У Черноморского флота (ЧФ) РФ – новый командующий. Вместо отправленного в отставку вице-адмирала Александра Клецкова назначен 55-летний вице-адмирал Владимир Королёв, прежде занимавший пост начальника штаба – первого заместителя командующего Северным флотом. По косвенной информации, замена командующего ЧФ РФ вызвана резкой переориентацией отношений властей России и Украины с конфронтации на сотрудничество даже в оборонной сфере – российские военные корабли будут строить на судостроительных заводах Украины.
По официальной версии, Клецков уволен с воинской службы «в связи с достижением предельного срока службы» – 55 лет. Однако назначенному на его место Королёву уже сейчас исполнилось столько же. Почему же надо было срочно перебрасывать моряка-подводника, всю жизнь прослужившего на Северном флоте, на самый юг – Черноморский флот? Вероятно, потому, что там начинается совсем новая политическая игра, а для этого необходимо поменять исполнителей.
После победы на президентских выборах Виктора Януковича военное партнёрство Украины и России стремительно восстанавливается. В конце апреля срок базирования ЧФ в Крыму продлён на 25 лет – до 2042 года – с возможной пролонгацией ещё на 5 лет. Это позволяет реанимировать амбициозные долгосрочные планы модернизации российской военно-морской группировки в Крыму.
Сейчас в состав ЧФ входят: ракетный крейсер «Москва», два больших и семь малых противолодочных кораблей, девять малых ракетных кораблей и ракетных катеров, три сторожевых и семь больших десантных кораблей, девять тральщиков и всего лишь одна боеспособная дизель-электрическая подводная лодка «Алроса». Вторая, уже устаревшая, подводная лодка «Святой князь Георгий» готовится к списанию. Средний возраст всех этих кораблей – 26 лет, более старой корабельной группировки в России не существует.
Главком ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий объявил недавно, что до 2020 года ЧФ получит 15 новых фрегатов и дизельных подводных лодок. Фрегаты длиной более 100 метров будут оснащены 8 крылатыми ракетами «Оникс», 130-миллиметровой артиллерийской установкой, зенитно-ракетным комплексом «Ураган» и вертолётом Ка-32. Не менее выразительны и параметры будущих черноморских подлодок проекта 677 «Лада», способных погружаться на глубину до 300 метров и оснащённых крылатыми ракетами. Решается вопрос и с покупкой для ЧФ РФ крейсера «Украина».
Недавно на николаевском Судостроительном заводе имени 61 коммунара побывала делегация во главе с временно исполняющим обязанности начальника технического управления ВМФ РФ контр-адмиралом Виктором Бурсуком, которая сделала вывод: «Производственных мощностей предприятия достаточно для возобновления сотрудничества в ремонте и строительстве кораблей ВМФ России». Предложение об участии Украины в модернизации ЧФ было выдвинуто российской стороной на заседании межгосударственной комиссии в крымском Партените. В качестве преимуществ украинских судостроительных заводов было, в частности, названо наличие не замерзающих весь год гаваней.
Более того, президент российской Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Роман Троценко на встрече с главой правительства Владимиром Путиным проинформировал о планах ОСК создать совместное предприятие на базе Николаевского судостроительного завода предприятия «Заря-Машпроект» и феодосийского завода «Море». Именно в Николаеве – на самой технологически оснащённой украинской судоверфи – был построен в своё время нынешний единственный действующий тяжёлый авианесущий крейсер РФ «Адмирал Кузнецов». Сейчас страдающий от нехватки заказов завод делает среднетоннажные танкеры, в то время как в России, по мнению многих экспертов, попросту негде строить крупные гражданские и военные суда водоизмещением более 120 тыс. тонн. Так что налицо не только политическая благодарность, но и прямая двусторонняя выгода. Всё это планируется осуществить уже в текущем 2010 году.