Версия // Культура // 2015 год - год литературы в России завершился

2015 год - год литературы в России завершился

3551

Игра в классики. Часть 4

В разделе

Итак, мы продолжаем тему нашего независимого журналистского расследования о российском книгоиздании. Снова вспомним немного истории, что необходимо для перехода к более детальным проработкам вопроса, ибо без этого будет непонятно, - почему ситуация в издательском деле сегодня весьма непростая.

Почти все из работающих сегодня крупных современных российских издательств были организованы в начале 1990-х годов. Большинство издателей занимались до этого различными видами бизнеса, решившись на смену направления деятельности, начав «с нуля» свое книжное дело. Многих из них объединяла любовь к книгам, потребность в поиске своего вида бизнеса, к которому у людей была склонность и который приносил бы деньги. Не мной замечено, что в начале 1990-х менять направления в бизнесе было достаточно легко.

Так, лишь к середине 1990-х современный российский книжный рынок, а вместе с ним и книжный бизнес, начали постепенно формироваться как таковые. Рынок стал более позиционирован. Образовался цивилизованный подход. Случайные люди, пришедшие в книжный бизнес, «срубить» денег «по-легкому», ушли в другие деловые сферы.

Издать книгу в 2015 году легко! Но построить с нуля книжный бизнес сегодня гораздо труднее, чем двадцать и даже десять лет назад. В начале девяностых (после макулатурных эпопей семидесятых и восьмидесятых годов) люди скупали книги как одержимые, читали все подряд.

Детективы и фантастика издавались миллионными тиражами. В год можно было продать книг одного востребованного автора до миллиона экземпляров. И такая ситуация сохранялась до 1996 года. Постепенно рынок стал более сегментирован, среди книг появился выбор, что нормально. Смена возрастного поколения читателей также определенным образом отразилась на книжном бизнесе.

Замечено, что люди сегодня меньше читают. Читатель стал более разборчив. Книги стало труднее продавать.

К примеру, в девяностых, взяв торговую точку в СК «Олимпийский», можно было, издав книгу, продать за пару недель (а то и дней) весь тираж. Сегодня в силу ряда формальных вещей, это не получится. Необходимо разрешение, надо знать, где встать. СК «Олимпийский» превратился из книжной ярмарки в книжный клуб. Раньше люди приезжали с грузовыми фурами со всей страны и старались их заполнить книгами. Сегодня такого нет.

Принятие решения о выборе автора или темы принимается издателями по разным причинам. Раньше издатели могли позволить себе роскошь не ставить себя в жесткие рамки. Основным направлением было то, что было интересно лично им. Бывает, к примеру, так, что посмотришь фильм и рекомендуешь его знакомым. Есть желание поделиться. Так же и с книгой. Прочитал – интересно. Надо издавать. Например, есть среди авторов раскрученные имена и «бренды». Тиражи таких книг уходили и уходят легко, что позволяло издательствам экспериментировать, выпускать книги тех авторов, чьи имена были совсем не раскручены. Сегодня редко кто из издателей идет на такой риск. Подход очень избирательный и осторожный.

Известно, что существует условное деление книг на книги «для души», «для престижа», «для бизнеса». Причем, книги «для души» часто бывают убыточными. В издательской практике иностранных издательств считается нормальным, если из трех выпущенных книг, одна становится окупаемой. Важно, чтобы у издательства была определенная база. Как авторская, так и читательская. Бывает, что издательства иногда ошибаются в выборе темы и автора, но важно понять, были ли ошибки обоснованными. Не продалась книга, - ничего страшного, издадим другую. Наличие популярных авторов в «портфеле» издательства означает то, что тиражи их книг будут находиться в «импринте», то есть они востребованы читателями и постоянно допечатываются. Главное, следить за тем, чтобы на складе присутствовало некоторое их количество.

Сегодня издатели понимают механизмы «продвижения товара». Работают специально обученные люди, проводятся презентации, висят постеры. А вплоть до 1998 года ничего такого не было. Стояли книжные стеллажи, на них - книги и всё. До этого висела лишь реклама канцелярских товаров. Совершенно не было освоено пространство при кассах. А выкладка книг при кассах увеличивает их продажи до 50%, как замечено маркетологами. В 2015 году что так надо работать, понимают все, а в девяностых само понятие «мерчендайзинг» было в диковинку! Все технологии (продаж или издательские) российские издатели проходили сами, на своём опыте решая задачи и выстраивая издательские концепции.

Тем не менее, возникли новые проблемы, с которыми сталкиваются и продолжают сталкиваться многие российские издательства. Год, посвященный литературе, высветил их более объемно. К ним относятся: нерациональное налогообложение, слаборазвитая система дистрибуции в книжной торговле. И, как следствие, сильное подорожание книг (из-за роста цен на бумагу и технологическое производство в целом), отсутствие их шаговой доступности. Весьма небольшое желание основной части издателей работать с российскими авторами (многим проще купить лицензию на издание иностранной книги за рубежом), засилье бульварной литературы, падение тиражей, ухудшение качества книжного перевода, полиграфического дизайна и иллюстративного наполнения. Как их решают и справляются с ними различные российские издательства, какие подходы применяют при этом? Об этом и поговорим в дальнейшем.

(продолжение следует)

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 24.12.2015 13:18
Комментарии 0
Наверх