Версия // Общество // Столичные пробки непобедимы?

Столичные пробки непобедимы?

1839

Добровольное заторничество

Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Руководитель Департамента транспорта и связи города Москвы Василий Кичеджи уверенно пообещал, что московские водители почувствуют улучшение транспортной ситуации в городе уже в марте 2011 года. Правда, когда номер подписывался в печать, чиновника-оптимиста отправили в отставку. Нет уверенности и в том, что положение исправит реализация программы по борьбе с пробками, обсуждение которой вовсю ведётся на сайте московского правительства. Помочь может строительство новых дорог, вот только ввести их в строй к весне следующего года нереально.

Стоило в прошлую среду в Москве пойти сильному дождю, и весь город до глубокой ночи стоял в пробках. Не уменьшили количество заторов ни снос палаток около магистралей, который, кстати, был впоследствии остановлен, ни запрет на парковку на Тверской улице. Очевидно, что до марта власти столицы сумеют применить только косметические меры, многие из которых можно назвать сомнительными, и далеко не факт, что пробки от них уменьшатся. В частности, планируется сузить левые полосы движения транспорта, установить автоматы для оплаты нарушений ПДД, а также возложить на перевозчиков и торговые центры строительство новых подъездов, карманов и стоянок. Многие эксперты полагают, что москвичам стоит надеяться только на увеличение расходов на строительство новых дорог, которые в 2011 году могут составить около 100 млрд рублей.

По его словам, протяжённость ЛЭП в Москве составляет около 300 километров, а ширина коридоров ЛЭП – 50–100 метров. «Это идеальные коридоры для прокладки дорог и коммуникаций», – отметил мэр.

Пожалуй, одним из самых полезных, но при этом и самых спорных решений будет запрет на въезд грузовиков в пределы МКАД, причём не только в дневное время в будни, но и в выходные и праздничные дни. Правда, предприниматели уже попросили конкретизировать понятие «грузовик» в данном случае. Сейчас неясно, речь идёт только о крупнотоннажном транспорте или ограничения коснутся также «Газелей» и «каблуков» – автомобилей вроде Renault Kangoo, Peugeot Partner, Skoda Roomster. Стоит отметить, что уже сегодня движение в пределах Третьего транспортного кольца автомобилей грузоподъёмностью более 1 тонны ограничено, однако за соблюдением запрета не особенно следят.

Эксперты считают, что сначала необходимо создать инфраструктуру, а потом уже ограничивать движение грузовиков. А значит, сначала надо вывести из Москвы склады и логистические терминалы, на что уйдёт немало времени. Немедленный же запрет может вызвать всплеск цен на товары в Москве из-за невозможности их своевременного подвоза.

Кстати, в сентябре запретить движение грузовиков в выходные дни и часы пик по загруженным магистралям предложил Минтранс. В разработанном министерством законопроекте сказано о необходимости обустройства объездов и площадок для временной стоянки грузового транспорта в период действия ограничений.

Среди мер, которые московское правительство планирует принять в ближайшие месяцы, – усиление борьбы с таксистами-нелегалами и с движением грузовиков по полосам, предназначенным для легкового транспорта, сокращение числа светофоров за счёт надземных и подземных пешеходных переходов, перенос ремонтных работ на ночное время. «Разрешение поворота направо на запрещающий сигнал светофора, карманы для маршруток – это общеизвестные меры, которые надо принять, но революции ждать не стоит», – считает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. Он уверен, что ситуацию улучшит только строительство новых дорог, в том числе хордовых.

По теме

В дорожном плане Собянина значительное место уделено и развитию интеллектуально-транспортной системы (ИТС) управления дорожным движением. Стоит отметить, что её разработка началась ещё в 2009 году, а в конце апреля этого года Василий Кичеджи заявил, что проект готов и реализация его обойдётся в 20 млрд рублей. Но экономический эффект от её внедрения якобы должен оправдать затраты.

Разработчиком ИТС является группа компаний «М2М телематика». Она предполагает поэтапное расширение функций систем управления дорожным движением, мониторинга потоков, управления перевозками, диспетчеризации движения общественного транспорта, видеонаблюдения и фото- и видеофиксации нарушений ПДД. По данным Центра организации дорожного движения провительства Москвы, внедрение ИТС в других крупных городах мира позволило уменьшить количество ДТП на дорогах на 52%, сократить время поездки в среднем на 20%, увеличить среднюю скорость движения общественного и спецтранспорта на 35%, снизить выбросы вредных веществ на 8%.

Впрочем, есть сомнения в том, что такие успехи будут и в Москве. «Внедрение системы лоббируют IT-компании, желающие получить огромный городской заказ. Однако, чтобы искусcтвенный интеллект управлял дорожными потоками, нужно, чтобы была возможность их перенаправлять по другому пути», – считает Михаил Блинкин. В Москве же многие районы имеют ограниченное количество выездов и въездов, часто один или два, поэтому возможности посоветовать водителям объехать пробку просто нет. По мнению Блинкина, интеллектуальную систему можно внедрять только тогда, когда протяжённость дорог будет существенно повышена.

Усомниться в успехе проекта заставляет и то, как информационные системы внедряются на московских дорогах сейчас. К примеру, на Третьем транспортном кольце и МКАД огромные информационные табло не дают сведения о том, где сложная дорожная ситуация, а сообщают, что ГИБДД проводит месячник «Чистый автомобиль». Табло же со схемами дорог на подъездах к Москве, которые должны показывать, где движение затруднено, и вовсе не работают.

И всё же интеллектуальная система управления движением, безусловно, нужна. Например, в Москве в пределах Садового кольца более 1100 перекрёстков, и поставить на каждый регулировщика невозможно. Между тем светофоры с фиксированными фазами работы не могут реагировать на изменение дорожной ситуации. И если суточные изменения ещё могут быть учтены при разработке фаз, то такие факторы, как погодные условия, ремонтные работы, аварийные ситуации на дороге, не принимаются во внимание.

Ещё одна мера по борьбе с пробками – создание заездных карманов и площадок для отстоя общественного транспорта. Яркий пример: пробка на Кутузовском проспекте стала больше после того, как открыли станцию метро «Славянский бульвар». Сделать рядом с ней площадку для посадки пассажиров в наземный транспорт никто не додумался. В результате автобусы и маршрутки около выхода из метро занимают два крайних ряда Кутузовского проспекта. Нет площадки для общественного транспорта и рядом с конечной станцией «Митино».

Однако и при строительстве площадок и карманов есть одно «но». Мэрия Москвы предлагает развивать инфраструктуру на средства негосударственных перевозчиков, то есть владельцев маршруток. Однако заставить их осуществить подобные инвестиции по закону будет практически невозможно. А если они и возьмут на себя подобные расходы, то стоит ждать повышения и так высоких по сравнению с другими регионами России цен на проезд в столичном транспорте.

Среди косметических мер есть и такие, которые могут не только ударить по карману москвичей, но и вместо того, чтобы улучшить дорожную ситуацию, ухудшить её. Речь идёт, например, о сужении рядов движения, преимущественно левых. В настоящее время по нормативам ширина полосы составляет 3,75 метра, Минтранс предлагает сузить её до 3,3 или 3,5 метра. Власти Москвы обсуждают возможность сужения крайней левой полосы до 2,75 метра. Число полос предлагается увеличить и за счёт использования обочин. «Сужение полос движения, особенно левой, – это глупость. При ширине 2,75 метра можно двигаться только с небольшой скоростью. Если сузить левую, традиционно самую быструю полосу, можно представить, как увеличится количество аварий», – говорит Михаил Блинкин.

Кроме того, дорога с увеличенным количеством полос рано или поздно воткнётся в сужение, что создаст новое бутылочное горлышко. Мы знаем, что при возникновении пробки автомобилисты сами создают дополнительные полосы движения, в том числе за счёт обочин, и это в конечном итоге только усложняет дорожную ситуацию.

Впрочем, новую полосу, появившуюся за счёт сужения рядов, могут отдать автобусам и троллейбусам. Такое предложение министр транспорта Игорь Левитин сделал на совещании по проблемам дорожного движения в столице. «Наша задача – дать зелёный свет и беспрепятственное движение общественному транспорту. Это позволит пересадить часть людей на общественный транспорт», – сказал он.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 29.11.2010 12:09
Комментарии 0
Наверх