Версия // Общество // Интернет-комиссионки бьют рекорды по объёмам торговли

Интернет-комиссионки бьют рекорды по объёмам торговли

2925

Хлама.net

Классические «блошиные рынки» в России не прижились. Зато электронная торговля всевозможным барахлом оказалась популярнее походов по магазинам Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Две взаимоисключающие тенденции. Во-первых, из-за кризиса россияне стали реже ходить по магазинам. Во-вторых, объёмы торговли через Интернет только увеличиваются. Тут опять же есть два направления. Первое – покупка товаров у магазинов, то есть тот же шопинг, только онлайн. Второе – всевозможные барахолки, «молотки» – ресурсы, пришедшие на замену порядком забытым комиссионкам.

Интернет-торговля абсолютно всеми категориями потребительских товаров переживает в России небывалый подъём. Для компаний налаживание электронной коммерции – это один из способов повысить продажи, а для граждан – практически единственный шанс продать ставшие ненужными вещи, предметы быта, технику и т.п.

Даже в кризисном 2009 году объём интернет-торговли, как сообщил президенту Дмитрию Медведеву министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щёголев, превысил 150 млрд рублей. При этом интернет-аудитория активно прирастает за счёт провинции.

Уже в 2010 году объём всего российского рынка онлайн-торговли потребительскими товарами составит от 5,3 млрд до 6 млрд долларов при сохранении текущей ситуации в экономике. Такой прогноз был дан руководителем проекта «Мир Интернета» фонда «общественное мнение» (ФОМ) – Павлом Лебедевым на бизнес-саммите Online-Retail 2010. При этом около 60% (3,5 млрд долларов) оборота придётся на города-миллионники, где проживают 45% людей, совершающих покупки через Интернет.

Как показали результаты исследования ФОМ, в марте 2010 года около 5,7 млн человек (14% месячной интернет-аудитории, или 5% населения) заказывали или оплачивали товары либо услуги через Интернет. В данном исследовании не учитываются рынок цифрового контента и рынок электронной торговли B2B (бизнес-сегмент).

В мегаполисах в интернет-торговлю вовлечены более пятой части интернет-пользователей (22%) – в абсолютных цифрах это составляет около 2,6 млн человек. В других населённых пунктах абсолютное число покупателей составляет 3,1 млн человек. При этом в среднем житель мегаполиса тратит на интернет-покупки около 3750 рублей в месяц. В других населённых пунктах этот показатель в 1,5 раза ниже: около 2070 рублей. В сумме же только в марте общий месячный объём российского рынка розничной электронной торговли составил около 16,18 млрд рублей (526,4 млн долларов).

В Сеть выходят все: как крупные бренды, давно работающие «в офлайне», так и новички, желающие сэкономить на «живых» торговых площадях, чтобы предложить товар покупателю по более конкурентной цене. Зарождается в России и новый вид покупателя-продавца. Это сами потребители, которые покупают и продают подержанные товары.

Согласно исследованию компании Cetelem, подразделения по потребительским кредитам французского банка BNP Paribas, количество европейцев, занимающихся куплей-продажей подержанных вещей, растёт год от года, в том числе и в России. Если по итогам 2009 года 31% опрошенных сказали, что хотя бы раз продавали поношенную одежду, то в 2010 году это намереваются сделать уже 42%. Половина европейцев собираются продать диск или книгу, тогда как в прошлом году это сделали всего 38%. Такая же тенденция наблюдается и в других категориях товаров.

В будущем вторичный рынок может охватить все секторы потребления. Таким образом, по мнению экспертов Cetelem, начинает появляться новый вид игрока на рынке – покупатель – продавец. Люди сначала покупают новые товары, пользуются ими, а потом продают. Чем отдать или выбросить, почему бы не продать? Таков новый вид мышления современных европейцев.

По теме

Россияне хоть пока и отстают от европейцев, однако и у нас можно довольно легко продать что-нибудь ненужное через глобальную сеть. Если почти четверо из десяти европейцев уже покупали подержанные книги, диски и видеоигры, то в России этот показатель ненамного отстаёт: это в нашей стране сделал каждый пятый.

Человек, продающий бывший в употреблении товар в Интернете, не остро нуждается в деньгах. Как правило, это типичный представитель среднего класса, для которого продажа старого ноутбука или автокресла – способ получить не только деньги за ненужную вещь, но и просто способ получить удовлетворение от собственной эффективности и имеющихся возможностей.

Продажа подержанных товаров появилась давно, говорят в Cetelem, но под влиянием экономического кризиса и благодаря Интернету барахолки получили вторую жизнь. Сегодня процветают сайты онлайн-продаж, самый крупный из которых – аукцион eBay – насчитывает более 70 млн участников по всему миру.

Более того, торговля подержанными товарами набирает обороты в России только благодаря Интернету. Дело в том, что, для того чтобы продавать старые вещи «вживую», необходимо либо арендовать постоянное место на обычном рынке, либо делать это через комиссионные магазины, которые в последнее время практически исчезли. Нет в России и полноценных «блошиных рынков». Поэтому единственным способом остаётся Глобальная сеть, хоть уровень проникновения Интернета в России составляет менее 30%.

В ближайшие два года российский рынок товаров б/у ждёт резкий подъём, считают эксперты. Помог кризис. По данным онлайн-аукциона Slando.ru, растёт как количество объявлений о продаже подержанных вещей, так и число людей, покупающих товары б/у онлайн. Рынок онлайн-продаж товаров б/у, по данным Slando.ru, растёт на 120–150% в год. Оценить объём рынка офлайн-барахолок эксперты не берутся. В то же время у сайта Мolotok.ru общий объём продаж за прошлый год вырос больше чем на 100%. Правда, в эту цифру включены и сделки с новыми товарами.

Самый популярный товар на вторичном рынке – автомобиль, отмечают в Cetelem. Далее идут видеоигры, книги и аудиодиски, то есть товары «быстрого» потребления: пройдя одну игру, хочется начать новую. На третьем месте – одежда. На Slando.ru активнее всего продаются сотовые телефоны, ноутбуки, детские товары. На сайте Molotok.ru чаще всего покупают одежду, детские товары, мебель и товары для дома, кроме того, популярна бытовая электроника: фотоаппараты и мобильные.

Чтобы не остановить бурный рост интернет- торговли, необходимо решить несколько проблем.

Для желающих покупать в Интернете до сих пор существует целый ряд барьеров. Одно из главных препятствий – это всё ещё невысокий уровень доверия интернет-магазинам, опасения мошенничества, недоставки или доставки некачественного товара. Встретиться с продавцом и проверить товар зачастую невозможно, а по почте есть риск получить кота в мешке. Без опасений относятся к возможностям оплаты товаров и услуг через Интернет только самые продвинутые и активные пользователи.

Согласно исследованию Cetelem, 57% европейцев считают, что, приобретая подержанные товары, они рискуют быть обманутыми, но столько же человек уверены, что это «хороший способ недорого купить более качественные вещи». Русские, испанцы и португальцы не являются большими поклонниками таких покупок: риск быть обманутыми и получить продукт худшего качества для них важнее, чем возможные плюсы (67% в России).

Другая проблема – таможенные пошлины, когда речь идёт о покупках на зарубежных торговых площадках. Понятно, что любой ввозимый в страну товар может облагаться сборами, но существует откровенная дискриминация, если речь идёт о почтовых отправлениях. Так, никто не запрещает гражданам совершенно бесплатно везти практически любые вещи, если перевозка осуществляется лично и если речь не идёт о пусть даже мелких, но всё же партиях товара. С посылками и бандеролями всё несколько иначе: при заявленной цене свыше 10 тыс. рублей придётся платить пошлину даже за одинокий стул, стол или фотоаппарат. При этом мелкое жульничество, когда отправитель сознательно занижает цену товара, давно не проходит. Таможенники более или менее представляют себе реальные цены тех или иных вещей, так что попытки уйти от платежей чреваты.

В итоге имеем следующее. Полноценная внутрироссийская интернет-торговля пока ограничена слабыми гарантиями для покупателей и продавцов. Это мешает перейти в режим настоящего посылторга, поскольку сейчас большинство сделок завершается при личных встречах, что не слишком удобно и серьёзно ограничивает развитие подобной коммерции за пределами МКАД. Правда, тут есть и некоторые плюсы: возможность пощупать товар дорогого стоит.

С заграничными сайтами проблемы только в доставке и таможне. Первая более или менее разрешима, вторая, видимо, сохранится навсегда. Результат – на сугубо внутреннем рынке можно покупать и продавать всё, что душе угодно. Что касается импортных порталов, то на них имеет смысл заказывать лишь отдельные виды товаров. Это в первую очередь недорогая, но качественная и красивая детская одежда, банальные американские джинсы, отдельные предметы гардероба для людей, вышедших из подросткового возраста. Немного обидно, поскольку глобальная, буквально общепланетная комиссионка позволяет найти массу интересных и нужных вещей, причём очень часто за абсолютно символические деньги.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 24.05.2010 12:16
Комментарии 0
Наверх