// // Современная академическая музыка в России востребована только в Интернете

Современная академическая музыка в России востребована только в Интернете

966

Призрак оперы

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

На недавнем вручении театральной премии «Золотая маска» награда в номинации «Лучший композитор» досталась Владимиру Кобекину, который создал музыку к опере «Гамлет». Отечественная критика уже признала его классиком, но вот широкой публике он мало известен, как, впрочем, и другие современные композиторы, пишущие академическую музыку (оперы, балеты, симфонии). Они в отличие от своих коллег, пишущих для эстрады, в нашей стране крайне редко получают признание. Почему так происходит, пытался выяснить корреспондент «Нашей Версии».

Композиторы, создающие академическую музыку, в России не перевелись, но они уже давно не находят своего слушателя. Одна из главных причин этого – информационный вакуум. Такие произведения практически не звучат на радио, их не показывают по телевидению и крайне редко тиражируют на видео. Остаётся довольствоваться редкими «живыми» концертами и звукозаписями, рассчитанными на ценителей и знатоков. В последнее время сами композиторы пытаются как-то изменить сложившуюся ситуацию. Первый рубеж, который они решили освоить, – Интернет.

Недавно начался первый онлайн-конкурс композиторов на YouTube, который продлится до 31 мая. Его победители могут надеяться на признание: их сочинения прозвучат в исполнении Российского национального оркестра на гала-концерте в Зале им. Чайковского, а диск с записью концерта выпустит одна из ведущих мировых звукозаписывающих компаний.

«Вообще, я против любых конкурсов, но это чуть ли не единственная возможность быть услышанным для современного композитора, – объяснил возглавивший жюри известный российский дирижёр Теодор Курентзис. – Публика сейчас интересуется современным искусством, смотрит артхаусные фильмы и спектакли, сейчас даже самая радикальная драматическая постановка проходит с аншлагом. С академической музыкой, к сожалению, такое происходит редко. Говорят, что публика консервативна, но это не совсем правильно. Ей просто надо дать услышать новую музыку, привить к ней вкус. Многие годы в России этого не происходило. Ещё советские чиновники держали всё под контролем, принимали только сочинения, напоминавшие то, что им уже знакомо. Вот широкий круг слушателей и не приучился к современной музыке. Хотя постепенно всё меняется: в прошлом году в Большом театре состоялась премьера современной оперы «Воццек», правда, не российского, а немецкого композитора, в которой я выступил дирижёром-постановщиком, и, несмотря на якобы консервативность публики, у нас был аншлаг. Это достаточно серьёзный шаг, эксперимент, который прошёл успешно. И он доказал, что слушатель готов идти не только на привычное «Лебединое озеро»».

В Европе, в частности в Германии, каждый год ставится 25–30 новых опер. А в портфелях российских композиторов среднего поколения почти нет опер и крупных симфонических сочинений. К сожалению, пока Большой театр, как, впрочем, и другие российские театры, не готов ставить оперу или балет современного российского композитора. Лишь исполнители с именем, любимые публикой (такие как Юрий Башмет или Валерий Гергиев), могут позволить себе играть современную музыку для полного зала в 2 тыс. человек. Крайне редко руководители оркестров или видные солисты, повинуясь творческому порыву, включают сочинения современных композиторов в программу плановых концертов. Классику играть проще не только потому, что она известна и любима. Её можно исполнять абсолютно бесплатно, а современникам нужно платить отчисления за исполнение произведений.

По теме

В отсутствие заказов и перспектив композиторы попросту отказываются от крупных замыслов, уходя в сферу прикладных жанров. В России, впрочем, есть ансамбли, которые специализируются на новой музыке. Их три. Московский ансамбль современной музыки, самый гастролирующий из них, как в Европе, так и в российских регионах, после 20 лет существования всё ещё остаётся проектным. eNsemble фонда «Про Арте» в Петербурге развивает русскую музыку на деньги Фонда Форда. На регулярной основе в России работает только Студия новой музыки. Для сравнения: в одном Амстердаме подобных коллективов не меньше десятка.

Правда, в последние годы на помощь академической музыке и современным композиторам неожиданно пришёл кинематограф. Необычные для кино саундтреки использовали создатели таких фильмов, как «Волкодав из рода Серых Псов» и «1612». «Конечно, там музыка задавлена шумами, – рассказал композитор Алексей Рыбников. – И всё же именно благодаря кино можно узнать, что композиторы творят, и именно там молодёжь узнаёт, что на свете существует не только дискотечный музыкальный язык. Хотя, конечно, качество этой музыки иное, чем той, что звучит в филармонических залах. И задача нового поколения композиторов – вернуть в эти залы молодую публику. Делать музыку разнообразной». Сложностей много, уверен Рыбников, так как у нас нет соответствующих экономических механизмов. «Нет ничего для творчества современных композиторов, – уверен он. – Ни послабления по налогам, если человек вкладывает деньги в искусство. Ни государственных заказов, какие были когда-то. Ни культурной политики. Если оркестр существует на государственные деньги, он обязан играть какое-то количество современной музыки, и это всё! Нам надо вспомнить свой же опыт. Ведь искусство, если оно не грубо коммерческое, само по себе развиваться не может. Должно быть много современных оперных спектаклей, на все вкусы. Но мы наблюдаем страх делать что-то новое с нуля. Вспомните 70-е годы: искусству как сфере идеологии уделялось внимание, и в репертуаре театров обязательно планировались современные постановки. Пусть подход был специфическим, но он всё же был. А сейчас никого не волнует, есть ли эти новые постановки».

Итог выглядит плачевно: композиторы уезжают за рубеж – там и стабильнее, и условия лучше. И только там они могут рассчитывать на то, что их музыку услышат. Есть ещё и фестивали современной музыки, где наши композиторы часто получают призы и награды, но у нас об этом мало кто знает.

Группа современных композиторов, в частности Дмитрий Курляндский, Сергей Невский и Борис Филановский, в открытом письме недавно высказала свои предложения, как возродить интерес к академической музыке и как помочь её творцам. Они, в частности, считают, что нужно создать региональную сеть центров и фонд новой музыки. «Его целью будет стимулировать её производство через поощрение исполнителей, – объясняют авторы письма. – Они здесь центральное звено, ведь музыка живёт, когда её играют. В разных странах подобные фонды работают по-разному. В США, к примеру, особенно развито частное меценатство, эндаументы (целевые фонды). В Европе сильнее роль государства. В России, где роль государства особенно сильна, следует создать государственный фонд, в который, однако, могли бы привлекаться и частные пожертвования».

Фонд не должен отменять поддержку новой музыки закупкой произведений Министерством культуры, социальную поддержку композиторов, мероприятий разных композиторских союзов. Схема его работы проста: исполнители (солист, коллектив или даже театр) заявляют о своем желании заказать тому или иному композитору новое сочинение и подают вместе с ним заявку. Конкурируют не эстетики, а проекты. Экспертная комиссия, состоящая из композиторов, исполнителей и музыковедов, выдаёт заказы не по эстетическим соображениям, а исходя из профессиональных качеств заявки, актуальности проекта, его новизны для местной сцены, перспектив его реализации. Примерно так работает французская модель поддержки современной музыки.

«Мы предлагаем совместить этот подход с немецкой схемой, когда грант даётся и композитору (70–75%), и исполнителям (25–30%), – рассказал композитор Дмитрий Курляндский. – Например, филармонический коллектив, вместо того чтобы бесплатно играть Моцарта, получит дополнительные деньги (а значит, и время) на то, чтобы сыграть новый опус своего современника. Так можно поддержать не только новую музыку, но и концертную жизнь вообще, и интерес публики – ведь новый контекст придаст новые оттенки и классике».

Пока ответ на это предложение от правительства не поступил. Но композиторы надеются, что их идеи хотя бы рассмотрят и решением проблемы наконец займутся всерьёз.

Опубликовано:
Отредактировано: 11.05.2010 12:47
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх