Версия // Бизнес // Без институциональных реформ Россия не сможет много заработать на приватизации госкомпаний

Без институциональных реформ Россия не сможет много заработать на приватизации госкомпаний

2179

Новый раунд распродаж

В разделе

Из-за низких цен на нефть и, в некоторой степени, западных санкций, финансовое положение России стремительно ухудшается, вынуждая правительство принимать все более решительные меры по сдерживанию роста дефицита бюджета. Государственные расходы уже были сокращены на 8% в реальном выражении в этом году, по отношению к 2015 году. Это большое, но недостаточное сокращение для сбалансирования бюджета. Действительно, если цена на нефть остается в пределах $30-35 за баррель, дефицит составит около 6% ВВП.

Бюджету нужен «план Б»

В связи с тем, что объем резервного фонда, являющийся страховкой на «черный день», составляет лишь 4,5% от ВВП, а доступ к международным финансовым рынкам ограничен, России срочно нужен бюджетный «план Б».

Хорошая новость заключается в том, что правительство России, кажется, признает это. В январе власти объявили о дополнительном бюджетном сокращении в размере около 1% ВВП. Еще важнее то, что правительство будет пытаться поднять ВВП еще на 1,5% (один триллион рублей или $13 млрд), путем приватизации государственных компаний. В том числе наиболее ценных, таких как Роснефть (крупнейшая нефтяная компания в стране), алмазная монополия АЛРОСА, и флагман авиаперевозок Аэрофлот.

Конечно, президент Владимир Путин обозначил несколько важных ограничений этих потенциальных продаж: правительство не будет реализовывать контрольные пакеты акций; сделки не могут финансироваться за счет кредитов государственных банков; и покупатели не могут быть зарегистрированы за пределами юрисдикции России. Тем не менее, этот план приватизации может стать важным шагом на пути к сокращению избыточных объемов государственной собственности в России, где правительство контролирует командные высоты в таких областях экономики как энергетика, горнодобывающая промышленность, производство электроэнергии, финансовые услуги и транспорт.

Вопрос приватизации поднимается не впервые

Россия ранее уже заявляла о новом раунде приватизации. Во время своего президентства Дмитрий Медведев пообещал отменить экспансию госкомпаний, начавшуюся в середине 2000-х, и приватизировать все «нестратегические» фирмы. В 2012 году, в первый день своего второго пребывания на посту президента, Владимир Путин подписал указ «О долгосрочной государственной экономической политике», в котором была оговорена практически полная приватизации всех государственных активов до 2016 года.

Очевидно, что план не был выполнен. Если бы это произошло, Россия получила бы гораздо больше от приватизации, чем в настоящее время. В конце концов, в 2012 и 2013 годах цены на активы в долларовом выражении были более чем в два раза выше текущих уровней. Установленные ограничения на иностранное владение и кредитование государственными банками (которые доминируют в российской финансовой системе) могут еще сильнее снизить доходы от приватизации.

Госкомпании готовы выполнить приказ

Игорь Сечин, генеральный директор Роснефти, заявил, что он предпочел бы отложить приватизацию до тех пор, пока цена на нефть не вернется к $100 за баррель. Но он готов следовать указаниям Путина (своему бывшему коллеге по КГБ). А Путин, считающий приватизацию полезной даже при более низких ценах (поскольку она будет способствовать повышению эффективности), похоже, готов отдать эти приказы.

Решение Путина сохранить за правительством контрольные пакеты акций госкомпаний помогла ему заручиться поддержкой их руководителей - оно снимает обеспокоенность действующего руководства перед возможным переформатированием топ-менеджмента. Конечно, такой подход также ослабит структурный эффект приватизации, но даже продажа миноритарных пакетов обещает повысить уровень прозрачности и корпоративного управления.

По теме

Высокая цена за миноритарный пакет

Все это не означает, что доходы российскому бюджету не так важны. Наоборот, если приватизация не повысит доходы бюджета или эффективность, общественность, вероятно, сочтет ее незаконной. В этот момент правительство может рассчитывать на народную поддержку экспроприации части или всего имущества новых акционеров путем национализации, чрезмерного налогообложения или регулирования.

Предвидя такой исход, новые акционеры могут попытаться скрыть доходы и не вкладывать средства в компании, далее препятствуя повышению эффективности и создавая порочный круг общественного недоверия к частной собственности. На самом деле, эти ожидания уже могут быть достаточно сильными, снижая готовность частных инвесторов платить высокую цену за миноритарные пакеты акций.

Судьба приватизации

Еще одной особенностью экономической среды, которая может ограничить доходы от приватизации, являются санкции США и ЕС - ограничительные меры, которые могут быть ужесточены в случае эскалации конфликта на Украине. В этом смысле успех предстоящего раунда приватизации зависит от взаимодействия России с остальным миром.

Еще одним важным фактором, от которого зависит судьба приватизации, является сила и качество ее правовых институтов. Если правительство проведет структурные реформы, которые усилят защиту частной собственности и обеспечат верховенство закона, новые акционеры могли бы ожидать более высокой доходности, и, таким образом, были бы готовы платить больше за активы. Это поможет разорвать порочный круг, в котором цены на активы низки, как и легитимность частной собственности.

Россия готовится много заработать на приватизации, но без институциональных реформ этот раунд приватизации может выглядеть как один из тех, что был проведен в 1990-х годах. Тогда слишком низкие цены не позволили правительству решить финансовых проблем, а также укрепить легитимность частной собственности. Отказавшись приватизировать контрольные пакеты, правительство также может не справиться с задачей повышения экономической эффективности.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.03.2016 18:29
Комментарии 0
Наверх