Версия // Культура // 40 лет исполнилось выходу первого фильма «Кошмар на улице Вязов» и его саундтреку

40 лет исполнилось выходу первого фильма «Кошмар на улице Вязов» и его саундтреку

2900

Мужчина из мечты

40 лет исполнилось выходу первого фильма «Кошмар на улице Вязов» и его саундтреку (фото: Wikimedia Commons/ Yike665)
В разделе

Какие эмоции может вызвать сегодня перепросмотр и вспоминание первой части «Кошмара на улице Вязов»? Предположим, что у одних зрителей на лицах будет в меру возбужденное любопытство, у других – рассеянная полуулыбка ностальгического узнавания, третьи не смогут досмотреть фильм до конца или включат быструю перемотку, четвёртые напоют запоминающийся музыкальный мотивчик считалочки...

Но мало кто мог предположить в 1984 году (то есть сорок лет назад) что фильм «Кошмар на улице Вязов», его герои и музыка «выстрелят» столь громко, станут поп-культурным феноменом, обретут аж восемь продолжений, сформируют пышный букет франшиз, кроссоверов, комиксов, видеоигр, наклеек (и прочего сопутствующего колоритного мерча) растянутых на несколько десятков лет и снимут наслабую кассу!

Глядя из 2024 года, можно выделить несколько основных факторов, сопутствовавших, по нашей версии, такому положению вещей. Во-первых, огромную роль сыграли таланты режиссёра и сценариста Уэса Крейвена, вдохновлённого таинственными историями, прокатившимися по Америке в начале 1980-х годов, когда десятки беженцев из Юго-Восточной Азии умерли во сне при загадочных обстоятельствах. Крейвен переосмыслил сюжет через призму внушающего ужас персонажа по имени Фред (Фредди) Крюгер.

Сюжет фильма пересказывать и спойлерить не будем. Посмотрите первоисточник и всё узнаете сами. Вкратце (как и положено) в хорошем ужастике, действо разворачивается в маленьком, ничем особо не выделяющимся из тысяч подобных местечек, провинциальном городке (в фильме он называется Спрингфилд) расположенном в штате Огайо. Придуманный Крейвеном персонаж, психически не очень здоровый человек по имени Фред, надругался над несколькими школьниками и школьницами. Был пойман, осужден и направлен на лечение в психиатрическую лечебницу. По истечении некоторого времени он был выпущен из лечебницы и вновь вернулся обратно в Спрингфилд.

Родители, пострадавших от его действий детей, не согласились с таким оборотом событий, посчитав их слишком гуманными и не приведшими к исправлению Крюгера. Они учинили над Фредди самосуд, применив очень жестокое наказание. Неравнодушные граждане облили тело мужчины бензином и сожгли Крюгера заживо, словно ведуна (ведьму) во время средневековых колдовских процессов, учиняемых инквизицией. Его смерть была мучительной. Но что-то пошло не так. В дело вмешались некие таинственные силы, так как спустя какое-то время Фредди ожил. Но не в реальном мире, а в сновидениях и в мечтах. Где он периодически воплощался и ураганил. Совсем не понарошку убивая детей в их снах.

Во-вторых, Уэсу Крейвену удалось придумать мощную историю, с богатым сюжетом и его последующим развитием. Так как мало кто из людей не пугался в детстве и в раннем подростковом возрасте страшилок про «черную комнату», про леших, русалок, вампиров, вурдалаков, оборотней, привидения и т.д. Эти страхи универсальны. Их образы присутствуют в самых различных человеческих культурах с глубокой древности. Достаточно вспомнить древнегреческого бога сна Морфея. Эффективная творческая находка Крейвена (как режиссёра и автора сценария) состояла в найденном им контрасте между идиллическим мирными картинками сельской американской глуши (чирикающими птичками, пасторальными домиками и пр.), не на шутку пугающим потусторонним миром Крюгера и их странным пересечениям, благодаря сновидениям.

В-третьих, несомненной удачей фильма стало приглашение на главную роль Роберта Инглунда (Robert Englund). Его Фредди рос и развивался с каждым из фильмов «Кошмар на улице Вязов», превратившись из обычного озабоченного и больного маньяка, сыгранного актёром в первом фильме, в настоящего антигероя, воплощённое Зло. Актёры и актрисы в каждой картине менялись. В их разных частях сыграли такие звёзды, как Джонни Депп и Хитер Лангенкамп. Но лишь Инглунд с его впечатляющим лицевым гримом, полосатым свитерком, лихо кромсающей всех и вся перчаткой, с припаянными лезвиями и недоброй ухмылкой, спрятанной под шляпой, оставался неизменным.

К концу 1980-х годов, созданный актёром персонаж, стал по-своему нарицательным, словно Терминатор, сыгранный Арнольдом Шварценеггером. Фредди Крюгер обрёл настоящий культ. Его упоминали в своих речах политики (Роналд Рейган) и прочие селебритиз. К каждому фильму франшизы была создана музыка. Её написали разные композиторы, среди которых упоминаются: «Чарльз Бернштейн, Кристофер Янг, Анджело Бадаламенти, Крейг Сафан, Джей Фергюсон, Брайан Мэй, Джей Питер Робинсон, Грэм Ревелл и Стив Яблонски. Каждая картина получила релиз саундтрека с инструментальной музыкой, выходивших в разное время на виниле, аудиокассетах, CD-дисках, а также digital-версиях в онлайн-магазинах».

В справочной литературе, говорится, что начиная с 1993 года, «лейблом «Varese Records» был впервые выпущен сборник «Freddy’s Favorites: Best Of «A Nightmare On Elm Street» с лучшей музыкой из первых шести фильмов. В 1995 сдвоенным релизом ими был выпущен альбом «A Nightmare On Elm Street, Part 1 & 2». В 2015 году этим же лейблом был издан ограниченный тираж 8-дискового бокс-сета с коллекцией саундтреков, включающей ранее неизданные материалы общей длительностью три часа. Коробка была упакована в матерчатый чехол в виде полосатого свитера Фредди Крюгера. Коллекция саундтреков первых семи фильмов увидела свет и на виниле в 2017 году под названием «Box Of Souls: A Nightmare On Elm Street Collection» (компания «Death Waltz Recording Co.). В набор включили 12-страничный буклет интервью с создателями и композиторами франшизы. Обложки дисков нарисовал Майк Сапуто».

Песни к разным частям фильма (в том числе в честь Фредди) также удостоились чести, быть исполненными самыми разными артистами. В их число вошли: «Dream Warriors» в исполнении Dokken, «Nightmare» в исполнении Tuesday Night, «Love Kills» в исполнении Vinnie Vincent Invasion, «Bring Your Daughter… to the Slaughter» в исполнении Брюса Дикинсона, «Anyway I Gotta Swing It» в исполнении Whodini, «I’m Awake Now» в исполнении Goo Goo Dolls, «How Can I Live» в исполнении Ill Niño и так далее. Сам Роберт Инглунд кокетливо напел в 1988 году несколько версий (хип-хоп, даб, электро-фанк) опуса «Are You Ready For Freddy», вместе с группой The Fat Boys, частью вошедших в их альбом «Coming Back Hard Again».

В-четвёртых, как уже, наверное, поняли читатели, в фильме (помимо сюжета) всегда была важна интонация музыкального саундтрека, которая непроста. По нашей версии, в ней нашлось место обыгрыванию таинственного (и никем пока до сих пор не раскрытого) механизма сна, тщательно скрываемым человеческим страхам, иронии, радости, печали, а также многим другим эмоциям, выраженных широким спектром стилей – от комедийного хип-хопа до ломового хэви-метала. Музыка балансирует на грани чёрного юмора и озорства, местами обжигающими до дрожи, дополненных пугливыми стайками бегущих по коже мурашек и скользкого, словно змея, потустороннего ужаса. Композиторское мастерство Чарлза Бернштейна, создавшего основное музыкальное сопровождение к первой части «Кошмара на улице Вязов», несомненно. Он сразу задал высокую планку для последующих коллег по музыкальному цеху. С названиями треков можно ознакомиться, пройдя по ссылке. Представляется важным, отметить, что (помимо прочего) Бернштейн ввёл прилипчивый мотив несложной детской считалочки в фильм изначально. Сделав его сквозным, проведя через все сюжетные повороты фильма. Недаром во всех последующих воплощениях картины и даже в её некоторых кроссоверах, искомая считалочка, нет-нет, да промелькнёт узнаваемым брендом, который менялся со временем, но, по сути, оставался прежним!

Завершая наши размышления, скажу так, что, создавая «Кошмар на улице Вязов», Уэс Крейвен стал в каком-то смысле первопроходцем, внеся огромный вклад в трепетную тему кинематографических ужастиков и слэшеров. Он словно предвосхитил наблюдения знаменитого мастера означенных жанров Стивена Кинга, который (гораздо позже, в конце 1990-х годов) в своём произведении «Как писать книги», описывал свои мысли при создании произведений следующим образом (цитата): «Я больше не полагаюсь на интуицию, и могу это делать, поскольку в основе моих книг лежит не событие, а ситуация…Все книги начинаются с простой магазинной витрины или восковой панорамы. Я ставлю группу персонажей в трудную ситуацию и смотрю, как они будут выпутываться…Моя работа – не помогать им, выпутываться или вести их на ниточках в безопасное место – а смотреть и записывать, что будет происходить…».

Даже сегодня первые части «Кошмара на улице Вязов» дают богатую почву для размышлений о таинственной природе снов, их мистических значениях или полной бессмысленности и прочих увлекательных вещах, связанных с человеческой природой. Во время одного из промо-туров сам Крейвен делился со зрителями мыслями о значении придуманных им историй. «Как они работают и функционируют?», – озадачивался режиссёр, поняв, что в один прекрасный момент фигура «Человека из сна» – Фредди Крюгера стала жить собственной жизнью и играть по своим правилам. Наверное, не случайно он пробовал в дальнейшем развивать не менее страшноватые сюжеты в других своих картинах, вроде пресловутого «Крика»…

Но, по мнению многих зрителей и критиков, его новые опусы не смогли превзойти находки «Кошмара на улице Вязов». Фредди Крюгер занял своё уникальное место в череде (возможно, ставших со временем каркикатурных и пародийных) но внушавших неслабый трепет разномастных персонажей, вроде Дракулы, Чужого, Хищника, Джейсона (с бензопилой) и других героев, создавших сам культ большого Кино и сопутствующей ему музыки!

«Наша Версия» вспоминает, что Уэсу Крейвену в 2024 году могло бы исполниться 85 лет. Уэс родился в 1939 году и умер в 2015 году. RIP!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 10.12.2024 13:03
Комментарии 0
Наверх