Версия // Общество // Борьба с табаком приведёт к увеличению его потребления

Борьба с табаком приведёт к увеличению его потребления

1747

Курим на смех

Коллаж Елены Клименко
В разделе

В Госдуме прошло второе чтение так называемого техрегламента на табачную продукцию. Отдельные аналитики уже поспешили заявить о том, что готовящийся документ фактически был написан чуть ли не под диктовку крупных табачных корпораций. Действительно, изначально предполагалось введение достаточно жёстких правил игры на табачном рынке, а в итоге получается весьма либеральное постановление. Ситуация осложняется еще и тем, что если техрегламент будет принят в его нынешнем виде, то соблюдение положений международной Конвенции ВОЗ о борьбе с табакокурением, которую Россия ратифицировала в апреле этого года, окажется под сомнением. Правда, в итоге от этого выиграют потребители табака: резкого повышения цен можно не опасаться.

Основные положения конвенции должны заработать уже в ближайшие три-пять лет – именно такое время отведено странам – участницам Конвенции ВОЗ для приведения национального законодательства в соответствие с положениями этого международного документа. Однако уже сегодня тексты конвенции и проекта техрегламента расходятся по ряду принципиальных моментов. В частности, конвенция предусматривает, что размер предупреждающей надписи о вреде курения должен быть не менее 50% площади пачки, а наш техрегламент ограничивается 30%. Конвенция запрещает использование таких терминов, как «с низким содержанием смол», «лёгкие», «мягкие» и т.п. В российском документе подобные нормы не прописаны вовсе. По мнению председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, данный техрегламент не только не осложнит, но, напротив, существенно облегчит жизнь производителям сигарет. По его словам, вся табачная промышленность сегодня уже работает по тем правилам, которые прописаны в проекте техрегламента. То есть документ призван законодательно закрепить нормы, которые табачники сами для себя уже давно сформулировали. Это обстоятельство, по словам Дмитрия Янина, указывает на то, что законопроект был «написан» табачной индустрией, а именно ассоциацией «Табакпром».

Сами табачники отрицают свою причастность к разработке техрегламента. «Мы не авторы этого документа. Но, как это принято в цивилизованных странах, законодатели обращались к представителям табачной индустрии в лице «Табакпрома» за отзывами», – поясняет директор по корпоративным отношениям British American Tobacco Russia Александр Лютый. По его словам, некоторые расхождения в текстах техрегламента и конвенции связаны с тем, что техрегламент составляется с учётом национальных особенностей России и состояния российского табачного рынка. Не случайно в конвенции говорится о том, что выполнение её пунктов должно происходить в соответствии с особенностями каждой из стран.

О национальных особенностях табачники вспомнили не случайно. Дело в том, что в большинстве стран мира за последние годы табачное законодательство существенно ужесточило правила работы табачной промышленности. Практически везде действуют ограничения на рекламу сигарет, проводится достаточно жёсткая акцизная политика (к примеру, в Европе в пачке сигарет за 5 евро 4,5 евро составляет акциз), не говоря уже о том, что Россия сегодня чуть ли не единственная страна, в которой предупреждающие надписи о вреде курения пишутся мелкими буквами внизу пачки.

Подобные правила, которые, возможно, многим курильщикам могут показаться пустыми формальностями, на самом деле достаточно больно ударили по международному табачному бизнесу. Достаточно сказать, что, к примеру, запрет на рекламу вынудил табачников не уменьшать, а, напротив, увеличивать рекламные бюджеты. Единственно возможными средствами общения с потребителями сегодня во многих странах оказались только места продажи и Интернет. Причём с Интернетом дела тоже обстоят не так-то просто. Фактически большинство сайтов табачных компаний оказываются закрытыми ресурсами, зарегистрироваться на которых можно, только прислав владельцам сайта отсканированную копию паспорта или удостоверения личности, – таким образом в мире соблюдается правило о том, что табачные корпорации имеют право «общаться» только с совершеннолетними потребителями.

По теме

Реклама в местах продажи – ещё более сложное и затратное мероприятие. Чтобы выделяться на фоне конкурентов, производителям постоянно приходится придумывать новые дизайны пачек, проводить ребрендинг, расширять торговую линейку. Все эти меры, естественно, не могут не отражаться на кошельках потребителей.

В неофициальных беседах представители табачной промышленности признают, что в своё время введение жёстких правил в странах Евросоюза привело к существенным финансовым потерям. По неофициальным подсчётам, введение многочисленных ограничений стоило табачникам 20% прибыли. Чтобы сделать свою продукцию более доступной для потребителей, в некоторых странах Европы табачники были вынуждены пойти на то, чтобы расширить свои торговые линейки посредством выпуска так называемого табака для «роллов», а проще говоря, самокруток. Сегодня на прилавках многих европейских магазинов уже можно обнаружить даже сигареты «Мальборо», продающиеся вроссыпь. Стоимость такой продукции, как правило, на 2—3 евро ниже, чем обычных сигарет.

Увеличение акцизов на сигареты планируется и в России. Однако, если ситуация будет развиваться по разработанному ныне сценарию, едва ли можно будет ожидать, что цены на табак в России и Европе в ближайшие несколько лет сравняются. Сейчас

«Такое увеличение отвечает условиям рынка и покупательной способности россиян», – уверен Александр Лютый.

«Сейчас акциз с пачки сигарет ценой 30 рублей составляет 3 рубля. Это издевательство», – негодует член Комитета ГД по экономполитике и предпринимательству Владимир Мединский. Между тем, по подсчётам аналитиков рынка, 20-процентное увеличение акцизов влечёт за собой 10-процентное подорожание пачки сигарет. Нетрудно подсчитать, что в абсолютных цифрах речь идёт о подорожании на несколько рублей. Становится понятно, почему представители большинства табачных корпораций с завидным постоянством горячо поддерживают предлагаемые правительством программы по проведению акцизной политики.

«Мы выступаем за повышение акцизов на табачную продукцию в России, так как цены на сигареты здесь действительно достаточно низкие, особенно по сравнению со странами Западной Европы, – рассуждает Александр Лютый. – Однако повышение акцизной нагрузки непременно должно быть постепенным и умеренным, чтобы не привести к разбалтыванию рынка и увеличению нелегального оборота табачной продукции». О нелегальном обороте стоит сказать отдельно: по данным официальной статистики МВД, объём нелегального рынка сигарет в России вполне укладывается в размер статистической погрешности и не превышает 2—3%.

Пока же все предпринятые в России законодательные ограничения на производство и продажу сигарет не оказали сколько-нибудь существенного влияния на табачную промышленность. В частности, введение максимальной розничной цены (МРЦ) на продажу сигарет сыграло скорее положительную роль. Сегодня во многих крупных торговых сетях сигареты нередко продаются даже дешевле МРЦ. Кроме того, чёткое определение МРЦ сыграло на руку не только потребителям, но и производителям: если раньше правительство повышало акцизы на табак всякий раз, когда было необходимо увеличить бюджетные поступления, то теперь вопрос о повышении акцизов и соответственно цен на сигареты чётко регламентирован. Именно поэтому, кстати, все участники рынка изначально выступали за то, чтобы Россия ратифицировала Конвенцию ВОЗ по борьбе с табаком – таким образом, в России появятся чётко прописанные правила игры для отрасли. А уж о том, чтобы эти правила были удобны производителям, похоже, уже позаботились.

Что же касается рекламы табака, которая сегодня уже практически исчезла, то это, похоже, не оказало существенного воздействия на работу отрасли. Как признаются сами участники рынка, число курильщиков в России постоянно растёт, при этом растёт потребление именно дорогих сигарет премиум-класса. Так что даже если представить, что все готовящиеся меры по ограничению деятельности производителей табака действительно будут реализованы, то максимальный эффект, который может быть достигнут, – это изменение структуры потребления, но не объёма.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 28.05.2008 12:54
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх