Версия // Культура // Глядя на мировой успех Тимура Бекмамбетова, российские чиновники заговорили о возрождении госзаказа на кино

Глядя на мировой успех Тимура Бекмамбетова, российские чиновники заговорили о возрождении госзаказа на кино

2394

Хотим фильму!

Тимуру Бекмамбетову доверили снимать в главной роли супер-звезду Голливуда Анджелину Джоли. С поставленной задачей режиссёр успешно справился
В разделе

Российский режиссёр Тимур Бекмамбетов покорил Голливуд. Его фильм «Особо опасен» уже заработал более 100 млн. долларов в прокате, и, похоже, это только начало. Ни сам создатель «Дозоров», ни кинобоссы из Universal Pictures, вложившие в фильм порядка 150 млн. долларов, подобного успеха не ожидали. Между тем, пока «коммерческий» Бекмамбетов завоёвывает мир, в отечественное кино возвращается госзаказ. С чем это связано и может ли государство составить конкуренцию российским коммерческим фильмам, попытался выяснить наш корреспондент.

Картине «Особо опасен» (Wanted в американском прокате) критики на старте пророчили максимум 30–35 млн. долларов. Для экшен-фильма с рейтингом R-17 (дети до 17 лет допускаются на фильм вместе с родителями) даже такие сборы были бы несомненной удачей и ярким подтверждением того, что детище Бекмамбетова пришлось по душе американским зрителям.

Однако действительность превзошла самые оптимистические прогнозы. Только за первый уик-энд картина в мировом прокате собрала 84 млн. долларов, побив тем самым аналогичные показатели «Ультиматума Борна», «Крепкого орешка 4.0» и «Секса в большом городе».

Конечно, одна из составляющих успеха Бекмамбетова – это приглашение на главные роли голливудских звёзд: Анджелины Джоли, Моргана Фримана и Джеймса Макэвоя. Ну а российскому зрителю, бесспорно, придётся по душе то, что одну из ролей в фильме исполнил Константин Хабенский. Как, возможно, и то, что в одном из эпизодов ленты Анджелина Джоли сидит за рулём нашей легендарной «копейки».

Cвою роль в успехе картины сыграл и бекмамбетовский размах в спецэффектах, которые в Штатах он смог использовать по полной программе. Пули в Wanted, естественно, летают вопреки всем законам физики. Пуля у Бекмамбетова вообще теперь красива и изящна, покрыта узорами и может одним махом по кругу продырявить бошки самым отвязанным киллерам. Что уж говорить об Анджелине Джоли, которая «драйвит» ту самую «копейку» так, что полёт по вертикали Жанны Фриске на «Мазде» из «Дозора» выглядит просто детской шалостью.

Кстати, Бекмамбетов уверяет: утверждения, что заокеанские продюсеры якобы не дают режиссёрам на площадке развернуться, не соответствуют действительности. Многие свои идеи создатель «Дозоров» без проблем воплотил на большом экране. Более того, американские кинобоссы из Universal профинансировали отдельно русскую версию картины. Режиссёр с гордостью заявляет, что это уникальный случай, когда голливудские продюсеры разрешили иностранному постановщику сделать специальную версию картины для родной страны.

Кстати, «Ввиду ошеломляющего успеха фильма «Особо опасен» студия планирует выпустить сиквел этой картины, который также поставит Тимур Бекмамбетов. Мы планируем запустить фильм в производство летом 2009 года, чтобы он вышел на экраны летом 2010 года», – заявил глава студии Марк Шмагер.

В свою очередь, продюсер Марк Платт пояснил: «Обычно студия не объявляет о начале работы над продолжением фильма до окончания проката первой картины, но в случае с «Особо опасен» мы решили сделать исключение. Уже после первой недели проката стало понятно, что фильм становится культовым».

Более того, по неофициальным данным, вполне возможно, что боевик от Бекмамбетова станет трилогией и за второй частью последует третья.

Успех Бекмамбетова, безусловно, прорыв. Но он, как представляется, произошёл не только благодаря таланту создателя «Дозоров», но и во многом благодаря бурному развитию нашего коммерческого кино, которое в последнее время не раз радовало отечественного зрителя. Однако вот-вот у него может появиться серьёзный конкурент в лице государства.

Дело в том, что на днях недавно назначенный министр культуры Александр Авдеев заявил, что с 2009 года в российский кинематограф вернётся государственный заказ на производство фильмов, которые способствовали бы развитию у граждан России таких чувств, как гуманизм и патриотизм.

Вообще-то, госзаказ на фильмы появился ещё при Сталине. Известным режиссёрам тогда выбирать не приходилось. Задание партии и правительства не выполнить было нельзя. Так, Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин и Михаил Ромм были избраны государством для создания исторически-патриотических картин.

Герои для киногалереи также тщательно отбиралась: Минин и Пожарский, Суворов и Кутузов, Нахимов и Ушаков, Пётр I и Жуковский. В результате Эйзенштейн снял «Александра Невского», Пудовкин – «Минина и Пожарского», «Адмирала Нахимова» и «Суворова», а Ромм – «Адмирала Ушакова». В дальнейшем госзаказ на фильмы распространился не только на исторические ленты, но и на все остальные.

«Учитывая большое количество скопившихся у нас «нефтяных» денег, которые непонятно куда девать, госзаказ вполне возможен, – считает кинокритик Кирилл Разлогов. – Но я в принципе против финансирования кино государством. У нас огромный кинематографический рынок, и мы вполне конкурентоспособны на рынке. Скорее всего государство будет снимать военно-патриотические ленты. Но вряд ли они будут интересными, ведь то, что интересно, можно снять и без всякого госзаказа.

Успех таких картин будет целиком и полностью зависеть от того, удастся ли правительству навязать обязательную рекламу фильмов госканалам и обязательный их прокат крупным сетям кинотеатров. А это сделать, поверьте, значительно сложнее, чем просто выделить деньги на производство. Сейчас же получат более широкие возможности те люди, которые способны делать пропагандистские картины. Кстати, я не исключаю влияние, оказанное по этому вопросу теми крупными кинематографистами, которые стремятся обеспечить себе большие бюджеты», – резюмирует Разлогов.

Есть, однако, и другая точка зрения. Во Франции, например, такая практика применяется постоянно. «Я полностью поддерживаю эту идею, – говорит известный кинодеятель Марк Рудинштейн. – Только госзаказ должен быть направлен на идеологию, но не по примеру прошлых 70 лет советской власти, а совершенно по-иному. Плохо только, что у нас госзаказ в конце концов получит тот, кто ближе к власти. Вот самая большая опасность для отрасли!

Хочется, чтобы это выглядело совсем по-другому. И пусть мой пример покажется неубедительным, но это факт: в фильме «Брат-2» присутствует идея патриотизма. Идея наивная, но народу нравится. Наш парень поехал в США, всех там поставил на место и вернулся. Кстати, именно американцы делают много таких фильмов».

Не секрет, что многие наши режиссёры давно ратуют за возвращение госзаказа. Многие картины, за которые продюсеры не хотят браться в силу того, что они не соберут кассу, благодаря государству смогут дойти до экрана. «На мой взгляд, очень хорошо, что было принято такое решение, – говорит знаменитый режиссёр Владимир Бортко. – Это позволит российскому кинематографу перейти на качественно новый уровень и даст нам возможность быть на уровне с представителями зарубежной киноиндустрии, в частности с американским кино. Думаю, что это будут очень масштабные работы, хорошего качества, которые позволят нам конкурировать с американским кинематографом».

Кстати, на самом деле никто в России госзаказа и не отменял. Так, режиссёр Владимир Хотиненко делал свой фильм «1612» именно на государственные деньги. Ещё одна картина, которую заказало государство, – «Александр Невский. Последняя битва». Обе, увы, в прокате провалились.

Провалился и «Код апокалипсиса», в финансирование которого по не вполне понятной причине также внесло свою лепту государство.

Популярный режиссёр Алексей Балабанов объясняет участие государства в производстве некоторых картин тем, что их продюсеры делают «откаты» чиновникам. Причём, по его оценкам, сумма «отката», как правило, составляет 10–20%.

Ну а нам остаётся задаться вопросами: сколько эта сумма будет составлять теперь, когда госзаказ станет неотъемлемой частью госполитики в области культуры, и кто из режиссёров окажется в числе тех избранных, чьи труды будут финансироваться из нашего с вами кармана?

Владимир Хотиненко давно мечтал снять исторический фильм. С помощью государства ему это удалось, но зритель картину не оценил
Владимир Хотиненко давно мечтал снять исторический фильм. С помощью государства ему это удалось, но зритель картину не оценил

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 07.07.2008 10:47
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх