Версия // Культура // Почему большая часть господдержки российского кино досталась Никите Михалкову

Почему большая часть господдержки российского кино досталась Никите Михалкову

2085

Госфильмофонд

Никита Михалков в состоянии конвертировать близость к руководству страны в реальные деньги Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Главный киношный пирог в виде бюджетных денег после долгих дебатов и разбирательств наконец поделили. Кругленький куш в 2 млрд рублей достанется восьми кинокомпаниям. На долю каждой придётся по 250 миллионов. Среди счастливчиков – кинокомпания «СТВ» Сергея Сельянова, компания «Рекун-синема» Валерия Тодоровского, «Дирекция кино» – «дочка» Первого канала, «ТриТэ» Никиты Михалкова, «Централ партнершип», «Профит» Игоря Толстунова, Art Pictures Фёдора Бондарчука и Дмитрия Рудовского и «Базелевс» Тимура Бекмамбетова. Как выбирали достойных кормления, выяснял корреспондент «Нашей Версии».

В конце прошлого года кинематографисты узнали, что система господдержки отечественного кино через Минкультуры признана неэффективной, так как многие картины, на которые министерство выделяло деньги, не только не окупались в прокате, но иногда и не добирались до этого самого проката. Разработать новый порядок финансирования поручили Федеральному фонду социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии во главе с Сергеем Толстиковым. По замыслу идеологов и создателей фонда Был проведён тендер, а к сотрудничеству привлекли исследовательскую компанию Movie Research, которая определила победителей. Критериями отбора стали качество уже произведённых фильмов (итоги проката, рейтинги телевизионного показа, награды на фестивалях) и устойчивость организации (продолжительность существования, наличие значимых проектов в последние три года). В фонде уверены, что выбранные восемь компаний полностью соответствуют заданным параметрам.

«Теперь наша задача – создать механизм контроля за тем, как тратятся выделенные государством деньги, – рассказал Сергей Толстиков. – Планируется, с одной стороны, дать студиям свободу в расходовании этих средств по этапам, с другой – сделать более современной отчётность за их использование. Ни для кого не секрет, что раньше существовала система откатов, сейчас же, финансируя лидеров, мы сокращаем зазоры, через которые можно «заинтересовывать» нужных людей. Кроме того, часть денег компании всё же должны будут возвращать в госбюджет, правда, как это будет происходить, ещё не определено».

Заслуги перед российским кинематографом у отобранных счастливчиков действительно внушительные. Студия «ТриТэ» Никиты Сергеевича вот-вот явит миру плод многолетней работы мастера – фильм «Утомлённые солнцем-2», на производство которого было затрачено 70 млн долларов. Компания Art Pictures произвела «9 роту», «Жару» и «Обитаемый остров». «Дирекция кино» под предводительством Анатолия Максимова и Джаника Файзиева, а также Первого канала выпустила такие хиты, как «Адмирал» и «Каникулы строгого режима». Сергея Сельянова прославили «Брат», «Брат-2» и «Бумер». Детище Тимура Бекмамбетова – компания «Базелевс» отличилась созданием «Дозоров», «Иронии судьбы. Продолжение» и «Чёрной молнии». «Централ партнершип» порадовал нас картинами «Тарас Бульба» и «Волкодав», «Рекун-синема» – «Кандагаром» и «Тисками», «Профит» – «Тарифом новогодний» и лентой «Все умрут, а я останусь».

Но, естественно, распределение финансовой помощи пришлось по нраву не всем. По мнению многих кинематографистов, деньги достались тем, кто условно входит в «список Михалкова». За бортом остались студии «Реал-Дакота» («Любовь-морковь»), «Леополис» («Любовь в большом городе», «Гитлер капут!»), RWS. «Я не противник фонда, но распределение денег прошло очень странно, – подчеркнул президент Гильдии продюсеров России и руководитель кинокомпании «Реал-Дакота» Ренат Давлетьяров. – Пригласили Movie Research и составили рейтинги, причём по критериям, предложенным непонятно откуда взявшейся компанией. А затем государство взяло и отправило вагоны с бюджетными деньгами по тому адресу, который эта компания указала. У продюсеров никакие сведения не запрашивались. А всё потому, что не нужно это никому. Кто получит господдержку, было определено заранее, чуть ли не за год. И всё это время шла кропотливая работа: как подогнать под заведомый результат арифметические действия и как подогнать ответы».

Впрочем, оказавшиеся без господдержки возмущённые продюсеры в ближайшие два года ничего изменить не смогут. Теперь им придётся искать деньги у частных инвесторов. Правда, фонд отвечает лишь за 70% выделяемых государством денег, а остальные 30 остались в ведении Минкультуры. Но их планируется потратить на дебютные, документальные, анимационные картины, а также на детское кино. Единственная лазейка, оставшаяся у тех, кому денег не досталось, – прямой госзаказ, или, как это теперь называется, «социально значимое кино». На него выделено 500 млн рублей. И какое именно кино скрывается за сей туманной формулировкой, пока неизвестно.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 07.04.2010 12:28
Комментарии 0
Наверх