Версия // Культура // 45 лет отмечаем альбому The Eagles «Hotel California» и одноименной знаменитой композиции

45 лет отмечаем альбому The Eagles «Hotel California» и одноименной знаменитой композиции

12218

Орлы не ловят мух

45 лет отмечаем альбому The Eagles «Hotel California» и одноименной знаменитой композиции
(Фото: ru.wikipedia.org/Steve Alexander)
В разделе

Мелодичный, наполненный хитами, берущий за душу и выворачивающий ее местами наизнанку, альбом «Hotel California» 1976 года с заглавным одноименным хитом многими правильно и вполне по праву считается одним из ярчайших самоцветов в короне рока.

Именно он сделал группу The Eagles (англ. «Орлы»), в свое время начинавшей как аккомпанирующий состав известной кантри исполнительницы Линды Ронстадт (Linda Ronstadt) , мегазвездами и самым значительным рок-музыкальным явлением Западного побережья штатов к середине 1970-х годов. Помимо Линды Ронстадт, музыканты в лице барабанщика и вокалиста Дона Хенли (Don Henley) , гитариста и также поющего вокалиста Гленна Фрея (Glenn Frey), басиста Рэнди Мейснера (Randy Meisner) и гитариста/клавишника Берни Лидона (Bernie Leadon), успели поиграть с такими звездами стиля кантри, как Джексон Браун, Джей Ди Саутер и им подобными, приобретя бесценный опыт выступлений.

Конечно, до The Eagles в развитии данного направления синтеза кантри и рока, немало поработали такие известные музыканты, как Боб Дилан, Нил Янг и Стивен Стиллз из Buffalo Springfield и CSNY, Грэм Парсонс, прославившейся игрой с International Submarine Band, затем с The Byrds и сольными работами, суперталантливые Poco, неподражаемые Creedence Clearwater Revival и многие другие артисты.

Линда Ронстадт (Фото: Wikimedia Commons/Carl Lender)
Линда Ронстадт (Фото: Wikimedia Commons/Carl Lender)

Аккурат, в пору возникновения в 1971 году The Eagles известный продюсер Дэвид Гэффен (David Geffen) создал лейбл Asylum Records. Там и произошла запись первых синглов иглзов, среди которых «выстрелили» такие треки, как «Take It Easy», «Witchy Woman», «Peaceful Easy Feeling», почти сразу заставившие говорить критиков об их дебютнике «The Eagles» 1972 года выпуска в уважительных тонах. Далее пластинки выходили ежегодно. Каждая из них укрепляла авторитет музыкантов. Например, на последующем диске «Desperado» (1973) обрели свое существование такие звуковые «жемчужины», как «Outlaw Man» и «Tequila Sunrise».

После выхода второго альбома в группе фиксируется появление периодически приглашаемого гитариста Дона Фелдера (Don Felder). Лидон полностью посвятил свое внимание клавишным инструментам, что также дало свои положительные результаты, но в дальнейшем привело к его уходу из группы. Третий диск «On The Border» (1973) может привлечь внимание треками «Already Gone», «James Dean» и первым, принесшим реальный финансовый успех иглзам хитом, продавшимся ушедшим за миллион копий синглом «The Best Of My Love». Последним, перед исследуемым нами шедевральным «Отелем Калифорния», стал выпущенный в 1975 году «One Of These Nights».

К этому моменту Дон Фелдер вошел в состав The Eagles, как полноправный член группы, что совпало с уходом Лидона. Генератором всех музыкальных и композиторских идей стал дуэт Хенли/Фрэй. Стилистика иглзов представляла собой причудливый микс из кантри, софт, арт, хард-рока умеренной глубины и тяжеловесности, который характеризуется аббревиатурой «AOR» (англ. «Adult Oriented Rock» – т.е. рок, направленный на более взрослую, нежели молодежную аудиторию). Критики сравнивали коллектив с такими известными командами того времени, как Styx или Barclay James Harvest, но при этом единодушно отмечали более яркий мелодизм песен The Eagles.

«Hotel California» записывался почти полгода, на протяжении марта-октября 1976-го. Сразу после своего выхода он занял первые места в заокеанских хит-парадах. Все песни альбома написаны тандемом Хенли/Фрэй с присоединявшимися для написания нескольких треков Уолшем, Мейснером, Сазером и Витали. Продюсер – Билл Сжимчик. В записи приняли участие: спевший на вокале и сыгравший на ударных, перкуссии, синтезаторе Дон Хенли; Гленн Фрей отметился на вокале, гитаре, клавишных; Рэнди Майснер также спел на вокале, сыграл на бас-гитаре и гитарроне; Дон Фелдер показал класс игры на гитаре, слайд-гитаре и продемонстрировал недурственный бэк-вокал; Джо Уолш не менее удачно выступил на бэк-вокале, гитаре и клавишных. На обложке альбома изображён знаменитый The Beverly Hills Hotel. Фотография сделана Дейвидом Александром. Задняя часть обложки была снята у Lido в Голливуде.

Знаменитая «Hotel California» начинает пластинку и сразу задает высочайшую планку всему материалу. Песня загадочна и очень непроста. В ней повествуется о неком путешественнике, который попадает в отель под названием «Калифорния», где его встречает обворожительная хозяйка. У них завязываются отношения и, в дальнейшем, ряд событий вроде бы происходит сам собой, но когда главный герой хочет из него уехать, то понимает, что сделать это уже не может. Песня аллегорически повествует о «рае» под названием «Калифорния», известном курортном штате Америки, куда в погоне за мечтой и солнцем приезжали в 1960-х и 1970-х миллионы людей. Хиппи организовывали там свои коммуны, гуру проповедовали различные учения и практики, здесь же тратили свои накопления богачи и простые люди, гонясь за несбыточными мечтами обретения покоя и ухода от мирской суеты.

Сбылись ли людские мечты? Смотря для кого и как. С моей точки зрения, песня повествует об иллюзорности человеческого существования, бесполезных желаниях, непростых поисках себя. Мне кажется, что в ней в числе прочих шифров (например, на какого «зверя» охотились обитатели отеля, откуда они там появились, также как и его загадочная хозяйка и почему в песне фигурирует именно отель Beverly Hills?) может быть, зашифровано послание сна, как сновидения. Например, когда вы, засыпая, просыпаетесь в другом сне, а после попадаете в другой сон и следующий за ним. Но когда хотите, вернуться обратно, вы уже не понимаете, где находится грань между снами и реальностью, «запутываясь» в этих «слоях». И какой из снов будет для вас следующей «реальностью» – большой и интересный вопрос! Есть ли на него ответ или вы никогда не сможете выйти из сновидения под названием «Отель Калифорния» в этой жизни – кто знает…

Известный писатель Александр Иличевский (лауреат книжной премии «Русский Букер» и финалист премии «Большая книга») в сборнике «Ослиная челюсть» в рассказе «Отчетливость» так описывал происходящее во сне (цитата): «Я даже одно время думал, что ей приснился сон, в котором ей снилось что-то, и когда это что-то наконец смялось и приостановилось, она заснула, и там, во втором вложенном сне – что-то вновь развернулось в медленное событие, и оно, длясь, ей продолжало сниться, сниться до тех пор, пока она не очнулась во сне от второго, скрытого тканью сна сна, и вот тогда-то она совершила оплошность, приняв это за настоящее пробужденье, за возрожденье подлинной яви, да так в первом сне навсегда и осталась. Я очень тебя люблю. Как себя».

Существует вариант смыслового наполнения композиции, где «иносказательно описываются безудержный гедонизм и самоуничтожение музыки в Голливуде». Идея заключается в том, что Голливуд подобен «роскошной гостинице, которая сначала приветствует гостей, а затем коварно заманивает их в ловушку из-за собственной хитрости». Имеют место и более приземлённые версии: например о том, что под «отелем» подразумевается «тюрьма или психбольница», где лечат наркотически зависимых людей.

Столь глубокие темы, затронутые музыкантами, продолжают развивать слегка приблюзованная «New Kid in Town», за которую иглзы отхватили премию «Грэмми» (как и за сам альбом) и «Life In The Fast Lane» в свое время чуть не затмившая заглавный хит, будучи весьма цепкой по своему наполнению. «Wasted Time», название которой можно перевести, как «Потраченное (попусту) Время», также донельзя проникновенна. Следующая далее одноименная реприза может приглянуться симпатичной инструментальной партией. «Pretty Maids Are All In A Row» заряжает безудержным оптимизмом и сексуальным напором. Душевные «Victim Of Love» и «Try And Love Again» вновь заводят нескончаемую «пластинку» о непростых отношениях мужчин и женщин. Завершается диск вдумчивой и также заслуживающей всяческих похвал «The Last Resort» (англ. «Последнее Пристанище»), что логически отсылает нас к заглавной песне про отель, из которого нет выхода...

В 2001 году «Hotel California» занял 15 место в списке «Величайших альбомов всех времён», составленном телекомпанией VH1. В 2002 году альбом занял 11 позицию в рейтинге «100 лучших рок-альбомов всех времён» по версии журнала Classic Rock.

С 1980 года The Eagles перестали играть и записываться вместе. В 1982 году группа распалась. Музыканты начали сольные проекты, из которых наиболее удачными считаются работы Дона Хенли, который поработал со Стиви Никс из Fleetwood Mac, с Патти Смит, с Роджером Уотерсом и рядом других, не менее знаменитых, чем он сам, имен. Интерес может представлять его общественная активность по привлечению внимания к творчеству знаменитого писателя Генри Торо.

Бывшие участники The Eagles периодически воссоединялись, что сразу реанимировало интерес публики к их творениям. Но такое происходило нечасто (где-то раз в десятилетие). Хотя поклонники всегда лелеют надежды, услышать новые творения своих кумиров и увидеть их воочию на сцене. Фрей умер в середине 2010-х. На сцене при воссоединениях The Eagles вместо него теперь играет родной сын.

В общем, «Aquila no captat muscas» (лат. «Орел не ловит мух»), как говорит известная латинская поговорка. Очень, считаю, уместная, в нашем случае, так как музыка и текст волшебной «Hotel California» до сих пор сподвигает сотни и тысячи музыкантов беспрерывно улучшать свое творчество и стремиться к совершенству, а слушателей стремиться к разгадке зашифрованного послания его заглавной причудливой песни.

«Наша Версия» поздравляет Дона Хенли и Берни Лидона с прошедшими в июле днями рождения. Им исполнилось 74 года. Желаем музыкантам здоровья и новых отличных песен!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 06.09.2021 16:35
Комментарии 0
Наверх