// // Запад рискует уступить Китаю в споре за будущее Евразии

Запад рискует уступить Китаю в споре за будущее Евразии

723

Экспорт китайской модели

Запад рискует уступить Китаю в споре за будущее Евразии
В разделе

В 2016 году продолжилось историческое противостояние конкурирующих моделей развития, то есть стратегий содействия экономическому росту. Китай с одной стороны, США и некоторые западные страны с другой. Несмотря на то, что это «соревнование» было в значительной степени скрыто от глаз общественности, исход определит судьбу Евразии на десятилетия вперед.

Большинство на Западе знают, что рост Китая существенно замедлился - последние десятилетия он составлял более 10% в год, тогда как в прошлом году сократился на 7% (а, возможно, даже больше). Власти, впрочем, не смирились с происходящим, и активно работают над переходом от экспортно-ориентированной модели к стимуляции внутреннего потребителя.

Один пояс, один путь

В планах Китая также присутствует и широкий внешний аспект. В 2013 году президент Си Цзиньпин объявил массовую инициативу под названием «Один пояс, один путь», которая призвана трансформировать экономическую основу Евразии. Компонент «Один пояс» включает в себя прокладку железнодорожных линий из западного Китая через Центральную Азию в Европу, на Ближний Восток и Южную Азию. Странно названный компонент «Один путь» включает в себя порты и терминалы, которые позволят увеличить морские перевозки из Восточной Азии. Страны региона смогут отправлять товары по суше, а не через два океана, как это происходит в настоящее время.

Учрежденный по инициативе Китая Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (AIIB), к которому ранее в этом году США отказались присоединиться, предназначен, в частности, для финансирования проекта «Один пояс, один путь». Но инвестиционные потребности проекта намного превышают возможности нового учреждения.

В самом деле, «Один пояс, один путь» представляет собой поразительное отклонение от традиционной китайской политики. Впервые Китай стремится экспортировать свою модель развития в другие страны. Китайские компании, конечно, были очень активными в Латинской Америке и Африке, южнее Сахары, инвестируя в сырьевые товары, добывающую промышленность и инфраструктуру, необходимые Китаю. Но «Один пояс, один путь» отличается от того, что мы видели ранее: его цель заключается в создании промышленного потенциала и потребительского спроса в странах за пределами Китая. Вместо добычи сырья Китай стремится переместить свою тяжелую промышленность в менее развитые страны, что сделает их богаче и подымет спрос на китайскую продукцию.

Особенности китайской модели

Модель развития Китая отличается от той, что в настоящее время популярна на Западе. Она основана на масштабных государственных инвестициях в инфраструктуру, которая способствуют промышленному развитию - дороги, порты, железные дороги, электроэнергетику, аэропорты. Американские экономисты осуждают подобный путь из-за опасений коррупции и конфликта интересов в условиях столь активного участия государства. В последние годы европейская и американская стратегия развития сосредоточилась на крупных инвестициях в области общественного здравоохранения, расширения прав и возможностей женщин, поддержке глобального гражданского общества, а также мерах по борьбе с коррупцией.

По теме

Хотя цели, преследуемые западными странами, весьма похвальны, ни одному из государств не удавалось разбогатеть, инвестируя только в эти направления. Здоровье населения является важным фоновым условием устойчивого роста, но если больницам не хватает электричества и чистой воды, или отсутствуют хорошие дороги, ведущие к ним, они не принесут много пользы. Стратегия Китая, основанная на инфраструктуре, на удивление хорошо показала себя в самом Китае, и стала важным компонентом, реализуемым другими странами Восточной Азии, от Японии до Южной Кореи и Сингапура.

Чья модель победит?

Главный вопрос для будущего мировой политики прост: чья модель победит? Если проект «Один пояс, один путь» будет соответствовать ожиданиям китайских властей, вся Евразия - от Индонезии до Польши, преобразится уже в следующем поколении. Китайская модель будет процветать за пределами Поднебесной, повышая доходы иностранных государств, и, как следствие, спрос на китайские товары, тем самым заменив стагнирующие рынки в других частях света. Загрязняющие отрасли также переместятся в другие части мира. Центральная Азия больше не будет периферией мировой экономики, а станет ее центром. При этом китайская форма авторитарного правительства докажет свою эффективность, что негативно скажется на демократии во всем мире.

Но есть веские причины сомневаться в том, что проект «Один пояс, одна дорога» будет успешным. Экономический рост, опирающийся на инфраструктурные проекты, до сих пор показывал хорошие результаты в Китае, потому что там правительство контролирует политическую обстановку. Но подобная система не будет работать в других странах, где нестабильность, конфликты и коррупция станут мешать ее реализации.

В самом деле, Китай уже столкнулся с недовольством потенциальных партнеров, националистически настроенными законодателями, и непостоянством союзников в таких местах, как Эквадор и Венесуэла, куда уже вложено немало средств. С учиняющими беспорядки мусульманами в провинции Синьцзян Пекин, в основном, управляется посредством запретов и репрессий. Подобная тактика не будет работать в Пакистане или Казахстане.

Это не означает, однако, что США и другие западные правительства должны сидеть сложа руки и ждать провала Китая. Стратегия масштабного развития инфраструктуры, возможно, достигла своих пределов внутри Китая, и не сможет работать в зарубежных странах. Но она по-прежнему имеет решающее значение для роста мировой экономики.

В 1950-х и 1960-х годах США активно строили крупные плотины и дорожные сети, пока такие проекты не вышли из моды. Сегодня США сравнительно немного могут предложить развивающимся странам в этом отношении. Инициатива президента США Барака Обамы «Энергия Африки» хороша, но она воплощается в жизнь медленно, а усилия по созданию порта Форт-Либерте на Гаити и вовсе потерпели неудачу.

США должны были стать одним из основателей AIIB; они все еще могут присоединиться к организации, подтолкнув Китай к более активному соблюдению международных стандартов в области защиты окружающей среды, условий труда. В то же время США и другие западные страны должны спросить себя, почему инфраструктуру стало так трудно развивать, не только в развивающихся странах, но и у себя дома? Если Запад этого не сделает, он рискует уступить будущее Евразии и других важных частей света Китаю и его модели развития.

Опубликовано:
Отредактировано: 16.03.2016 15:15
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх