// // Легендарные сценаристы подозревают «Союзмультфильм» в рейдерстве

Легендарные сценаристы подозревают «Союзмультфильм» в рейдерстве

379

Авторское лево

Успенский искренне сожалеет о том, что Дядя Фёдор стал
предметом торга.
Фото: ИТАР-ТАСС
Успенский искренне сожалеет о том, что Дядя Фёдор стал предметом торга. Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Премьера продолжения мультфильма «Трое из Простоквашино» – под угрозой срыва. Конфликт между автором сценария Эдуардом Успенским и ФГУП «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм» может привести к тому, что почти готовая лента никогда не увидит свет. Впрочем, ситуация такова, что выходит за рамки рядового спора творца и администратора.

Буквально месяц назад «Наша Версия» не без радости сообщила, о том, что в ближайшее время Дядя Фёдор вернётся на экраны в новой серии мультика. И вот на тебе. Вместо сроков премьеры – список претензий, на разрешение которых может уйти не один месяц.

Успенский расторг контракт, поскольку его выполнение фактически привело бы к полной потере прав автора на своих персонажей. Можно сказать, что за 2 тыс. долларов, прописанные в договоре, ФГУП «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм» мог предъявить права не только на сценарий, но и на героев, которые были придуманы задолго до создания новой ленты. Мало того, даже если предположить, что формально это было бы возможно, возникла бы масса других коллизий. Например, с зарегистрированными товарными знаками, использующими «простоквашинскую» тематику.

Эту отдельно взятую неудачу «Союзмультфильма» породило отнюдь не отсутствие взаимопонимания между студией и конкретным автором. Возникшая проблема имеет куда более крупные масштабы и способна превратить предложение киностудии снять фильм по книге какого-либо писателя едва ли не в угрозу потерять созданные персонажи навсегда.

Вот как оценивает ситуацию автор легендарных «Вредных советов», а по совместительству крёстный отец Мартышки, Слонёнка и «38 попугаев». Комментируя происходящее, Григорий Остер сообщил «Нашей Версии», что проблемы начались сравнительно недавно, после того как замминистра культуры Александр Голутва написал письмо, в котором объявил, что ФГУП «Фильмофонд «Союзмультфильм» является собственником и обладателем прав не только на все ленты архива, но и на всех персонажей, созданных киностудией «Союзмультфильм» ещё за советский период.

Это заявление Министерства культуры, разумеется, подняло волну возмущения в авторской среде. Если же сугубо формально, юридически, то, по мнению Остера, у недовольства есть целый ряд весьма серьёзных причин.

– Господин Голутва ссылается на первый абзац статьи 486 ГК РСФСР 1964 года, в котором говорится о том, что «авторское право на кинофильм или телевизионный фильм принадлежит предприятию, осуществившему его съёмку», делая вид, что третьего абзаца в той же статье просто не существует, – говорит Григорий Остер. – И неудивительно, ведь третий абзац содержит строки, которые, казалось бы, должны прекратить все споры по данному вопросу: «...автору сценария, композитору, режиссёру-постановщику, главному оператору, художнику-постановщику и авторам других произведений, вошедших составной частью в кинофильм или в телевизионный фильм, принадлежит авторское право – каждому на своё произведение».

По мнению Остера, следует принимать во внимание и другие факторы. Дело в том, что, когда создавались мультфильмы, ныне причисленные к «золотому фонду» отечественной анимации, действовало законодательство, ограничивающее авторские права юридических лиц. Киностудии не могли торговать персонажами и без разрешения авторов делать продолжения фильмов. Тогда заключались типовые договоры, согласно которым автор сценария передавал права на сценарий аудиовизуального произведения только на три года, после чего он мог продать этот же сценарий другой студии и они могли снять свою версию картины.

По теме

– Эдуард Успенский, которому не понравилась первая версия телевизионного мультфильма «Дядя Фёдор, пёс и кот», передал свой сценарий в «Союзмультфильм», где была создана картина «Трое из Простоквашино», – говорит Григорий Остер. – Если согласиться с абсурдным письмом Александра Голутвы, то окажется, что права на персонажи Успенского одновременно принадлежат и «Телефильму» и Фильмофонду «Союзмультфильм» одновременно.

По информации «Нашей Версии», Но лично Остер считает условия этих соглашений совершенно неприемлемыми. Больше того, уже сейчас «Союзмультфильм», по мнению «вредного советчика», ведёт торговлю персонажами.

– Я сам недавно узнал, что, оказывается, «Союзмультфильм» продал фирме «Мир поздравлений» моих персонажей из мультфильма про Слонёнка, Удава, Мартышку и Попугая для изготовления открыток. Сейчас с этой фирмой у нас идут очень серьёзные переговоры, и если дело не удастся решить миром, то придётся передавать этот спор в суд.

Правда, тут надо оговориться: ФГУП от этого спора дистанцировался, поскольку в заключённом им договоре есть пункт, согласно которому предпринимателям были проданы, по сути, кадры киноплёнки. Но и составные части из этих кадров использовать не разрешается без согласия их авторов, так что схема сделки более или менее понятна.

– Всё, что сейчас делает ФГУП «Фильмофонд «Союзмультфильм», это просто поиск нового способа отъёма авторских прав у пока ещё живых создателей «золотого фонда старой советской мультипликации». Мы с Успенским ещё самые «молодые» и хоть как-то сопротивляемся, а многие сценаристы, режиссёры, художники – совсем пожилые люди, и они беспомощны перед чиновниками, которые во главе с замминистра культуры Александром Голутвой просто пытаются всех стариков ограбить. Нефть может дорожать и дешеветь, спрос на товары может падать и подниматься, а культурное достояние в цене стабильно, – подытожил Григорий Остер.

Опубликовано:
Отредактировано: 31.10.2008 20:12
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх