// // Жители Воронежа просят президента закрыть военную авиабазу

Жители Воронежа просят президента закрыть военную авиабазу

767

Спасите наши уши!

1 – аэродром «Балтимор», 2 – жилые кварталы, 3 – промышленные предприятия, 4 – центр Воронежа (6 км до аэродрома)
1 – аэродром «Балтимор», 2 – жилые кварталы, 3 – промышленные предприятия, 4 – центр Воронежа (6 км до аэродрома)
В разделе

В столице Черноземья Воронеже зреет социальный взрыв. Причиной недовольства граждан стало решение Министерства обороны превратить некогда захудалый военный аэродром «Балтимор» в крупнейшую авиабазу ВВС России. Объект вплотную примыкает к жилым кварталам Советского района города, в котором проживают более 100 тыс. человек. Жители района категорически протестуют против расширения авиабазы и даже подготовили недавно обращение к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой повлиять на ситуацию. Чем же военные авиаторы помешали мирным воронежцам, попробовал разобраться корреспондент «Нашей Версии».

Злосчастный аэродром построили ещё немецкие оккупанты, после того как в 1942 году захватили правобережную часть Воронежа. В послевоенные годы его хозяином стал 455-й исследовательско-инструкторский бомбардировочный авиаполк. Здесь проводились ежедневные тренировочные полёты, иногда сюда приземлялись самолёты и вертолёты с партийными «шишками». Но с начала 90-х годов аэродром начал умирать: полёты прекратились и его практически не охраняли. Ненадолго он ожил в период чеченской войны – с аэродрома тогда взлетали бомбардировщики Су-24, участвовавшие в операциях на Кавказе. Продолжалось это недолго, хотя жители близлежащих домов не на шутку встревожились. Как же жилые дома вдруг появились возле авиабазы?

Понятно, что рядом с таким объектом строить что-то пригодное для проживания людей запрещено. Несмотря на это, в 1992 году Министерство обороны выделило отставникам с космодрома Байконур земельные участки под частную застройку. И всё это – на расстоянии 2 километров от «Балтимора». Тем самым военные намекнули, что деятельность лётчиков в недалёком будущем будет завершена или по крайней мере сведена к минимуму.

Чуть дальше частного сектора, в посёлках Тепличный и 1 Мая, потихоньку выросли многоэтажные дома и открылись школа и детский садик. В 2000-х годах территорию, окружающую аэродром (посёлки Шилово, Тенистый, Тепличный – они входят в Советский район Воронежа), активно застраивала крупнейшая в регионе строительная компания. Воронежцы с удовольствием покупали здесь квартиры. Дома пусть и находились на окраине, зато цена квадратного метра была существенно ниже среднерыночной стоимости.

Но в середине июля 2009 года Воронежскую область посетил главнокомандующий ВВС России Александр Зелин. На встрече с губернатором была озвучена сенсационная новость: .

Идея на первый взгляд здравая, если бы не 100 тыс. человек, непосредственно попадающих в зону влияния «Балтимора». Главная проблема – адский грохот, издаваемый военными самолётами, на которые не распространяются никакие ограничения по шумности.

По имеющейся информации, в настоящее время здесь уже располагается 60 самолётов. До конца 2010 года должны прибыть ещё четыре бомбардировщика Су-34. К ноябрю 2011 года по замыслам ВВС России численность «авиапарка» на аэродроме составит 200 бортов. Полёты, как правило, проходят в первой половине рабочей недели. Бывает, что военные устраивают ночные тренировки. Впрочем, представители ВВС признались местной прессе, что из-за жалоб городских жителей они снизили частоту полётов.

Но недовольство людей работой «Балтимора» растёт. Депутат городской думы Галина Кудрявцева продемонстрировала корреспонденту «Нашей Версии» увесистый пакет с обращением воронежцев к президенту Дмитрию Медведеву. В нём – около 120 тыс. подписей. Люди выступают против расширения авиабазы и просят главу государства вмешаться в ситуацию. По всей видимости, региональным властям никто не доверяет. Скорее всего это случилось после издевательского совета крупного чиновника областного правительства. Он порекомендовал «несогласным» спасаться от шума при помощи «индивидуальных средств защиты – берушей».

По теме

«Собранные обращения мы постараемся передать президенту до конца года, – рассказывает Галина Кудрявцева, – медлить ни в коем случае нельзя. Ведь авиабаза – это не только взлётные полосы, но и огромные склады боеприпасов и ГСМ. Каким способом горючее будет доставляться до аэродрома? В автоцистернах или по железнодорожному полотну? От этого многое зависит, вряд ли воронежцам понравится, что ежедневно по улицам города будут разъезжать машины с горючим. Ведь город и без того стоит в пробках».

Не помогла горожанам и военная прокуратура. Как рассказал нам военный прокурор Воронежского гарнизона Сергей Заряев, военные здесь ни при чём и спрашивать надо с тех, кто разрешал строительство высоток вблизи аэродрома. Однако то, что первыми строить жильё здесь начали именно военные, как-то умалчивается.

По рассказам обитателей района, особенно его окраины, соседствующей с аэродромом, их жизнь за последние месяцы превратилась в настоящий кошмар. Наталья Красникова несколько лет назад купила квартиру на Южно-Моравской улице и теперь об этом сильно жалеет. Как и многие другие, она и предположить не могла, что на «Балтиморе» возобновятся полёты.

«От нашего дома до базы около 3–4 километров, – говорит Наталья. – Гул от взлетающих самолётов постоянно давит на нервы. Ночью звук двигателей становится ещё слышнее».

По совету областного чиновника девушка купила беруши и даже взяла пару комплектов для гостей. Хотя она прекрасно понимает, что это не выход. Если вопрос с расширением базы не будет пересмотрен, придётся переезжать в другой район. Наиболее расторопные горожане так уже поступили. Они в спешном порядке продают свои коттеджи и квартиры и уезжают подальше от свалившейся напасти. Причём жильё предлагают по низким ценам. Допустим, в посёлке Тенистый двухкомнатную квартиру в доме, построенном 10 лет назад, можно запросто купить за 1,5 млн рублей. Столько же стоит однокомнатная квартира на противоположной окраине Воронежа в старом доме.

Помимо жилых домов к аэродрому примыкают и другие не совсем совместимые с авиацией объекты. Это, например, психиатрическая больница в посёлке Тенистом, где лечатся пациенты, страдающие тяжёлыми заболеваниями – шизофренией и психозами (есть взрослое и детское отделения). Можно представить, что чувствуют при взлётах самолётов больные.

«Недавно к нам приходили из Роспотребнадзора, замеряли уровень шума, – рассказывают «Нашей Версии» в школе № 84 посёлка Тенистый. – Но учителям и без экспертиз всё ясно: гул стоит ужасный, словно мы сидим в трубе».

К слову, региональное управление Роспотребнадзора в конце сентября обнародовало результаты собственного исследования: шум от лётных машин в Тенистом и Тепличном превышает 130 децибел – это всё равно что рядом с жилым домом стоит корабельный ревун.

Есть учреждения и посерьёзнее: в 6 километрах от базы расположены ведущие промышленные предприятия региона, в том числе химический завод «Синтезкаучук». Что произойдёт, если на химзавод упадёт бомбардировщик с отказавшими двигателями, предсказывать никто не берётся.

Вместе с тем городские и областные власти пока не говорят и о другой очевидной проблеме. Весной 2010 года в Воронеже была принята программа расселения граждан из аварийного и ветхого жилья на 2011–2015 годы. В её рамках планируется снести 500 домов и на их месте построить новые. Последние шесть-семь лет мэрия (при реализации похожей программы) при расселении людей предлагала им квартиры в посёлках Шилово и Тенистом – там, где аэродром «Балтимор». Согласятся ли горожане теперь, когда возобновились полёты, на подобный обмен? Кстати, в адрес мэра Воронежа уже поступают заявления от жителей хрущёвок с просьбой не отселять их в район авиабазы. Но на данный момент иных вариантов расселения в Воронеже фактически нет. Если ситуация в ближайшем будущем не изменится, вполне вероятно, что социального взрыва в столице Черноземья избежать не удастся.

Воронеж

Опубликовано:
Отредактировано: 17.11.2010 11:53
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх