Версия // Культура // Россия готовится своими силами наладить массовый выпуск 3D-фильмов

Россия готовится своими силами наладить массовый выпуск 3D-фильмов

1980

Третьим будешь?

Успех «Аватара» Джеймса Кэмерона побудил российских кинематографистов снимать 3D-кино
В разделе

В начале этого года стало окончательно ясно: 3D-мания охватила планету. В стереоформате выпускаются фильмы, снимаются телепрограммы, транслируются футбольные матчи. Владельцы кинотеатров, не закупившие специальное оборудование, кусают себе локти. Спортбары, кажется, заполнены орущими близнецами: к одинаковым шарфам и футболкам добавились ещё окончательно скрывающие индивидуальность стереоочки. Вопрос, поддерживает ли телевизор 3D-вещание, становится жизненно важным. Какова судьба новых технологий в России, выяснял корреспондент «Нашей Версии».

В то время как в США вовсю раскрашивали классические чёрно-белые голливудские ленты, в центре Москвы в кинотеатре «Октябрь» работал зал стереоскопического кино, в котором показывали снятые у нас «объёмные» фильмы. Эффекты были незатейливы, но несущийся на тебя поезд или льющееся прямо в зал шампанское производили впечатление. Теперь всё наоборот: в России обретают цвет «Золушка», «Волга-Волга» и «Семнадцать мгновений весны», а в Голливуде запускают всё новые и новые стереокартины.

В России 3D-съёмки также считаются перспективными, но массово в этом формате не снимают. Лишь два режиссёра заявили, что собираются использовать в съёмочном процессе новые технологии. Антон Мегердичев, известный по фильму

«Бой с тенью-2. Реванш», хочет сделать картину «Тёмный мир» трёхмерной лишь частично. А вот новый проект Олега Степченко «Вий. Проклятое место» (он снял ленты «Сматывай удочки» и «Мужской сезон. Бархатная революция») обещают создавать исключительно с помощью самого современного 3D-оборудования. Это второй фильм из задуманной трилогии: первый – «Вий. Возвращение» – уже готов, но продюсеры решили отложить премьеру до окончания работы над «Проклятым местом».

«Для создания фильма «Вий» в новом для российского кино формате 3D требовалась специальная аппаратура, которой нет не то что в России, но даже в Америке, где снимается большинство голливудских блокбастеров, – рассказал постродакшн-продюсер картины Егор Пузанов. – Что неудивительно, ведь до недавнего времени в революционном формате снимали лишь части картин («Гарри Поттер и принц-полукровка», «Пункт назначения-4»), и лишь Джеймс Кэмерон задумал снять своего «Аватара» полностью в 3D. Требовавшаяся для производства «Аватара» суперсовременная камера тогда только проходила испытания, и Кэмерон отказался ждать и использовал другую технику. Нам повезло больше: к моменту начала съёмок трилогии новая 3D-камера была полностью готова к работе».

Эту технологию съёмок впервые применяют при производстве российских фильмов. И, конечно, она мало чем напоминает приёмы, использовавшиеся создателями советского стереокино. Поэтому для участия в проекте пришлось специально пригласить стереографа из Бельгии Кома Кляйна. Он не только помогал со съёмочным процессом, но и следил по специальному монитору за тем, как будет выглядеть картинка, которую увидят зрители на экране. А вся съёмочная группа во время съёмок ходила в специальных очках – таких, как выдают зрителям в кинотеатрах. Кстати, оказалось, что суперсовременные технологии применяли и при работе над первым фильмом трилогии, хотя появившиеся официальные ролики не содержали даже и намёка на наличие 3D.

«Спрос на кино в ближайшие годы не ослабнет именно благодаря 3D-технологии, – заявил генеральный директор КГ «Планета Информ» Дмитрий Литвинов. – Учтите, что средняя выручка от проката одной такой копии почти в четыре раза выше по сравнению с обычной, снятой в формате 2D».

Опыт создания в нашей стране фильмов в формате 3D уже есть, но пока только в анимации. Первыми лентами российского производства, которые увидели зрители, стали мультфильмы «Приключения Ролли 3D» студии «Солнечный дом – ДМ» и «Наша Маша и волшебный орех» от «Амедиа», вышедшие в конце прошлого года. «Нашу Машу», кстати, «Амедиа» создавала на компьютере в трёхмерном объёме аж три года. Первоначально предполагалось, что бюджет проекта составит около 3 млн долларов но потом его стоимость увеличилась ещё на миллион.

По теме

Казалось бы, бум 3D-кино должен был привлечь отечественных кинопроизводителей: ведь это реальный шанс вызвать у западных кинобоссов интерес к нашему кино. Но затраты пока многим кажутся слишком большими. «Главная и основная сложность состоит в том, что специальных комплектов оборудования для таких съёмок в мире всего два десятка, – объяснил гендиректор компании «Кинопроект», занимающейся строительством кинотеатров и поставкой оборудования для мультиплексов, Александр Рубин. – Они не простаивают и очень дороги в аренде. Потому-то кэмероновский «Аватар» стоил более 200 млн долларов. А людей, умеющих обращаться с подобной аппаратурой, так называемых стереографов, вообще можно сосчитать по пальцам одной руки. Тех, кто решается снимать в 3D, можно сравнить с кинореволюционерами Голливуда 1930-х годов. Тогда знаменитый продюсер и авиатор Говард Хьюз для своей картины «Ангелы ада» арендовал чуть ли не все плёночные камеры Голливуда – их было порядка 30 штук».

И всё-таки продюсер и режиссёр Андрей Разумовский уверен, что постепенно новый формат завоюет и наше кино. «., – предположил он. – И только потом мы, как всегда, опомнимся и подойдём к делу более серьёзно. Ну вот, например, тот же Фёдор Бондарчук собирается снимать «Сталинградскую битву». А Никита Михалков заканчивает «Утомлённых солнцем-2». Учитывая масштабы паломничества на «Аватар», я бы на их месте определённо попробовал перевести эти картины в 3D. Но вряд ли они на это решатся». Впрочем, и в Голливуде многие кинематографисты пока ещё насторожённо относятся к новым технологиям. Известно, например, что режиссёру «Трансформеров» Майклу Бэю создание третьей части в формате 3D продюсеры фактически навязали.

На студии самого Андрея Разумовского сейчас лежит сценарий, который вполне подходит для съёмок с помощью новых технологий. «Картину по сценарию Ивана Охлобыстина про Соловья-разбойника мы собираемся делать в 3D на нашей студии (совместно с ещё двумя студиями). Это история современного Робин Гуда. Вот там прекрасно будут смотреться в 3D и все трюки, и весь видеоряд, – рассказал господин Разумовский. – А что стереокино дорогое – это отговорка. Посудите сами: в Европе или Америке оно обходится в 5 тыс. евро за минуту. У нас – максимум 3 тыс. евро. Если же поставить процесс на конвейер, то получится уже не 3 тыс., а 15 тыс. евро. Один фильм – дорого, а 10 – сразу дешевле. Кроме того, нужно переводить в 3D мультфильмы, давая им новую жизнь, поставить себе задачу создания контента для цифрового телевидения».

В 3D-формат, действительно, готовятся переводить старые ленты: американские кинобоссы уверены, что благодаря очередной трансформации «отработанные» уже фильмы принесут новую прибыль. Недавно голливудские студии заявили, что приступили к переделке всего Джеймса Бонда и всего Диснея. «Уверен, что и нам уже сейчас стоит об этом задуматься, – считает Разумовский. – Если мы будем не только раскрашивать классические картины, но и переводить их в стерео, то обеспечим себе контент на будущее. Самое обидное, что в России есть одна киностудия, специалисты которой владеют данной техникой, мы ходим по различным инстанциям и пытаемся об этом рассказать, но никому нет до этого дела!»

Но кинопрокатчики и владельцы кинотеатров восприняли 3D-бум более чем серьёзно. В срочном порядке они принялись закупать 3D-проекторы. «Несмотря на финансовую нестабильность в мире, количество кинозалов, оборудованных 3D-проекторами, продолжит увеличиваться, – убеждён генеральный директор «Нева-Фильма» Олег Березин. – Многие киносети сейчас обзаводятся 3D-оборудованием. Использование 3D-технологий в кинотеатрах позволяет прокатчикам привлечь дополнительную аудиторию».

В Америке планируется увеличить количество специальных залов к концу этого года на тысячу, и всё же их может на всех не хватить. И тогда Голливуд столкнётся с проблемой перепроизводства: конкурирующие за залы фильмы не соберут того, чего могли бы собрать при традиционном прокате. Именно поэтому компания Paramount обещает создавать копии, совместимые с другими форматами, например нецифровыми, чтобы владельцам небольших кинотеатров не пришлось покупать дорогое цифровое оборудование. Картины, как и «Аватар», будут выходить сразу в двух версиях, так что те, кто не достанет билеты на стерео и предпочтёт традиционный вариант, сможет отправиться на обычный сеанс и соответственно увеличить кассовые сборы. Впрочем, уже мало кто сомневается: люди охотно пойдут на 3D-картины. По мнению прокатчиков, секрет успеха в том, что стереокино – шоу, которое, как показал пример «Аватара», привлекает людей разного возраста и достатка.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 25.02.2010 20:13
Комментарии 0
Наверх