// // Во имя экологии центр столицы закроют для старых машин, а парки – для строителей

Во имя экологии центр столицы закроют для старых машин, а парки – для строителей

377

Город засад

Во имя экологии центр столицы закроют для старых машин, а парки – для строителей
В разделе

В ближайшее время в Москве может быть принята отдельная программа по приведению в порядок всех столичных природных территорий. Такое предложение высказал на последнем заседании городского правительства мэр Юрий Лужков. Инициатива более чем своевременная: хотя Москву и называют одним из самых зелёных мегаполисов в мире (почти треть городской территории покрыта парками, скверами и газонами), но качество этих зелёных насаждений, мягко говоря, весьма неважное. В скором времени ожидаются и другие природоохранные меры, связанные со снижением технологической и людской нагрузки на московскую природу.

На прошлой неделе в мэрии обсуждали ход реализации схемы сохранения и развития природного комплекса, разработанной ещё более 10 лет назад. Как выяснилось, далеко не все планы удалось претворить в жизнь. В частности, слишком медленно происходит присвоение отдельным участкам московской зелени статуса особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Дело это важное, потому как ООПТ – парки, наиболее защищённые законом от вторжения застройщиков. Наверстать упущенное предполагается в ближайшие три года: за это время в городе во всех административных округах появятся аж 32 новые ООПТ. В результате общая площадь «зелёнки» с повышенным охранным статусом увеличится с нынешних 16,6 тыс. гектаров до 22,7 тыс. гектаров.

Это весьма значительная цифра. Однако важно не то, сколько парков, а то, что это за парки. С этим в Москве наибольшие проблемы.

Более четверти общей площади территорий, включённых в «зелёные границы», на деле занимают улично-дорожные сети и технические зоны. В столичных парках – большое количество непрофильных объектов (в особенности гаражей и автостоянок), вывод которых идёт с большим трудом. Более того, регулярно в состав природоохранных зон включаются участки, скажем так, не очень природные – со степенью озеленения ниже нормативной (70%).

Есть и ещё одна проблема — значительное количество так называемых корректировок границ природного комплекса. Что это значит: правительство Москвы или частный инвестор намерены разместить на территории парка объект капитального строительства (жилой дом, скажем). Строить в парке проблематично из-за законодательных ограничений, просто отрезать кусок земли и лишить его природоохранного статуса вообще нельзя. И тогда выпускается постановление о корректировке границ. Кусочек отрезают, но с равнозначной по площади компенсацией. На деле нередко выходит, что вместо засаженного деревьями участка к парку прирезают какой-нибудь кусок газона. Что, конечно, на общем качестве столичных природных территорий сказывается далеко не лучшим образом.

С 2003 по 2007 год в столице было проведено более шести десятков таких корректировок границ с целью последующей застройки. Ещё в прошлом году мэр Лужков заявил, что с этой практикой пора закругляться. На последнем заседании правительства Москвы он ещё раз повторил эту директиву. А заодно добавил: «Нужно работать по приведению в порядок всех природоохранных зон. Ресурсы для этой работы есть». Мэр привёл в пример крупные природные территории, облагороженные в последние годы: Коломенское, Царицыно, Кузьминки.

Остаётся надеяться, что найдутся у города ресурсы и для другой важной работы – инвентаризации всех зелёных насаждений города. Дело в том, что пока более-менее достоверная информация у властей есть по деревьям и кустам, растущим на природных территориях I и II категории (насаждения вдоль магистралей, памятники садово-паркового искусства, городские лесопарки, озеленённые объекты общего пользования местного значения). А вот зелень в жилых кварталах (III категория) пока никто и не вносил в единую информационную базу. Между тем деревья и кустарники – зачастую основной источник чистого воздуха для местных жителей, особенно в районах плотной сложившейся застройки. Отсутствие информации об этих насаждениях снижает возможность контроля над их состоянием. Неудивительно, что вырубка дворовых скверов позарившимися на участок земли инвесторами – вполне обычное в Москве дело.

По теме

О первых шагах по приведению парков в порядок сообщил уже на следующий день после заседания столичного правительства глава Департамента природопользования и охраны окружающей среды Леонид Бочин. А если точнее, о снижении антропо-техногенной нагрузки на них.

В этом году столичные власти введут запрет на въезд автомобилей на территорию одного из крупнейших парков – «Серебряного Бора». «Мы запретим въезд на территорию Серебряного Бора автомобилистам, потому что автомобили наносят вред такому экологическому месту, как Серебряный Бор», – сказал Бочин. Исключение сделают лишь для жителей самого Серебряного Бора: они по-прежнему смогут пользоваться личными машинами. А для всех остальных, рассказал глава департамента, столичные власти уже закупили восемь специальных электропоездов, которые будут доставлять желающих к месту отдыха.

Кстати, предполагается в ближайшем будущем закрыть и сквозной проезд транспорта через парк «Сокольники», а планируемую на территории Лосиного Острова магистраль мэр Москвы предложил прокладывать под землёй. В общем, в противостоянии цивилизации и природы последняя начала одерживать маленькие победы.

Автомобилистов столичные власти прижмут не только в парках: По отношению к грузовикам такие правила уже действуют. Есть, конечно, проблема: как гаишнику на глазок определить класс автомашины, дабы задержать нарушителя. Но Леонид Бочин уже объявил, кому с осени не стоит пытаться проехать через центр города: «Могу сказать с уверенностью, что все первые выпуски «Жигулей» вплоть до седьмой модели не дотягивают до класса «Евро-2».

Одновременно с борьбой против старых неэкологичных автомобилей московские власти решили стимулировать экологичный транспорт. Об идеях Юрия Лужкова касательно создания в городе парка электромобилей писалось уже много: дело это пока слишком дорогостоящее и хотя бы поэтому в ближайшие годы вряд ли реализуемое.

За дело взялись с другого конца: по словам Бочина, в ближайшее время выйдет распоряжение правительства Москвы, по которому всем желающим купить малолитражный автомобиль (объёмом двигателя до 1,2 литра и длиной до 3,5 метра) подарят специальную топливную карту на 26 тыс. рублей. Сумму, по словам Бочина, рассчитали исходя из годовой потребности в топливе. А чтобы снизить риск подделки карты или иных нечестных операций с подарком, предполагается, что расплатиться за бензин по ней владельцы новых малолитражек смогут только на определённых автозаправках. Возможно, получить карту можно будет уже летом этого года.

Готовится и ещё один бонус для покупателей небольших автомобилей. «Мы прорабатываем вопрос о 50-процентной скидке на стоимость парковки таких автомобилей, особенно в центральной части города», – заявил Бочин. Столичные власти надеются, что с помощью подобных мер удастся значительно увеличить количество малолитражек на улицах города. Пока таких автомобилей лишь менее 5% общего объёма автопарка жителей Москвы.

Опубликовано:
Отредактировано: 02.06.2008 12:40
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх