Версия // Культура // 35-летие альбома The Jesus & Mary Chain «Psychocandy» не за горами

35-летие альбома The Jesus & Mary Chain «Psychocandy» не за горами

3393

Кусаем локотки

4
В разделе

Есть мнение, что музыкальные понятия «новая волна» и «пост-панк» можно отнести скорее не к музыкальной форме, а к периоду времени. Шотландцы The Jesus & Mary Chain вряд ли стремились к тяжелой ноше «идолов» рока и даже значительному влиянию в этой сфере. Но так получилось, что наряду с такими группами, как The Smiths и The Fall они воплотили дух независимости 1980-х, характеризовавшихся «конвейерной» коммерциализацией и компромиссами.

В статье, посвященной одним из адептов жанра в лице Bauhaus, нами отмечалась «невероятная популярность групп первой волны панка», которая дала «в свою очередь мощный импульс к возникновению разнообразных музыкальных формаций. И это притом, что панк «сверкал» на музыкальном небосклоне очень недолго (где-то с конца 1976 – по конец 1978 гг.)».

У панка были (соответственно) свои родоначальники, к которым относят легендарные фигуры Дэвида Боуи, Игги Попа и The Stooges, Лу Рида и The Velvet Underground, а также ряда других музыкантов. Шотландских музыкантов из The Jesus & Mary Chain, как и тысячи других мелких и никому неизвестных групп, такая обратная связь с отцами-основателями вдохновляла немало. Логично, что для некоторых из них потуги и надежды были вознаграждены своими «15 минутами славы» (как говаривал Энди Уорхол).

В общем, когда осела пыль от «панк-взрыва» конца 1970-х годов, то оказалось, что выжили немногие. Да, музыкальные чарты во многом еще пребывали во власти суперзвезд ранних 1970-х (Элтон Джон, Род Стюарт и др.). Но новая волна и пост-панк 1980-х выдвинули немало талантливых исполнителей и новых имен. В атмосфере сгустилось предчувствие перемен, так как молодежь была настойчивой, энергичной и голодной.

Так оно и случилось, в дальнейшем, но я бы предостерег от смешивания их оригинальных творений в одну «кучу», так как среди них попадались самые разностилевые исполнители (о некоторых из которых мы уже написали, а о других – планируем написать. См. ссылки).

Достаточно вспомнить Элвиса Костелло, U2, The Police, Кейт Буш, Blondie, Cars (панк+поп), Talking Heads, The Jam, Joy Division и их последующую реинкарнацию (уже без ушедшего Кертиса) в виде New Order (панк+танцевальная музыка), The Pogues (панк+фолк), Dexy’s Midnight Runners (панк+соул), Echo & The Bunnymen, PIL (сольный проект Джона Лайдона), The Specials и The Beat (панк+ска), Gang Of Four (панк+арт), Japan (панк+прог), Human League и Ultravox (глэм+панк+клавишные), Sonic Youth и так далее, где может найтись свое место даже таким подвидам панка, как хардкор или новая волна британского хэви-метала.

Любопытно, что никто из вышеупомянутых артистов не рассматривал себя в качестве обязательного элемента рок и поп-истеблишмента. Их музыка сказала все сама за себя, приведя кого-то к забвению, а кого-то на многомиллионные стадионы. Нам представляется важным отметить тот факт, что начало 1980-х стало временем большой консолидации и разнообразия, из которого до сих сегодня черпается немало любопытных идей и стилей.

Дебютный студийник 1985 года выпуска от селебритиз нашей статьи The Jesus & Mary Chain под названием «Psychocandy» (35-летний юбилей которого мы и празднуем в 2020 году) вобрал в себя весь спектр упомянутого стилевого изобилия. Он талантливо имитировал структуры традиционных рок/поп-песен, сопровождаемых отстраненным нойзовым шумом гитар, который характерен для пост-панкового жанра. Немудрено, что пластинка сыграла одну из ключевых ролей в формировании жанра «шугейзинг», явившись жемчужиной «нового» инди-рока с его эпигонами в виде брит-попа и гранджа девяностых и их продолжателей в «нулевых».

По своему выходу «Psychocandy», получил восторженные отзывы критиков и попал во всевозможные списки и рейтинги лучших альбомов. Например, как пишет биограф группы Джон Роберстон: «пластинка засветилась на 269 месте в рейтинге «500 величайших альбомов всех времён» по версии Rolling Stone, 88 месте в списке лучших британских альбомов, когда-либо выпускавшихся по версии журнала Q. Ей было уготовано 5 место в списке лучших альбомов 1985 года по версии Melody Maker и 2 место в списке 50 лучших альбомов New Musical Express, где она уступила одну позицию мощнейшему «Rain Dogs» Тома Уэйтса».

Слова и музыка всех песен принадлежат братьям Джиму и Уильяму Рейдам, за исключением одной композиции - «Ambition» (Вик Годар). В альбом вошли:

заглавная, меланхоличная «Just Like Honey», продолжающаяся столь же сдержанными, постепенно затягивающими вас в рок-водовороты «The Living End», «Taste the Floor» и «The Hardest Walk». Им в затылок дышат не менее впечатляющие «Cut Dead», «In a Hole», «Taste of Cindy», «Never Understand», «Inside Me», «Sowing Seeds», «My Little Underground». И под занавес - «You Trip Me Up», «Something's Wrong», «It's So Hard».

Участниками записи альбома стали: Джим Рейд спел на вокале и сыграл на гитаре. Его брат - Уильям Рейд также показал класс негромкого бэк-вокалирования и недюжинные гитарные способности. Дуглас Харт - выдал феноменальные басовые партии, а Бобби Гиллеспи отличился игрой на барабанах.

Игра ведется в выбранной Джимом Рейдом манере близкого взаимодействия с микрофоном, что создает многократное эхо и подспудное чувство доверия к рассказчику историй. Безумства, искушения и мерзости современного мира предстают в таком исполнении чуть ли интимной исповедью через многое прошедшего и что-то понявшего для себя в итоге человека.

Как отмечал Пол Роланд в своей книге «Рок и Поп»: в «Psychocandy» с точки зрения музыки «нет никаких неожиданных завихрений и поворотов, но простой и эффектный контраст между мажором и минором создает сладостно-горький звук, который длится, подобно задумчивым образам «черных» детективов» немного зловещего «нуар» жанра. Интересно, что сама группа отошла от изобретённого ими звучания уже на следующем альбоме «Darklands» (1987), оставшись в памяти меломанов благодаря своему неординарному дебюту.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 29.08.2020 12:00
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх