Версия // Власть // Населённым пунктам придумают новую специальность

Населённым пунктам придумают новую специальность

1567

С моно на стерео

Городам, привязанным к нерентабельным производствам, готовят новую специализацию lori.ru
В разделе

У российского правительства и президента новая цель: решить проблему моногородов. Власти поняли, что заливать проблемы бюджетными деньгами бессмысленно. Минэкономразвития и Минрегион уже готовят соответствующие предложения. О необходимости решения проблемы моногородов говорил Дмитрий Медведев в своём Послании Федеральному собранию. Проблема серьёзная. В России, по данным Минрегиона, около 400 моногородов, в которых проживают более 16 млн человек. По данным Института региональной политики, это 40% общего числа населённых пунктов городского типа.

Чиновники обещают находить индивидуальный подход к каждой конкретной ситуации. Безнадёжные моногорода будут закрыты, а их жители переедут в другие регионы. Градообразующие предприятия других будут реструктурированы, третьих – перепрофилированы. В ходе кризиса вскрылась серьёзная проблема российской экономики. Проблемы моногородов, которые сегодня на слуху, существовали и в годы экономического роста. Только и в эти «жирные» времена собственники градообразующих предприятий были заняты другими проблемами и долгие годы не вкладывали средства в развитие производств.

Главный моногород после Пикалёва – это Тольятти. Сегодня именно он у всех на слуху и выбран правительством в качестве пилотного проекта решения проблемы. Телевидение даже придумало новую формулировку: деньги на спасение АвтоВАЗа будут тратиться не собственно на спасение АвтоВАЗа, а на построение новой модели российской экономики.

, – заявил губернатор Самарской области Владимир Артяков, отметив, что правительство Самарской области уже включилось в работу по созданию этой программы.

Сама программа по спасению моногородов согласно поручению президента должна быть утверждена в течение полугода. В этот же срок должны быть приняты комплексные меры в отношении тех населённых пунктов, которые находятся в наиболее сложной ситуации.

Масштабы пилотного населённого пункта не столько впечатляют, сколько пугают. В Тольятти проживают более 700 тыс. человек. По данным тольяттинского центра занятости населения, в городе зарегистрированы более 13 тыс. безработных; уровень безработицы составляет 2,87%. Но и работающие испытывают не лучшие времена. В режиме неполной рабочей недели работают почти 82 тыс. сотрудников АвтоВАЗа (из 100 тыс.). Знакомые родом из Тольятти, периодически посещающие город, рассказывают страшные истории о тотальной победе пьянства, наркомании и прочих нехороших вещей.

Сначала в Тольятти предлагали создать технопарк. Правда, направленность у него планировалась диковатая: производство велосипедов, деревянных игрушек и мебели. Но потом от идеи отказались. Точнее, технопарк ещё планируется, но всё же по производству комплектующих для автомобильной промышленности. А первый вице-премьер Игорь Шувалов не исключил и создания здесь в будущем авиастроительного производства. Обещают развивать в моногородах малый и средний бизнес. На решение только социальных проблем АвтоВАЗа будет выделено около 10 млрд рублей.

Для решения проблемы правительство прежде всего определило, что такое моногород. Критериям, которые разработал Минрегион, соответствуют около 400 населённых пунктов. Стоит, правда, отметить, что многие такие города находятся в нормальном состоянии. Это города при АЭС, НПЗ, наукограды, закрытые города. Таких почти 200, и им господдержка не должна понадобиться.

Все остальные в 2010 году могут рассчитывать на скудную помощь от государства – 10 млрд рублей. Причём средства будут даваться только под реальные и хорошо прописанные антикризисные программы. (Правда, даже выпуск деревянных игрушек, кажется, может сойти за такую.)

По теме

Если же в общем, то рассчитывать на господдержку может населённый пункт, который соответствует одному из двух параметров. Первый вариант: доля работающих на одном градообразующем предприятии или группе предприятий, связанных единой технологической цепочкой, составляет не менее 25% экономически активного населения. Другая возможность войти в список «моно»: объём производства градообразующего предприятия или группы предприятий составляет не менее 50% в отгрузке продукции населённого пункта.

Разработка решения проблемы моногородов в России была поручена Институту региональной политики (ИРП). Все программы по разрешению сложившейся ситуации должны быть связаны либо с помощью жизнеспособным предприятиям, либо с поиском альтернативной занятости. Но сделать это будет непросто: потребуются десятки миллиардов рублей и долгие годы работы. По мнению специалистов из ИРП, экстренно перепрофилировать моногорода в условиях кризиса невозможно. Поэтому вопреки заявлениям властей пока единственным выходом из ситуации остаются дотации в рамках государственных целевых программ.

Вот некоторые примеры российских моногородов. В Республике Татарстан есть Камские Поляны. Кризис в этом моногороде уже давно. Дело в том, что город закладывали в конце 1980-х для обслуживания атомной электростанции, вот только решение о её строительстве было отменено. С тех пор в городе живут около 15 тыс. человек, так и не влившихся в ядерную отрасль.

Но в наиболее критическом положении, по мнению Минпромторга, города Парфино, Гаврилов-Ям, Нытва и Белая Берёзка. Собственники не были заинтересованы в модернизации предприятий, находящихся здесь, даже во время экономического роста. Парфино – сегодня банкрот. Здесь находился завод по производству фанеры, где работал каждый пятый его житель. Сейчас конкурсным управлением занимается Сбербанк, часть зарплат уже выплачена. Однако проблема остаётся: где получить новую зарплату, люди не знают.

Иногда рабочим удаётся донести свои проблемы до руководства страны. В июне 2009 года правительство предоставило ФГУП «30-й судоремонтный завод» субсидии в размере 552 млн рублей. 30-й судоремонтный завод находится в посёлке Дунай (Приморский край, проживает около 8 тыс. человек) и в конце декабря был включён в список стратегических предприятий. Меры поддержки последовали после того, как коллектив завода направил письмо президенту Дмитрию Медведеву и премьеру Владимиру Путину (документ опубликован в приморской газете «Арсеньевские вести» 17 июня 2009 года). В письме представитель трудового коллектива пишет, что на предприятии хронически задерживают зарплату. А после того как заказы на утилизацию подводных лодок перестали поступать, «мощный доковый комплекс был вырезан до основания, все коммуникации уничтожены, вывезены все станки с числовым программным управлением на металлолом».

Жалуется и Байкальск, где перебои с зарплатами были на местном ЦБК. Глава профсоюза предприятия Анна Грошикова говорила, что задолженность по зарплате на комбинате превышала 100 млн рублей. По её словам, дети в городе в течение многих месяцев не видели фруктов и мяса.

В Байкальске можно построить предприятия по выпуску лекарств из лиственницы, станцию для дайвинга и рыбокомбинат, считают власти. А руководство города мечтает о том, что после закрытия ЦБК Байкальск станет международным туристическим центром, горнолыжным курортом и центром производства клубники. Но проблема в том, что о перепрофилировании города говорят уже не первый десяток лет.

В Горно-Алтайске находится дорожно-строительное предприятие «Магистраль», которое встало. Казалось бы, именно дорожные работы должны быть востребованы в кризис. Об этом неоднократно говорили и премьер Владимир Путин, и министр транспорта Игорь Левитин. Но там рабочие потеряли надежду и уже перекрывали федеральную трассу М-52, но милиция их разогнала.

В городе Яровое около 300 работников «Алтайхимпрома» устраивали митинг весной, требуя уволить неэффективный менеджмент и передать контрольный пакет акций из ФПГ «Реформа» в госкорпорацию «Ростехнологии». Но переговоры идут до сих пор.

В городе Гаврилов-Ям находится производство льна. Долг перед работниками составляет около 18 млн рублей. Там сотрудники уже выходили на митинг, угрожая перекрыть федеральную трассу.

Не исключено, что 20% моногородов в обозримом будущем вообще перестанут существовать. Это те города, где население стареет, а молодёжь всеми силами стремится уехать. Впрочем, такой процесс будет происходить без административного давления. Дело в том, что расселить моногород дорого обойдётся для бюджета. Только один небольшой город потребует около 20 млрд рублей.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 26.04.2010 13:05
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх