Версия // Культура // «Goodbye Yellow Brick Road» – известнейшему опусу Элтона Джона скоро стукнет 50!

«Goodbye Yellow Brick Road» – известнейшему опусу Элтона Джона скоро стукнет 50!

4917

Прощание с дорогой из жёлтого кирпича. Часть 2

«Goodbye Yellow Brick Road» – известнейшему опусу Элтона Джона скоро стукнет 50!
(фото: Wikimedia Commons/ Ernst Vikne)
В разделе

Как мы выяснили в первой части нашего исследования вех пути знаменитого артиста, к 1973 году Элтон Джон почувствовал себя более, чем уверенно, в тогдашних реалиях большого шоу-бизнеса. Качество его песен (в создании которых большую помощь оказывал поэт, коллега и друг Берни Топин) тех времён вполне гарантировало ему всемирный успех.

Незакомплексованная манера поведения на сцене, неудержимое позёрство, сверхоригинальная манера одеваться и использовать аксессуары (известно пристрастие Джона к очкам) также сыграли на руку Элтону, вознеся его на вершину реальной славы!

«Если ты ненавидишь – значит, тебя победили»Конфуций.

В 1973 году Элтон даже решился на организацию собственного звукозаписывающего лейбла Rocket Records, где выпустил опус «Don’t Shoot Me I’m Only the Piano Player» («Не стреляйте в меня, я всего лишь пианист») считающийся ныне одним из самых поп-ориентированных альбомов музыканта. Там, к примеру, обрёл своё бытиё залихватский сингл «Crocodile Rock» и ряд других неплохих композиций.

В том же знаменательном 1973 году пришёл черёд, исследуемому нами, юбилейному диску «Goodbye Yellow Brick Road» (1973), вобравшему в себя звуковые решения широкого стилистического диапазона и сразу занявшим первые места хит-парадов по обе стороны Атлантики. Никакой особой концептуальности в альбоме не было. Его название можно перевести, как «До Свидания, Жёлтая Кирпичная Дорога», что, по одной из версий, объясняет сложные чувства, выражаемые артистом при прощании с золотой эпохой рок-н-ролла и связанной с ним фигурами. Альбом стал седьмым по счёту в обширной дискографии музыканта и был записан в мае 1973 года в студии одного из французских замков («Шато д’Эрувиль», муниципалитет Эрувиль). «Goodbye Yellow Brick Road» был выпущен в октябре того же года в США и Канаде на лейбле MCA Records и в остальных странах компанией DJM Records. На пластинке присутствует песня «Candle in the Wind», первоначально написанная в память о Мэрилин Монро. «Goodbye Yellow Brick Road» – первый двойной альбом в дискографии музыканта, вышедший на двух виниловых пластинках.

Общая продолжительность двух пластинок составила 76 с половиной минут. Музыка и тексты всех песен написаны Элтоном Джоном и Берни Топином. Альбом стартует с минорной «Funeral for a Friend / Love Lies Bleeding» и продолжается патетичными «Candle in the Wind» и «Bennie and the Jets». Одноимённый с названием опуса трек открывает вторую сторону первой (из двух) виниловой пластинки. Любопытно, что в его названии говорится именно «До свидания» («Good Bye»), а не эмоциональное «Прощай», что звучало бы как «Farewell». На такие тонкости перевода мы обращаем внимание лишь в том контексте, что Элтон, по всей видимости, не хотел расставаться с воспоминаниями и чувствами, характерными для годов, сформировавших «тело» альбома «Goodbye Yellow Brick Road» и остающимся дорогими музыканту. В меру запоминающиеся и словоблудные «This Song Has No Title», «Grey Seal», «Jamaica Jerk-Off» и «I’ve Seen That Movie Too» наполняют собой оставшееся пространство второй стороны.

Первая сторона второй виниловой пластинки начинается с «Sweet Painted Lady», продолжаясь «The Ballad of Danny Bailey (1909—1934)», которая, по одной из версий, считается песней, в которой Берни Топину удалось реализовать ряд своих литературных амбиций. Вообще Джону за время работы с Топиным (если взять промежуток длиной в 10 лет: с 1967 – по 1977 гг.) удалось создать шесть весьма качественных рок и поп-альбомов. Авторитетный музыкант и продюсер Пол Роланд отмечал: «Альбомы отличает отточенная техника производства, сделанные со вкусом оркестровые оранжировки, а наличие бэк-вокала реально украшает треки. Топина весьма уважали в Штатах по причине его неподдельного и незатухающего интереса к американской мифологии, особенно к эпизодам, связанным со Старым Западом и с голливудскими фильмами, повествующими о тех времёнах». Обе темы неожиданно всплывают в «Goodbye Yellow Brick Road», делая его состав более однородным и органичным для восприятия слушателями.

Вульгарная «Dirty Little Girl» и фривольная «All the Girls Love Alice» смачно «вибрируют» далее. На второй стороне кучно расположились «Your Sister Can’t Twist (But She Can Rock ’n’ Roll)», «Saturday Night’s Alright for Fighting», «Roy Rogers», «Social Disease» и финальная сюита «Harmony». В общем, пластинку наполняют разные произведения, чьи темы определяют тяжкие мотивы грусти, расставания и памяти, сменяемые вполне игривыми рок-н-роллами и ритм-энд-блюзом с элементами госпела. Очевидно, что Элтона несло. Ему явно не хватало места для незабываемых мелодий. Из 18 треков альбома только несколько могут быть классифицированы, как «проходные» и «заполняющие собой пустоты» между реальными шедеврами. Неслучайно из альбома «нарисовалось» несколько первоклассных синглов: «Saturday Night’s Alright for Fighting», «Goodbye Yellow Brick Road», «Candle in the Wind», «Bennie and the Jets».

Участниками записи стали: сам Элтон Джон, спевший на вокале, сыгравший на Родес-пиано, на меллотроне, на фортепиано и Farfisa-органе. Дэвид Хенчель — ARP-синтезатор. Дэйви Джонстоун, сыгравший на акустической гитаре, на электрогитаре, на колонке Лесли, на слайд-гитаре, на банджо и подпевший на бэк-вокале. Ди Мюррей, сыгравший на бас-гитаре и подпевший на бэк-вокале. Найджел Олссон, записавший барабаны, конги, бубен и молодецки подпевший на бэк-вокале, а также создавший автомобильные спецэффекты. Рэй Купер, сыгравший на бубне. Дел Ньюмен, записавший оркестровые аранжировки. Дэвид Кац, выступивший как дирижёр. Лерой Гомес, записавший саксофонное соло. Кики Ди, спевшая на бэк-вокале. Еще были записаны вокальные междометия, драм-машина, маракасы, тимбалы, клаве в «Jamaica Jerk-Off», кастаньеты в «Funeral for a Friend», шейкер в «I’ve Seen That Movie Too», бубен в «Social Disease», аккордеон и вибрафон в «Sweet Painted Lady» (указанные в выходных данных артисты: как Принс Рино, Регги Дуайт и Тутс Топин, по одной из версий, в реальности не существуют, являясь псевдонимами Элтона Джона и Берни Топина, хотя это до сих пор точно не выяснено),

Кто ещё приложил руку к созданию «Goodbye Yellow Brick Road»? Гас Даджен выступил продюсером проекта и накропал текст для буклета. Дэвид Хенчель стал звукорежиссёром. Питер Келси и Энди Скотт — ассистентами звукорежиссёра. Барри Сейдж — оператором звукозаписи. Дэвид Ларкхэм, Майкл Росс, Иэн Бек выступили как арт-директора и исполнили художественное оформление пластинки, на которой нарисован сам нарядный Элтон Джон, изящно переступающий через непонятную дыру в заборе, за которым живописно извивается искомая дорога, вымощенная жёлтым кирпичом. Эд Караефф, Майк Путланд, Брайан Форбс, Крис Фостер сделали фотографии.

В ретроспективе именно «Goodbye Yellow Brick Road» музыкальная критика будет считать лучшим в карьере Элтона Джона и самым коммерчески успешным. Опус занял первые место в чартах США и Великобритании. Ещё он завоевал сертификаты платинового диска от Британской ассоциации производителей фонограмм. И вновь платинового (аж семь раз!) от Американской ассоциации звукозаписывающих компаний. Его мировой тираж составляет ныне более 30 миллионов экземпляров. Журнал Rolling Stone поставил его на 91 место в списке «500 величайших альбомов всех времён»!

Интересным, представляется также наблюдение, что в начале-середине 1970-х годов Элтон Джон оказывается в эпицентре блестящего глэм-рокового «циклона», где сверкают имена Дэвида Боуи, Марка Болана, Гарри Глиттера, Slade, Sweet, частично Aerosmith, Kiss, Элиса Купера и многих других замечательных артистов. Однако, даже здесь Элтон Джон выделялся на столь богатом фоне. Кстати, в Великобритании Элтона чаще сравнивали с Королём китча, пианистом и шоуменом, Либерэйсом Валентино, чем с Литтл Ричардом или Джерри Ли Льюисом. (В частности, Либерэйс очень любил появляться на публике в яркой одежде, мехах, парче и фальшивых бриллиантах и эпатировать всех своим поведением. Его имя гремело в 1950-х годах). Джон каким-то образом умел, транслировать впечатление, что он не воспринимал себя и свои достижения слишком серьезно. По этой (или по каким-либо другим причинам) многие ушлые критики и «акулы музыкальных перьев» долгое время также рассматривали творчество Элтона Джона в таком полушутливом ключе, несмотря на тот факт, что в различных хит-парадах, состоящих из десятков наименований, произведения нашего героя завоевали не менее 30 первых позиций! Его альбомы возглавляли чарты 24 раза, как и его шесть, потрясающих, вышедших друг за другом, долгоиграющих пластинок! Знаменитая «Candle In The Wind» (в итоге, посвящённая трагической гибели принцессы Дианы в автокатастрофе в 1997 году) стала синглом с самым большим числом продаж в мире (более 6 миллионов)! Вот вам и шутки!

Резюмируем. Элтон Джон совсем не случайно стал суперзвездой и всепланетно прославился. Он, как в вынесенном в предисловие первой части, посвящённой ему, статьи, где находится изречение известного философа и мистика Георгия Гурджиева «не только знал, но и понимал», как надо писать музыку, подавать (и продавать) её, помимо прочего, обладая недюжинным талантом шоумена и композитора. О Джоне и его творчестве существует огромная литература, включая изданную биографию Элтона Джона, написанную Стефеном Томасом Эрлевайном. Элтон, возможно, иногда не очень ловко играл на пианино, маскируя удалыми рок-н-роллами, драйвом или излишней патетикой, огрехи исполнения. Но он, несомненно, умел, создавать отличные и красивые мелодии!

Элтон Джон, словно знаменитый, недавно ушедший из жизни на 88 году жизни художник-концептуалист Илья Кабаков (RIP!), уловил, как «расставлены предметы» и создаётся сценография. В этой сценографии зритель чувствует особый, иной мир. Неважно, на каком рояле играет пианист…Зритель получает то, что хочет, получить от шоу музыканта. Настоящий привкус опыта сценического долгожителя, который видел и испытал многое. На мой взгляд, он помогает вытащить из подсознания подобное ощущение, и фокус этот велик есть…

Бульварная пресса извела тонны бумаги, акцентируя внимание на странностях частной жизни Элтона Джона, его сложных вкусовых пристрастиях, китчевых костюмах, экстравагантных очках и развесистых, как спелая клюква, балладах (больше подходящих к гламурным коктейль-пати…и почему бы нет, если кому-то заходит) столь характерных для творчества артиста после окончания 1970-х годов. Но, скажем честно, исследуемый нами альбом, безусловно, оправдывает место Элтона Джона в истории мировой поп и рок-музыки, а остальное, наверняка, забудется или будет представлять интерес лишь для дотошных музыковедов...

«Наша Версия» отмечает, что 2023 году Элтону Джону исполнилось 76 лет (он родился 25 марта 1947 года)! Не юбилей, но дата во всех отношениях достойная. Поздравляем! Желаем музыканту здоровья и новых творческих достижений!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.06.2023 11:15
Комментарии 0
Наверх