Ноябрь выдался богатым как на кинотеатральные, так и на сетевые новинки кино. Сегодня мы поделимся мнением о новом фильме Фрэнсиса Форда Копполы «Мегалополис» и политическом байопике «Ученик. Восхождение Трампа».
Мегалополис
(18+)
Реж. – Фрэнсис Форд Коппола
В ролях – Адам Драйвер, Джанкарло Эспозито, Натали Эммануэль, Обри Плаза, Шайа ЛаБаф, Джон Войт, Лоренс Фишбёрн, Талия Шайр, Джейсон Шварцман
Производство – США
Фантастическая фэнтези драма от культового режиссера Фрэнсиса Форда Копполы («Крёстный отец», «Апокалипсис сегодня», «Дракула»). Сценарий картины был написан еще в 80-х, но долгое время Коппола не мог найти времени и средств для его экранизации.
Фильм расскажет о городе будущего, который называется Новый Рим. Молодой амбициозный архитектор по имени Цезарь Катилина (Адам Драйвер) хочет превратить его в процветающий центр прогресса, но местный градоначальник Франклин Цицерон (Джанкарло Эспозито) вступает с ним в идейное противоборство.
Казалось, что Фрэнсис Форд Коппола завязал с режиссурой, так как последний его проект датируется 2011 годом и носит откровенно выраженный артхаусный характер. Очевидно, что лучшие свои работы Коппола снял еще в прошлом веке, тогда как в нулевых не выпустил ничего значимого и более-менее выдающегося. Поэтому новость о том, что пожилой мэтр решил взяться за старое, во многих киноманов вселила надежду. И опасение. Последнее обусловлено тем, что многие коллеги и ровесники Копполы, вроде того же Мартина Скорсезе или Ридли Скотта, снимают уже совсем не на том уровне, что в молодости. Относительно держат марку Стивен Спилберг да Джеймс Кэмерон со своими «Аватарами». Но Коппола не снимал фильмы более тринадцати лет. И, разумеется, это сказалось на качестве «Мегалополиса».
Опасения киноманов возросли, когда стало известно, что фильм снимался на деньги самого режиссера, а все крупные студии отказались отвечать за прокат «Мегалополиса». Коппола продал часть своего винодельческого бизнеса, чтобы снять эту картину, которая должна была стать его Magnum opus. Подобное он уже проворачивал при создании «Апокалипсиса сегодня», и это обернулось как финансовым успехом, так и репутационным. Но, как оказалось, снаряд не падает в одну воронку дважды: «Мегалополис» разгромили критики, а в мировом прокате фильм едва собрал на данный момент $13 млн. Разбираемся, чем же и насколько он плох.
Как можно было заметить, свои лучшие работы Коппола снимал по книгам, снискавшим определённую славу. «Крёстный отец» Марио Пьюзо, «Сердце тьмы» Джозефа Конрада и «Дракула» Брэма Стокера сами по себе были крепкими, проработанными произведениями, который талантливый постановщик (в лице самого Копполы) грамотно адаптировал под киноформат. Проблема в том, что не все грамотные постановщики являются грамотными сценаристами. Провал «Мегалополиса» как раз следствие именного этого умозаключения.
Коппола писал сценарий самостоятельно, и он получился откровенно плохим. С одной стороны, сюжет перегружен персонажами и событиями, с другой – не несёт в себе ничего нового. Его финальная мораль постулирует избитое «за всё хорошее против сего плохого», «прогресс – это хорошо, застой – плохо». Единственным любопытным моментом в сценарии является тезис, что Америка – наследница Римской империи. Но о всём том, как Коппола бездарно использовал античное наследие в своём фильме, можно написать целое эссе. Мы попробуем резюмировать вкратце.
За основу фильма берется противостояние Цезаря Катилины (имя скрещивает Гая Юлия Цезаря и Луция Сергия Катилину) и Франклина Цицерона (опять смесь Бенджамина Франклина и Марка Туллия Цицерона). Как в случае с последним, многие герои фильма носят имена, часть которых состоит из имён отцов-основателей США, а часть –древнеримских политиков. Исключением является лишь главный герой, имя которого состоит из частей имён двух бунтарей Древнего Рима: один из них потерпел поражение, второй пришел к недолговечному, но триумфальному успеху. Так вот, на этом все заимствования из античной истории заканчиваются. Хотя, как многие знают, реальное соперничество Цицерона и Катилины, а впоследствии Цицерона и Цезаря без кинематографических прекрас достойно самых лучших экранизаций. Режиссер мог бы просто перенести события прошлого в современность, и получился бы отличный политический триллер. Но здесь Коппола смешал воедино всё, взбил миксером и вывалил на большой экран.
Смотреть это кино интересно первые минут двадцать, пока он кормит зрителя отсылками к античной истории. Зритель, который в ней хоть немного разбирается, с нетерпением пытается предугадать, что случится на экране. Но фильм не переносит события прошлого, а рассказывает собственную историю. Вернее, пытается рассказать. Ведь, как мы уже отметили, история эта бессодержательна и просто пуста. Два с лишним часа нам показывают едва ли не нарезку разрозненных сцен, часть которых является фантазией или галлюцинациями главного героя. Зачем всё это зрителю? Вопрос открытый.
Не получилось у создателей этого фильма и тронуть зрителя драмой. Главный герой, по идее, – персонаж с трагической судьбой, который должен вызывать у зрителя симпатию или хотя бы сопереживание. Но ничего этого здесь нет. Адам Драйвер – замечательный актер, уважение к таланту которого мы не раз выражали. Но на этот раз он изобразил на экране не живого человека, а ходячий штамп, функцию. Это же касается в той или иной мере всех актёров. Они смотрятся вычурно ненатуральными. Ни один герой фильма не вызывает интереса, ни за кем не хочется наблюдать.
А ведь здесь потенциально было на кого посмотреть. Коппола затащил в свой проект как бывалых представителей старой гвардии вроде Джона Войта, Дастина Хоффмана и Лоуренса Фишбёрна, так и относительно молодых звёзд Голливуда, как Натали Эммануэль и Обри Плаза. Приятно порадовало возвращение в большое кино Шайи ЛаБафа, чья роль здесь особо колоритна на фоне других. Это не говоря о главном актёре, чья карьера находится сейчас на пике. Но никто из них не был в силах спасти провальный, рыхлый и бессвязный сценарий. В некоторых моментах лента напоминала дешевые поделки категории «Б».
Визуальный ряд фильма также крайне неоднороден. Некоторые сцены сняты с незаурядным чувством вкуса и трепетным вниманием к деталям, некоторые же отдают халтурой, вычурностью и дешевизной. Последнее особенно странно, ведь бюджет фильма составил $120 млн, сумма не большая по современным голливудским меркам, но уж точно не маленькая для весьма локальной драмы без масштабных экшн-сцен или огромного количества компьютерных эффектов. Но даже для этой суммы фильм местами смотрится дешево, отдавая атмосферой телефильмов середины «нулевых».
Рваный сценарий, нулевая драматургия, растраченный актёрский потенциал, поверхностные аллегории и банальный нарратив – вот некоторые из причин, почему ни одна крупная студия не захотела заниматься кинопрокатом «Мегалополиса». Коппола снял фильм для себя, закрыв, возможно, некоторые гештальты из своего прошлого. Почему никто из близких, друзей или коллег не сказал, что у него получилась чепуха на постном масле, а не шедевр, который полюбят зрители? Вопрос открытый.
Эпикриз: Если резюмировать кратко, это кино можно охарактеризовать как претенциозный и в то же время бессодержательный артхаус за $120 млн. Бесславная попытка культового режиссера вернуть себе былую славу. К просмотру не рекомендуем. Лучше почитайте про реальное противостояние Цицерона и Катилины, трагедию Марка Красса, взлёт и падение Гнея Помпея, приход к власти Юлия Цезаря и закат республики… – это в сто раз интереснее любого фильма.
В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Мегалополис» (2024), реж. – Фрэнсис Форд Коппола.
Ученик. Восхождение Трампа
(18+)
Реж. – Али Аббаси
В ролях – Себастиан Стэн, Джереми Стронг, Мартин Донован, Мария Бакалова, Катрин МакНалли, Чарли Каррик, Бен Салливан, Марк Рендалл, Джо Пинг
Производство – Канада, Дания, Ирландия
Биографическая драма, которая в оригинале называется просто «Ученик». Режиссером стал Али Аббаси («Шелли», «На границе миров», «Убийца «Священный паук»»).
На дворе бурные 70-е. Молодой и амбициозный бизнесмен Дональд Джей Трамп (Себастиан Стэн) занимается торговлей и сдачей недвижимости в аренду на Манхеттене. Дела его идут ни шатко, ни валко: правительство подаёт на него в суд из-за дискриминации темнокожих квартиросъёмщиков. Чтобы выйти сухим из воды, Трамп нанимает беспринципного одиозного адвоката Роя Кона (Джереми Стронг), который посвящает неопытного дельца в суровые правила игры серьёзных людей с большими деньгами.
Оригинальное название картины – «Ученик», а «Восхождение Трапма» – творчество российских локализаторов. На первый взгляд фильм напоминает предвыборную агитку штаба Демократической партии в преддверии выборов президента. Но выборы прошли, Трамп, как известно, вернулся в президентское кресло, а фильм остался в прокате. Поэтому сейчас уже расценивать его как антитрамповскую пропаганду как минимум нецелесообразно. Тем более что многие моменты в нём выглядят достаточно правдоподобно в силу своей нелицеприятности. Так ли было на самом деле – вопрос спорный, никто уже точно не скажет. И тем не менее этой картине есть что рассказать своему зрителю.
Смотреть эту ленту стоит абстрагировавшись от современных реалий. Али Абасси показал не весь путь восхождения акулы бизнеса, но переломный момент в его биографии. А именно знакомство с Роем Коном. Он ввёл его в круг влиятельных людей, а также научил правилам поведения в этой среде, которая сразу перемалывает слабых и неуверенных людей. На глазах у зрителя главный герой становится тем, кем он является сейчас – бескомпромиссным, жестким, властным и целеустремлённым. Его честолюбие и алчность получают средства, с помощью которых можно достигнуть целей. Разумеется, придется решить ряд возникающих на пути проблем. Но реальность показывает, что решать проблемы Дональд Трамп умеет превосходно, как никто.
Для байопика этот фильм имеет высочайший уровень динамики. Грамотный монтаж перемешивает сцены из личной жизни Трампа, его бизнеса и политических коллизий. Они не тратят время зрителя попусту, а сразу четко и ясно показывают то, что должны. Здесь нет провисающих сцен, намеренно затянутых филерных элементов, которые вставлены ради продления хронометража или придания мнимой глубины и напускного драматизма. Фильм быстро проводит зрителя через основные этапы восхождения своего протагониста: как он становится первым человеком в Нью-Йорке и выходит на мировой уровень. Его имя становится брендом, он затмевает славу своего отца, начинает интересоваться политикой, тяготеет к Рональду Рейгану (по чьим стопам впоследствии пойдет).
Для Себастина Стэна это очень серьезная, сильная роль. Он показал эволюцию персонажа из неуверенного зелёного юнца, четко следовавшего указке своего наставника в лице Роя Кона, до главы корпорации, который непоколебим в своих решениях и устремлениях. Стэн перенимает мимику и жестикуляцию Дональда Трампа, его манеру общаться с людьми, держаться на виду. Гримм и парик хорошо дополняют насыщенный образ главного героя. Нельзя сказать наверняка, но для Себастиана Стэна эта роль может обернуться номинацией на Оскар.
Картинка ленты снята в ретро-стиле того времени, в котором происходит действие. Фильм стартует в 70-х, затем переходит в 80-е и в финале – в 90-е. Так и визуальный ряд постепенно эволюционирует согласно демонстрируемой эпохе. Это может быть не очень заметно, но добавляет очков оригинальности ленте. Работа оператора максимально не современна, отчего априори заставляет смотреть за происходящим внимательнее – только потому, что лента своей формой отличается от большинства современных глянцевых байопиков. Прибавить к этому интересный сюжет, органичный монтаж и зажигательный саундтрек – и на выходе получаем одну из лучших биографических картин этого года. Всё вышеперечисленное компенсирует недостаток драмы, которую авторы даже не пытаются придать своему творению, ведь все и так прекрасно осведомлены, как сложилась судьба главного героя этого фильма.
Эпикриз: несмотря на явный политический привкус, этот фильм вышел неплохим зрелищем для всех поклонников жанра. Сам Дональд Трамп фильм не оценил, что может служить дополнительной мотивацией с ним ознакомиться.
Хороших выходных и приятного просмотра!