентрализации власти, стать её катализатором, высвободить плохо контролируемую силу, что тоже тревожные и спорные изменения. Нам точно нужна децентрализация, какой её видел Ельцин?

Открытый вопрос: а чего, собственно, добивается Татарстан? Вокруг чего торг? Не вокруг же двух сроков главы региона подряд? И не касательно тех полномочий, которые есть у президента Татарстана (их у него как раз никто не отнимает). Здешней элите понадобилась индульгенция, защищающая от тревожных веяний времени (мало ли, а вдруг объявят иностранными агентами тех, кто так трогательно и преданно выстраивает партнёрские отношения с институтами глобализма)? Или республика пытается указать Кремлю его место – чтобы не лез в местечковые дела? Или причиной всему громкие уголовные разбирательства, небезопасные как для высокопоставленных кругов Республики Татарстан, так и для семьи его главы? «Дальнейшие попытки центра усилить своё влияние и взять под контроль все вертикали на местах, в особенности в республиках, могут натолкнуться на определённое сопротивление», – указывает специалист в области политологии Ярослав Игнатовский. Вопрос лишь в том, до какого предела может дойти это самое публичное «сопротивление». «Дальневосточные партизаны»? Или хватит одного депутатского фрондёрства? И чем на всё это ответит столица?

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 06.04.2023 14:30
Комментарии 5
Наверх