Версия // Культура // «Полночь с дьяволом» и «Зло не существует» – обзор сетевых новинок кино недели

«Полночь с дьяволом» и «Зло не существует» – обзор сетевых новинок кино недели

2515

Адский эфир

«Полночь с дьяволом» и «Зло не существует» – обзор сетевых новинок кино недели
В разделе

Сегодня в нашем обзоре: фильм ужасов, высоко оцененный западными критиками – «Полночь с дьяволом» и новая фестивальная драма от Рюсукэ Хамагути «Зло не существует».

Полночь с дьяволом

(18+)

Реж. – Камерон Кернс, Колин Кернс

В ролях – Давид Дастмалчян, Лаура Гордон, Йен Блисс, Файсаль Баззи, Ингрид Торелли, Джорджина Хэйг, Джош Квон Тарт, Стив Музакис

Производство – Австралия, ОАЭ, США

Австралийский фильм ужасов от малоизвестных начинающих режиссеров Камерона и Колина Кернсов («100 кровавых акров», «Пугающая кампания»), снятый по их же сценарию.

Действие фильма происходит в 1977 году, в канун Хэллоуина. Вечернее ток-шоу «Ночные совы» подготовило к прямому эфиру интервью с девушкой по имени Лили (Ингрид Торелли), героиней книги «Разговоры с дьяволом». Ведущий шоу Джек Делрой (Давид Дастмалчян) одержим высокими рейтингами, поэтому он не задумывается, чем обернётся для всех присутствующих это шоу.

Братья Камерон и Колин Кернсы – независимые австралийские хоррормейкеры, творческий путь которых до сих пор ничем значим не отличался. Они сняли два проходных ужастика, не знакомые широкой аудитории. Но когда на западе состоялась премьера «Полночи с дьяволом» то картина получила крайне высокие оценки критиков и положительные отзывы зрителей. Чем же отличается этот фильм от товарищей по жанру? И так ли он хорош, как говорят зарубежные кинокритики?

Для начала сделаем небольшой экскурс в индустрию современных фильмов ужасов. Ежегодно в этом жанре выходит великое множество проектов – от полной дешёвой трэшатины до крупнобюджетных студийных работ. Другое дело, что развивается жанр с большим трудом. Изобрести что-то новое, когда в этой сфере всё уже давно сказано и показано, – задача поистине непростая. Тем не менее в настоящее время есть два условных течения, которые двигают жанр фильмов ужасов вперёд. Первое – это авторские работы с претензий на высокохудожественность. Такие фильмы называют постхоррором. Яркими представителями жанра являются: Ари Астер, Джоржан Пил, Жюлия Дюкурно, Роберт Эггерс и многие другие. Их работы, помимо давящей атмосферы, нагнетания жути и попыток испугать зрителя, наполнены психологическими подтекстами, аллегориями или социальными посылами. Такие фильмы любят фестивальные кинокритики и киноманы, но широкой аудитории они могут показаться занудными, слишком пресными или же вовсе не понятными.

Второй путь – это откат к предыдущей конфигурации. То есть попытки снять фильм ужасов в стиле «старой школы». Направление, совершенно обратное тому, в котором движутся приверженцы постхоррора. И тем не менее, это тоже развитие. «Полночь с дьяволом» – именно такое кино, которое стремится погрузить зрителя в зловещую атмосферу ночных телешоу середины 70-х годов.

И еще пара моментов. Мода на 80-е владела кинематографом последние лет десять, если не больше. Но всему приходит конец, и на сцену робко выходит эстетика безумных 70-х. Братья Кернсы уловили этот едва наметившийся тренд и точно попали в него.

Так чем же примечательна «Полночь с дьяволом»? Картина почти полностью представлена в виде записи с телешоу. Формат кадра – 3 на 4, работа с нескольких статичных камер, попеременный расфокус изображения и еще уйма характерных особенностей телекартинки, которые создатели перенесли на большой экран. То есть зрители смотрят буквально не сам фильм, а телепередачу, во время которой начинает твориться нечто странное. Это можно назвать своего рода ретромокьюментари, что даёт фильму огромное количество очков реалистичности.

Саспенс сгущается с самого начала, когда рассказчик повествует о непростой жизни ведущего телешоу Джека Делроя. К нему мы еще вернёмся, так как значительная доля жути исходит именно от этого персонажа. Затем, когда начинается эфир и в студию начинают приходить один за другим гости, ожидание чего-то нехорошего, тревога неизбежно проникает в зрителя. Этот фильм не использует скриммеры и прочие бу-эффекты.

Выбор Давида Дастмалчяна на главную роль был рискованным шагом. Актёр до сих пор играл на втором и третьем планах, хоть и в достаточно громких проектах, вроде «Оппенгеймера», «Дюны», «Бегущего по лезвию 2049» и т.д. Наиболее заметная роль до сих пор была у Дастмалчяна в «Отряде самоубийц: Миссия навылет», где он сыграл достаточно запоминающегося второстепенного героя. Отрицательная харизма в совокупности с неоднозначной внешностью (Дастмалчян гораздо чаще играет злодеев, чем героев), придают его персонажу необходимые пугающие черты. Очень может быть, что именно этот фильм станет для Дастмалчяна трамплином к главным ролям в крупных проектах. Как бы то ни было, отыгрывает актер здесь просто отлично.

Тяготение к классическим фильмам ужасов нашло здесь отражение в спецэффектах. Некоторые из них выглядят намеренно устаревшими, как, например, использование аниматроники и грима вместо компьютерной графики. И кто бы что не говорил, а это смотрится более пугающе. Лента старается соответствовать той эпохе, про которую рассказывает. Даже в мелочах.

А сколько здесь можно разглядеть отсылок! Просто кладезь для приверженца жанра, хотя таковыми мы сами не являемся. Здесь и яркий оммаж в сторону «Изгоняющего дьявола», и подражание боди-хоррорам, и перекликание с кроненберговским «Видеодромом», и даже недвусмысленный намёк на то, что действие фильма происходит во вселенной «Заклятья», хотя студия «Blumhouse» (запустившая эту киновселенную) не имеет к ленте братьев Кернсов отношения. В общем, жанровые олдфаги точно найдут в этом фильме на что посмотреть.

При этом лента является камерной, действие ограничено пространством студии и временем съемки телешоу. Предыстория главного героя подаётся в форме рассказа. Поэтому «Полночь с дьяволом» без оговорок и условностей можно назвать камерным ужастиком. Количество действующих лиц также невелико, если не брать в расчет массовку зрителей студии.

Эпикриз: всем киноманам строго рекомендуем к просмотру. Это совсем не шедевр, но яркий пример того, как фанаты жанра без существенных бюджетов могут создать крепкий, жуткий, а главное, интересный ретро-хоррор, который наголову выше большинства современных аналогов.

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Полночь с дьяволом» (2023), реж. – Камерон Кернс, Колин Кернс.

Зло не существует

(18+)

Реж. – Рюсукэ Хамагути

В ролях – Хитоси Омика, Рэи Нисикава, Рюдзи Косака, Аяка Сибутани, Хадзуки Кикути, Хироюки Миура, Ёсинори Мията, Тадзиро Тамура

Производство – Япония

Фестивальная японская драма от Рюсукэ Хамагути, знакомого мировому зрителю по фильму «Сядь за руль моей машины», получившая Оскар в 2022 году как «Лучший фильм на иностранном языке». Премьера картины состоялась на фестивале в Венеции, где смогла получить две второстепенные награды, в том числе «Приз жюри».

Такуми (Хитоси Омика) живёт в небольшой японской деревушке, где трудится разнорабочим и в одиночку воспитывает восьмилетнюю дочку. Однажды на территории деревни токийский стартапер хочет построить глэмпинг (комфортабельный кемпинг) для столичных туристов. Население против: стоки от общего септика глэмпинга будут попадать в воду. На встрече с представителями стартапа компромисс не был найден. И те, чтобы втереться в доверие к Такуми, который пользуется большим авторитетом у односельчан, приезжают к нему домой.

Рюсукэ Хамагути открылся мировому зрителю после триумфа психологической драмы «Сядь за руль моей машины». Правда, в Японии он был хорошо известен и до этого по работам в том же жанре современного независимого кино. Страдания, душевные терзания и психологическая боль – всё это занимало центральное место в творчестве режиссера.

На этот раз Хамагути снял немного иное кино. Если его предыдущий фильм «Сядь за руль моей машины» вам показался слишком медленным, затянутым и неторопливым, то смеем вас заверить, «Зло не существует» во всем превосходит его на голову. Первые пять минут нам показывают скользящие в небе ветви сосен. Это уже знак того, что нас ожидает максимально неторопливое, медитативное зрелище. Затем фильм погружает нас в атмосферу жизни японской деревенской общины. Главный герой заготавливает дрова и набирает воду на роднике. Крайне реалистично и оттого совсем не спеша. Так проходит почти половина фильма! Без каких-либо затравок или сценарных крючков. И лишь с середины сюжет показывает основной конфликт.

Вообще, сюжет фильма можно описать одним предложением: «Предприниматель из Токио захотел открыть глэмпинг в деревне, а местные против». Лишь только кульминация молниеносно выводит зрителя из транса, как ведро ледяной воды, вылитое прямо на голову. Но до той поры сумеют продержаться далеко не все.

Хамагути отдыхает на этом фильме. Видно, что его утомили чеховские страсти, карамазовские экзистенциальные страдания, прустовские поиски истины в самом себе. Он отходит от сложных историй в сторону простого сюжета. Сама драма выходит на поверхность только в финале фильма, оставляя основное действо рядовым деревенским будням в японской глуши. Правда, Хамагути с самого начала развешивает несколько чеховских ружей, которые умело срабатывают в отведенный для них час.

Эпикриз: поклонники независимого созерцательного кинематографа могут попытаться проникнуться этой историей. Рядовому зрителю стоит держаться подальше, если у него нет желания быстро и бесповоротно уснуть.

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 26.04.2024 17:43
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх