Версия // Культура // Вспоминаем 45-летие альбома «Live!» Боба Марли и становление регги

Вспоминаем 45-летие альбома «Live!» Боба Марли и становление регги

9250

Путь освежения. Часть 2

В разделе

Появление нового мессии – всегда событие, но по-настоящему мир узнал о растафарианстве благодаря музыке регги и Марли! Но помимо прочего ямайская музыка была и остается интересна тем, что истоки современного диджейского отношения к музыке (которое в корне изменило и последовательно «расслоило» музыкальный мир на рок, поп, хип-хоп, электронные и другие течения) видимо, следует искать именно там!

В первой части нашего исследования мы рассказывали о «саундсистемах», чье предназначение состояло в проведении увеселительных мероприятий на свежем воздухе на Ямайке, о становлении стиля ска, о первых активистах, продвигавших регги и его связи с растафарианством. Музыковед Андрей Горохов в книге «Музпросвет» отмечал интересный факт, что «уже в середине 1950-х на Ямайке, в ее столице Кингстоне и его окрестностях действовало более 250 саундсистем».

В конце 1950-х владельцы саундсистем «решили сами изготавливать музыку, печатая семидюймовые сорокапятки. Отсюда и берет свое начало музыкальный стиль ска, являвшийся тогда быстрым и прыгучим «ямайским ритм-н-блюзом», где органично смешались традиционные карибские мелодии, джаз и ритм-н-блюз». Но, несмотря на обилие локальных вечеринок, многие ямайские музыканты в то время продолжали играть джаз по курортным ресторанам, таким образом, зарабатывая себе на жизнь.

Так сложилось, что ритм ямайской музыки со временем продолжал замедляться, значение баса возрастало. Владимир Козлов в книге «Реальная субкультура» пишет, что «в 1960 году музыкант Принц Бастер (Prince Buster) пошел на смелый эксперимент и записал барабанщика Каунта Осси. Песня, построенная на растафарианских ритмах, под названием «Oh Carolina» сразу же стала хитом. Так начался приход раста в ямайскую музыку. Растафарианские музыкальные формы, основанные на африканской музыке, смешались со ска, джазом и ритм-н-блюзом» (добавил бы еще и с рок-н-роллом – авт.). В результате появился стиль, названный «рокстеди» («rocksteady»).

Принц Бастер (фото: commons.wikimedia.org/	Yerpo)
Принц Бастер (фото: commons.wikimedia.org/ Yerpo)

В 1967-ом его сменила новая форма, именованная «регги» («reggae»). В том же году были внедрены так называемые «versions» – инструментальные версии регги-песен. В итоге всех этих «мутаций» к 1968 году регги оформился как самостоятельный музыкальный стиль. Музыка продолжила свое замедление, «возросло значение бас-партии, распавшейся в последовательность однообразных пассажей, задающих основной ритм, получившего название «риддим» (riddim – ритм). По сути, риддим не мелодичен. Его цель - задать ритм. Общее количество классических риддимов оценивается примерно в 50 штук». Для справки замечу, что вся ямайская (и почти вся афро-карибская – авт.) музыка держится целиком на бас-партии.

Тем временем растафарианство продолжило укреплять свою связь с регги. Владимир Козлов отмечает, что одним из первых регги синглов с растафарианской лирикой, поднявшимся на вершину ямайских чартов, «стала композиция «Bongo Nyah» Литтл Роя (Little Roy) в 1969 году. В начале 1970-х на ямайском радио появилась специальная передача, посвященная регги - «Dread at the Controls». Ее вел Майк Кемпбелл (Майки Дред). Первое время эта передача служила единственным каналом, по которому музыка регги доходила до слушателей».

Помимо самой музыки еще в конце 1950-х ямайские ди-джеи для пущего увеселения публики стали наборматывать в микрофон всякую рифмованную лабуду. Вроде: «В дредах я и в дредах – ты, вместе нюхаем цветы…» и прочие поэтические перлы. К покорению вершин мировой поэзии такое кустарное творчество вряд ли стремилось, но слушалось забавно.

Развитие подобной самодеятельности привело к интересным результатам. К концу 1960-х появились умельцы (которые помимо прочего) наговаривали рифмованные «речитативы, получившие название – тоастинг или тостинг («Toasting»). Тостинг дал имя одной из самых популярных американских ска-групп в мире The Toasters, «ди-джея стали называть тоастером («Toaster»), а в Англии прижился термин МС» («Master Сeremony»). Отсюда можно будет в дальнейшем проследить истоки современной субкультуры рэпа и хип-хопа, но это слишком далеко уведет нас от темы настоящего исследования.

Фаворитами регги конца 1960-х – начала 1970-х считались вышеупомянутый Принц Бастер, Judge Dread (Судья Дред), Harry J All Stars. В числе культовых исполнителей фигурировали имена Десмонда Деккера, Лаурела Эйткина, Питера Тоша, Фредди МакГрегора, Денниса Алькапоне, Аугустуса Пабло, Луиса Прима, Теофилуса Бекфорда, Ллойда Прайса, Деррика Моргана, Бани Уэйлера, многие из которых были записаны «в конюшне» легендарной ямайской студии Studio One ( о которой мы писали в первой части исследования).

Боб Марли тогда только начинал раскручиваться. Первый альбом Марли вышел в 1965 году под названием «The Wailing». Боб тогда не был так известен, как сегодня. К своему успеху он шел постепенно. К сотрудничеству с самым знаменитым регги-лейблом «Island Records» (в главе которого стоял Крис Блэкуэлл) и всемирной славе его поэтапно готовил в основном небезызвестный Ли «Скретч» Перри, с которым Додд вступил в жестокую конкуренцию.

Марли не торопясь, наращивал свой потенциал. Еще совсем молодым он был руд-боем. Переехав в столицу Ямайки, Боб свел знакомство с Невиллом Ливингстоном по прозвищу «Банни». С ним он начал музицировать. Чтобы выжить, работал сварщиком и постоянно играл музыку. Джо Хиггс учил Боба и Невилла вокалу. Еще музыканты познакомились с Питером Макинтошем (Питер Тош).

Питер Тош (фото: commons.wikimedia.org/TimDuncan)
Питер Тош (фото: commons.wikimedia.org/TimDuncan)

Дебютником Марли стала композиция «Judge Not», написанная совместно с Хиггсом. Также в 1962 году Боб записал в студии Лесли Конг пару песен. Далее (в 1963 году) Боб создал свою первую команду, сменившую целый ряд названий, прежде чем стать теми самими «The Wailers» («Плакальщиками»).

Их первый сингл «Simmer Down» (1964) взлетел на первое место ямайского хит-парада. Но, несмотря на востребованность некоторых треков у аудитории (как «Rude Boy»), в 1966 году группа «слилась». Чтобы развеяться, Марли уехал к матери в Штаты. Смена обстановки пошла ему на пользу. Боб вскоре вернулся обратно на Ямайку и воссоздал The Wailers. Музыканты к тому времени играли весьма профессионально в стилях рокстеди, калипсо, ска, фьюжн, но за пределами острова их почти никто не знал.

Тем не менее, артисты не сидели, сложа руки. Они создали свой лейбл «Tuff Gong» (1971), но эта затея на тот момент им ничего не дала. Прорывом стало подписание контракта Марли с Джонни Нэшем и создание для него двух хитов: «Guava Jelly» и «Stir It Up». Далее дела у музыкантов уже складываются получше. В 1972 году The Wailers наконец-то оформляют отношения с лейблом «Island Records» и записывают пластинку «Catch a Fire», благодаря которой о группе узнают в мире. Популярность «Плакальщиков» растет не по дням, а по часам. Их привечают, приглашают для выступления на крупные музыкальные фестивали. Не обошлось и без редкой удачи – сам знаменитый Эрик Клэптон записывает кавер на трек «I Shot The Sheriff», после чего песня становится международным хитом, а сам Марли переходит в ранг рок-звезд.

Кроме Боба Марли в конце 1960-х – начале 1970-х годов известны имена таких ямайских исполнителей, как The Skatalites, The Israelites, The Upsetters, Black Uhuru, The Gladiators, The Congos. И, конечно же, ярко сияют звезды в лице таких знаменитостей, как фаната электротехники Кинга Табби (King Tabby) и олицетоворявшего сам изобретательный дух музыки регги (и даже шире) Ли Скретча Перри (Lee «Scratch» Perry) о творчестве которых мы поговорим в дальнейшем.

The Skatalites (фото: commons.wikimedia.org/ 	Yerpo)
The Skatalites (фото: commons.wikimedia.org/ Yerpo)

Для исследования нам также может быть интересно, что «во времена ска и рокстеди стиль одежды и поведения был вполне интернациональным и характерным для моды буги-вуги, твиста и рок-н-ролла. Появление в 1968 году регги означало настоящий переворот и изменение мировоззрения многих ямайцев и сочувствующих их музыке людей». Музыка регги с тех пор оказывается почти неразрывно связанной с религией и философией раста и уходит в так называемый «кроссовер» («crossover») то есть в пересечение и синтез с другими музыкальными стилями, о чем мы также поговорим далее.

Продолжение следует.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.07.2020 10:00
Комментарии 0
Наверх