Версия // Культура // Наша рецензия на «Аватар: Путь воды»

Наша рецензия на «Аватар: Путь воды»

5976

Горькие дети Пандоры

Наша рецензия на «Аватар: Путь воды»
В разделе

После церемонии вручения Золотого Глобуса самое значимое событие этой недели – появление в российских кинотеатрах долгожданного сиквела самого кассового фильма в истории кино. Делимся впечатлениями от просмотра «Аватар: Путь воды»

Аватар: Путь воды

(12+)

Реж. – Джеймс Кэмерон

В ролях – Сэм Уортингтон, Зои Салдана, Сигурни Уивер, Стивен Лэнг, Кейт Уинслет, Клифф Кёртис, Джоэль Мур, Си Си Эйч Паундер, Иди Фалько, Брендан Коуэлл

Производство – США

Фантастический приключенческий боевик – прямое продолжение одноимённой картины 2009 года, до сих пор носящей звание самой кассовой ленты в истории. Режиссерское кресло сохранил идейный создатель этой франшизы, культовый режиссер Джеймс Кэмерон («Терминатор», «Чужие», «Бездна», «Правдивая ложь», «Титаник»).

Действие фильма происходит на уже знакомой нам планете Пандора. Джейк Салли (Сэм Уортингтон) и его супруга Нейтири (Зои Салдана) правят кланом лесных охотников Оматикайя. Идут года, у них растут дети, счастливая жизнь идет своим чередом. Но спустя пятнадцать лет люди вернулись на Пандору с новыми силами. Теперь их цель – полностью покорить планету. Салли возглавляет партизанскую войну против захватчиков, которые спустя год решают для начала устранить своего главного врага, бывшего Турук-Макто. После того как дети Джейка и Нейтири едва не попадают в лапы оккупантов, вождь решает сложить свои полномочия и увезти семью подальше. Для бегства они выбирают клан рифовых На’ви Меткайина, находящийся на архипелаге тысячи островов. Теперь Джейку и его семье придется обучиться образу жизни морских сородичей и попытаться всеми силами не привести войну на эти процветающие земли.

Джеймса Кэмерона стали называть культовым режиссером еще в конце прошлого века, после триумфального шествия «Титаника» на Оскаре. И ведь правда, за что бы Кэмерон не брался, из-под его руки выходит либо однозначный шедевр (как «Терминатор 2» или тот же «Титаник»), либо как минимум крепкое, качественное жанровое кино, ломающее или раздвигающее границы жанра («Чужие», «Правдивая ложь», «Бездна»). «Аватар» для Кэмерона – голубая мечта, можно сказать даже Magnum opus.

Идея создания собственной вселенной на далеких, красивейших планетах родилась у Кэмерона еще на заре его кинокарьеры. По многим понятным причинам, тогда перенести собственные фантазии на большой экран у него не было ни сил, ни средств, ни технических возможностей. Являясь ярым сторонником технологических нововведений в мире кино, Кэмерон своими фильмами многократно повысил планку качества спецэффектов. «Бездна», а особенно «Терминатор 2» начали активно использовать компьютерные спецэффекты. Посадив это зерно в конце 80-х, Кэмерон собрал хорошие плоды, сняв первый «Аватар», который преимущественно и состоял из компьютерной графики. О живописной красоте и захватывающем мире «Аватара», а также стоящими за этим инновационными технологиями съемки и спецэффектами не обмолвился только ленивый. Колоссальный по тем временам бюджет фильма в $237 000 000 млн. был окуплен в прокате почти в 13 раз! На данный момент кассовые сборы первого «Аватара» составляют $2 923 905 528 млн. Сможет ли сиквел повторить успех оригинала, и есть ли в нём что-то большее, чем умопомрачительная картинка и драйвовый экшн?

«Аватар 2» для Джеймса Кэмерона едва ли не более личный фильм, чем первая часть. Название этого кино недаром носит уточнение «Путь воды». Биографическая справка: Джеймс Кэмерон со школьных лет занимался дайвингом. Страсть к изучению и соприкосновению с морскими глубинами, их тайнами, скрытыми под водной гладью, манили и манят режиссера по сей день. Как в шутку он признался на одном из интервью, идея снять «Титаник» родилась у него лишь из-за желания погрузиться к затонувшему судну. Естественно, за счет киностудии. В его случае мечты не только сбываются, но и выходят на другие уровни. В дальнейшем Кэмерон погружался на дно озера Байкал, где отметил своё 56-летие, а также стал третьим в истории человеком, достигшим дна Марианской впадины – самого глубокого участка океанического дна. Страсть к водным глубинам подтолкнула его вписаться в режиссерское кресло своего первого и единственного неудачного фильма «Пираньи 2: Нерест», снять через восемь лет «Бездну», и протолкнуть идею экранизации гибели «Титаника». «Путь воды» стал четвертым фильмом режиссера, где он вернулся в «родную» для себя стихию.

«Аватар 2» сходу захватывает зрителя, который уже успел позабыть красоты природы планеты Пандора. Фильм можно назвать визуальным шедевром – настолько филигранная, и в то же время колоссальная работа здесь проведена над картинкой. Как и в первой части, визуал здесь является главным оружием создателей, атакующий центральную аудиторию в самое сердце. Конечно, на этот раз удивляет фильм меньше, но перенос места действия из тернистых джунглей на рифовый архипелаг дал фильму массу новых форм, персонажей и красот.

Само качество графики сделало шаг вперед. И не удивительно – прошло двенадцать лет, технология не стоит на месте. Сам первый фильм никто не решался и не решится сейчас упрекнуть за некачественные эффекты, но вторая часть задрала планку гиперреализма еще выше. Джеймс Кэмерон – ярый сторонник правдоподобия в кино. Из-за этого водные сцены второго «Аватара» снимались действительно в воде и под водой, хотя никаких проблем наложить воду с помощью компьютера, а актеров подвесить на тросы, не было. Но зритель мог почувствовать фальшь, а режиссер очень боялся этого. Поэтому приключения героев в воде и под водой смотрятся не только красиво и захватывающе, но и максимально натуралистично. Мы уверены, что при производстве фильма появились несколько революционных технологий спецэффектов, которые после активно внедрятся в индустрию.

Три с половиной часа фильма пролетают как стандартные для блокбастеров два. И дело тут не в сюжете, который мы разгромим чуть ниже. Просто смотреть это кино приятно, независимо от того, экшн ли происходит на экране, или герои просто решили изучить подводный мир. Полагаем, если бы Кэмерон прибавил к фильму еще полчаса-час экранного времени, это нисколько не утомило бы зрителя. Этим мы хотим сказать, что динамика у ленты отменная. Главные проблемы второго «Аватара» в другом.

Странное дело, но сиквел смотрелся бы куда более выигрышно, если бы у него не было первой части. Постараемся объяснить без спойлеров. Продолжение по своему содержанию откатывает назад все смысловые достоинства оригинальной истории. В первой части главный герой прошел путь от захватчика до самого Турука Макто, сумевшего заставить людей покинуть родную планету На’ви. Здесь же бывший Турук Макто не слабо так сдаёт назад, и вместо организации нового сопротивления (хотя момент был упущен еще в начале высадки людей на планету) решает скрыться со своей семьёй от греха подальше. Мол, люди до них не доберутся. Хотя сам же декламировал в первом фильме, что люди не остановятся, пока не захватят всю планету. Такой вот регресс, который сильно портит картину. Мотив – сохранить свою семью работает слабо, Джейк сохранит жизнь своим родным, в то время, как другие семьи На’ви погибнут от рук людей. Такой себе правитель, скажете вы, и будете правы.

Если бы вторая часть была первой, а Джейк не имел никакого отношения к людям (родился и вырос в племени), их контакт с человеческими захватчиками был бы первым, и они просто не сразу сообразили, что надо делать – вот в таком случае сюжет второго «Аватара» был бы в разы убедительнее. Этот факт вызывает сомнения в том, что Кэмерон заранее писал историю «Аватаров» с расчетом на пять фильмов: первый и второй уже плохо стыкуются между собой в идейном плане. И если над этим постоянно думать при просмотре, то впечатление будет подпорчено существенно.

В плане антагонистов ничего особо не поменялось. Люди как были исчадиями ада, так ими и остались. Главным злодеем здесь является (возможно, спойлер) тот самый полковник из первого фильма, чье сознание перенесли в тело Аватара. Собственно, он и группа ему подобных будет идти по следу семьи Джейка до самого конца.

Фильм также претерпел изменения в плане формы. Первая часть была намного масштабнее и эпичнее. Здесь нам показывают локальную историю с таким же не шибко размашистым экшном. Не скажем, что это плохо, но Кэмерон в своих сиквелах, обычно, идет по пути увеличения и усиления, а не уменьшения размеров экшна. Качества мы здесь не касаемся, потому что оно здесь на высоте.

Касаемо водной стихии, есть подозрения, что Кэмерон много чего оставил в качестве козыря в рукаве. Водный мир показан лишь вблизи рифов, другие морские экосистемы нам здесь не демонстрируют. А зная любовь режиссера к океаническим глубинам, дальше можно ожидать еще большее разнообразие водных форм жизни планеты Пандора. Если триквел сохранит привязку к воде, то так оно, скорее всего, и будет.

Кстати, о третьей части – она выйдет в прокат уже в следующем году. Если исходить из концовки второго фильма, то третий должен повторить сюжетную канву первого. Конечно, с множеством новых деталей, но зритель снова увидит борьбу На’ви и людей не на жизнь, а насмерть. Вот здесь мы уже сомневаемся, что подобный конфликт будет интересным на протяжении всей пенталогии. Особенно, если от части в часть главные герои будут морально деградировать, как Джейк в этот раз.

Центральным мотивом сиквела стала не борьба за свою свободу и жизнь, а место семьи в жизни каждого человека. Это отразилось на повествовании – в какой-то момент на первый план выходят дети Джейка и Нейтири, а также отпрыски вождя клана морских На’ви. Именно их глазами зритель знакомится с водной стихией Пандоры, что на самом деле выигрышный ход. То, как важна и дорога семья, здесь говорят едва ли не больше, чем в каком-нибудь «Форсаже».

Эпикриз: несмотря на существенные сценарные недостатки и сюжетную скудность, на вторичность и филерность этой части в целом, мы смело можем назвать «Аватар: Путь воды» лучшим блокбастером 2022-го года. На фоне выродившейся супергероики он смотрится как глоток свежего воздуха. За визуальную красоту, проработку мельчайших деталей мира, трехчасовое приключение можно его даже пересмотреть. И не раз. Сходите на этот фильм в кино, лучше не смотрите дома – «Аватар» это на сто процентов то кино, которому место только на большом экране.

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Аватар: Путь воды» (2022), реж. – Джеймс Кэмерон.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.01.2023 17:26
Комментарии 0
Наверх