Версия // Культура // Альбому «Vienna»» великолепных Ultravox шарахнуло 40!

Альбому «Vienna»» великолепных Ultravox шарахнуло 40!

8523

Бес симптомов

Фото: Wikimedia Commons / Helge Øverås
В разделе

При полном отсутствии гастролей зарубежных артистов, мы продолжаем вспоминать мировые музыкальные шедевры и их юбилеи. Наш дальнейший рассказ будет посвящен исследованию пластинки незабываемой английской команды Ultravox, ставшей предтечей всей британской (и во многом мировой) электро и синти-поп стилистики, под названием «Vienna».

До того, как масштабно прославиться своим умопомрачительным, самым известным и продаваемым альбомом «Vienna», Ultravox выпустили несколько удачно провалившихся и ничем особо не запомнившихся опусов, в записи и продюсировании некоторых из них (как, к примеру, дебютного, одноименного с названием формации «Ultravox!» 1977 года выпуска) им помогал сам именитый Брайан Ино. Но прославились ребята тем, что, будучи выходцами из многочисленной плеяды, очарованных пост-панком групп, одними из первых решились поменять гитары на мощные синтезаторы, кардинально изменив звук и став провозвестниками феерической «новой волны» начала восьмидесятых.

Думаю, такой тренд проявился у них неслучайно, ибо, подобного рода тенденции прослеживались уже на их следующих за дебютником альбомах, вроде панковского «Ha-Ha-Ha» (1977), «Systems of Romance» (1978) или компиляции «Three Into One» (1979), где уже присутствовали нотки глэма и синти-попа. Но решающим шагом к смене стилистики в сторону электронной музыки стала смена вокалиста, когда на место Джона Фокса пришел неповторимый Мидж Юр, в то время успешно диджействовавший на досуге и ставивший весьма забавные по отзывам завсегдатаев одного из ночных клубов композиции (в том числе собственного сочинения, так как он вполне успешно владел игрой на гитаре и клавишных).

И, как бы демонстрируя актуальность поговорки о том, что в «подлунном мире нет ничего неизменного», обстановка на наших глазах меняется ежедневно. Хотя внешне, никакого осмысления ситуации, связанной с коварным «ковидушкой», к сожалению, не происходит. Но если приглядеться, то одним из возможных симптомов изменений является стирающаяся грань между домашней самоизоляцией и домашним арестом или повсеместном обязательном ношении масок/перчаток о полезности или вреде которого, существуют самые разные мнения. Абсурд происходящего не только находится за гранью здравого смысла, но удручает своей неопределенностью, где внушает оптимизм лишь героизм простых врачей, ежечасно борющихся за спасение жизней людей. Закрытия границ и карантины в различных странах и городах мира практически повторяют сценарии весны 2020 года, показывая растерянность некоторых управленцев перед лицом непонятно откуда взявшегося вируса. Многие бюрократические структуры (по сути) лишь имитируют деятельность, принимая самые причудливые решения, видимо, исходя из принципа, «уж лучше что-то делать, чем ничего не делать», чтобы потом оправдаться перед своими избирателями за свою беспомощность.

Как мы писали в нашей статье, экономику потрясывает, цены в магазинах продолжают неудержимо расти. «Стресс людей также увеличивается в пропорциональной прогрессии. Иммунитет уже устал от постоянных «укреплений» и держится лишь благодаря медитативным мантрам и снам «о чем-то большем». В общем, скучать некогда. Настоящий «рок-н-ролл» только начинается»! Поэтому наше наблюдение, сделанное весной 2020 года, о том, что «пребывание в закрытом пространстве и отсутствие любых публичных культурно-массовых мероприятий, как ничто иное способствует пересмотру, перепросмотру и переоценке сделанного, достигнутого, прослушанного, прочитанного, съеденного, выпитого…» и так далее, остается, по-прежнему, актуальным.

Никуда не торопясь, мы уже вспоминали вместе с вами изыски готического пост-панка от Bauhaus. Возможно, кто-то прислушался к нашим рекомендациям и вспомнил музыку других групп, вроде The Jesus & Mary Chain, Led Zeppelin и многое другое.

Возвращаясь к героям нашей статьи Ultravox, напомним, что название коллектива «Ultravox!» (тогда еще с восклицательным знаком) намекало на то, что музыканты отдают дань творениям немецкой команды Neu!, игравшей в стилистике германского краут-рока с их психоделическими выкрутасами. Так и у Ultravox переход от панка к манерно глэмовой «новой волне» с ее отдающей готическим «послевкусием» тональностью произошел закономерно, но не сразу, а в течение шести лет (если учесть, что до создания Ultravox! часть музыкантов экспериментировала со звуком еще в далеком 1974 году в формации Tiger Lily – не путать с Tiger Lillies!).

Фото: Wikimedia Commons / GraceKelly
Фото: Wikimedia Commons / GraceKelly

Юр был в курсе прошлой истории Ultravox. Ему нравился «Systems of Romance». В начале своей работы с ними он иногда исполнял песни Джона Фокса. Но это было лишь в начале. Когда вышел «Vienna», и первый сингл «Sleepwalk» засветился в топ-40 британского хит-парада, то многое изменилось. Несмотря на то, что второй сингл «Passing Strangers» оказался не совсем удачным, предчувствия прорыва не обманули артистов. Так и случилось по выходу третьего сингла, торжественного и элегантного «Vienna».

Сингл сопровождался запоминающимся видеоклипом, что дало хороший повод критикам поговорить о его достоинствах. Например, при съемках клипа использовалась не видеолента, а 35-миллиметровая кинопленка, что дало неповторимый эффект светотени черно-белой фотографии, отлично воспроизводившей задумчивую атмосферу данной работы Ultravox. Пол Роланд в своем авторитетном труде «Рок и Поп» так описывал процесс создания «Vienna»: «Музыканты нарядились как статисты из кинофильма Кэрола Рида «Третий человек» 1949 года выпуска, снятого по мотивам одноимённой повести Грэма Грина и разыграли несложный сценарий в предместьях и особняках Вены. В основе картины лежал детективный сюжет, который разворачивался в послевоенной Вене. Герой фильма участвующий в грязных махинациях с пенициллином, инсценирует свою смерть, похороны и биографии своих близких. Стилистическое решение картины представляет собой синтез немецкого экспрессионизма (привет немецкому краут-року), детективов А. Хичкока и реалистичной драмы в духе англо-американских романов 1930-1940-х годов. Фильм получил Золотую пальмовую ветвь на Каннском фестивале в 1949 году».

Такой подход не остался незамеченным. Клип «Vienna» стал хитом, выстрелив наверняка, что очень выигрышно смотрелось на фоне многочисленных клипов начала 1980-х, заполонивших рынки домашнего видео и телевизионные эфиры как раз появившегося MTV, где клипы крутились 24 часа в сутки. Многие клипы тех времен создавались с помощью быстрых методов редактирования и эффектов, которые использовались в коммерческой телевизионной рекламе, но не все их них обладали достойными треками. Известна расхожая фраза того периода: «Хорошее видео, но стыдно за песню». В случае «Vienna» достоинства клипа и песни счастливо совпали. В итоге, он достиг второй строки в национальном музыкальном чарте, став своеобразной «визитной карточкой» группы!

Его обложка была решена в виде черно-белой фотографии музыкантов группы, застывших в разных позах среди неких конусообразных конструкций. Все песни с альбома «Vienna» были исполнены вживую задолго до прихода музыкантов в студию, поэтому сессия звукозаписи продолжалась всего три недели. Основным хитом пластинки был, конечно, масштабный «Vienna», где зловещие барабаны, усиливаются звуками тяжелой реверберации для создания того самого «эпического» чувства. Соглашусь в оценке с Полом Роландом, который замечает, что Мидж Юр «поет почти с оперным блеском и интонациями, придающим словам кажущуюся значимость, на самом деле в них отсутствующую, но полностью сответствующей грандиозной обстановке и захватывающей атмосфере, которые группа пытается (и не без успеха – авт.) создать».

Все песни написаны Уорреном Канном, Крисом Кроссом, Билли Карри и Мидж Юром. «Vienna» шел предпоследним в общем трек-листе альбома. Опус начинается с длительных синтезаторных проигрышей «Astradyne», самоутверждающимися «New Europeans», насыщенными клавишными пассажами «Private Lives» и «Passing Strangers», завораживающей «Sleepwalk», своенравной, похожей на творения Kraftwerk «Mr. X», переходящей к «Western Promise» и «Vienna». На финише вас караулит неожиданная «All Stood Still». Возможно все скомпановано весьма замысловато, но выглядит умно, а сам альбом стоит на голову выше большинства нововолновых работ того времени. Участниками записи пластинки стали: Мидж Юр, спевший на вокале (кроме «Mr. X») и сыгравший на синтезаторах и гитаре; Билли Карри - пианино, синтезаторы, скрипка; Крис Кросс — бас-гитара, синтезаторы, бэк-вокал; Уоррен Канн — барабаны, перкуссия бэк-вокал и вокал на «Mr. X». В записи также принял участие Конни Планк, ставший сопродюсером.

Впоследствии была записана новая работа Ultravox — альбом «Rage in Eden» (1981). Альбом содержит на второй стороне продолжительную композицию, состоящую из трёх частей, что побудило некоторых критиков назвать группу «новыми Genesis». Этот диск стал ещё одним успехом группы. Музыканты использовали самые современные технические возможности той поры, а также ещё более стабилизировали стиль группы. Мнения музыкальных критиков по поводу «Rage in Eden» были полярно противоположны: в то время, как одни (британская газета «Мелоди мейкер») отметили «подтверждение репутации, консолидацию и стиль», другие (американский музыкальный журнал Creem) назвали работу «стерильной».

Фото: Wikimedia Commons / GraceKelly
Фото: Wikimedia Commons / GraceKelly

Для записи следующего альбома «Quartet» (1982) Ultravox пригласили продюсера Джорджа Мартина, который ранее работал с The Beatles. Не в последнюю очередь для того, чтобы совершить коммерческий прорыв на музыкальный рынок США. В ноябре 1982 начался второй мировой тур группы под названием «Monument Tour» (один из концертов той поры был заснят на видео). Для своих шоу музыкантам требовалось все большее и большее количество синтезаторов и другого технического сценического реквизита, что впоследствии привело к пересмотру их отношения к концертным выступлениям в смысле прекращения наращивания обрудования.

Далее вышел «Lament» (1984). К тому времени команда славилась умением создавать величественные композиции с применением всевозможных электронных эффектов. Замысловатые, слегка истерические музыкальные эксперименты времен Джона Фокса остались в прошлом. Изящный и, в то же время, заряженный энергией стиль альбома «Vienna» также стал неактуальным. По сути, в период между 1982 и 1986 Ultravox стали настоящей «фабрикой» по производству созданных с помощью электронного оборудования мощных мелодий, которые группа могла высокопрофессионально исполнить и на сцене концертного зала.

В 1987, после окончания гастрольного тура, посвященного выходу их финального на тот момент диска «U-Vox» (1986), музыканты решили не продолжать совместную работу. Официально о распаде было объявлено в 1988 году. Мидж Юр занялся своей собственной музыкальной карьерой, которая, заметим весьма удалась! Остальные музыканты также пошгли собственными неповторимыми путями. Периодически они собирались и играли совместные концерты, собиравшее хорошую кассу, но ни о каком полноценном сотрудничестве речи не велось, так как музыканты понимали изначальную бесплодность этих попыток, что подчеркивалось в их интервью.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 04.11.2020 18:25
Комментарии 0
Наверх