Версия // Культура // В «утерянном» тексте феноменального интернет-шлягера Эдуарда Хиля речь шла о ковбоях

В «утерянном» тексте феноменального интернет-шлягера Эдуарда Хиля речь шла о ковбоях

10031

Спел нехило!

Рейтинг Мистера Трололо обновил все интернет-рекорды
В разделе

Песня, которую больше 40 лет назад исполнил советский певец Эдуард Хиль, обрела новую славу. И не какую-нибудь, а всемирную! И всё благодаря Интернету. Теперь Мистер Трололо – так окрестили нашего исполнителя незнакомые с его творчеством иностранцы – стал суперпопулярной фигурой. Как это случилось, выяснял корреспондент «Нашей Версии».

Казалось бы, простенькая мелодия, небогатые декорации – жёлтая стена и витая решётка, певец в строгом костюме и при галстуке, – что же вызвало всемирный ажиотаж? Почему у полузабытой записи появились миллионы поклонников, а Эдуард Хиль, с помощью мимики и жестов изображающий жизнерадостного ковбоя и его лошадь, в свои 75 лет вдруг стал звездой мирового масштаба?

Ролик с исполнением песни «Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой» (более известной как «Вокализ») впервые был выложен в Интернете в прошлом году. Он появлялся на разных сайтах и в блогах, но обрёл вселенскую популярность после того, как появился на портале YouTube. Буквально за пару дней его посмотрели более 2 млн человек, и это количество с тех пор постоянно растёт. У Эдуарда Хиля теперь есть почитатели буквально во всех странах. Причём покорили мир не такие хиты звезды советской эстрады, как «Зима» или «Человек из дома вышел», которые и сейчас в России постоянно крутят на радио, а вокализ – пьеса для голоса, записанная без слов.

Зарубежная слава к клипу пришла благодаря американскому студенту Рэю Уильяму Джонсону. Надо сказать, что сей предприимчивый юноша очень известен в Интернете. Он создал два собственных телеканала на известнейшем ресурсе YouTube. Первый – Breaking NYC – что-то типа дневника, ежедневный рассказ о жизни самого Рэя в прекрасном городе Нью-Йорке. Второй – Equals 3– нарезка из любительского видео, которое присылают Рэю поклонники, снабжённая его комментариями. Именно на втором и появился отрывок из ролика Эдуарда Хиля.

О своей неожиданной славе артист узнал от внука и вначале был очень удивлён. Тем более что поклонники умудрились дать ему прозвища Мистер Трололо и Трололо-мен: именно такие слова – «тро-ло-ло» – расслышали они в песне. Внезапно обрушившуюся на него популярность Хиль, с одной стороны, воспринимает с юмором, а с другой – считает это испытанием. «Слава – яркая заплата на ветхом рубище певца, – процитировал он Пушкина и добавил: – Мы живём во время Интернета: сегодня популярен я, а завтра появится новый Трололо».

Но простое любопытство американских юзеров уже сменилось массовым психозом. Пользователи социальной сети Facebook* создали группу поддержки Эдуарда Хиля, или Мистера Трололо, в которую вступили свыше 14 тыс. человек. Новоявленные фанаты исполнителя даже запустили сайт, посвящённый песне без слов.

Сам Хиль так объясняет её популярность: «В песне нет слов. И как раз это хорошо. Если бы я спел «партия – наш рулевой» или там про Ленина и Сталина, то они бы не стали это слушать и петь. А как «ля-ля-ля», так они сразу запели. Всё естественно. Помимо этого хочу отметить, что популярность песни не только моя заслуга, но и композитора, её сочинившего, – Аркадия Островского».

По теме

Кстати, мелодии Аркадия Островского хорошо знакомы буквально всем в России – даже тем, кто никогда про него не слышал. Именно Островский написал музыку к песням «Пусть всегда будет солнце» и «Спят усталые игрушки». Последняя уже много лет звучит по телевидению буквально каждый день – в конце передачи «Спокойной ночи, малыши!». Российскому авторскому обществу, по-видимому, скоро придётся разбираться с теми, кто уже активно продаёт рингтоны с полюбившимся мотивом. А ещё в интернет-магазинах можно купить толстовки, футболки, кружки и значки с изображением кумира советской эпохи.

Но и это не всё. Отрывки из выступления, в которых Хиль задорно поёт свои «тра-ля-ля» и «тро-ло-ло», были использованы во многих телепередачах, включая комедийное шоу Colbert Report. А австрийский оскароносный актёр Кристоф Вальц, сыгравший в тарантиновских «Бесславных ублюдках», даже снялся в пародии на вокализ Хиля с сексуальным подтекстом, которая называется Der Humpink. Эпизод был показан в очень популярном в Штатах шоу Джимми Кимела. Появились даже выражения «хватит тро-ло-ло-ло» или «тро-ло-ло-ло с тобой»!

На сайте, в названии которого многократно повторяется всё то же самое «тро-ло-ло-ло…», уже идёт массовый сбор подписей в поддержку мирового концертного тура Мистера Трололо. В ответ Эдуард Анатольевич обратился к своим поклонникам через видеохостинг YouTube. Он предложил придумать слова к песне, название которой англоязычные фанаты уже перевели как I am very glad, because I’m finally back home. «Я хочу, чтобы вы сами придумали текст песни, потому что каждый в своей стране по-своему понял эту композицию, – заявил артист. – А после того как вы напишете слова ну хотя бы для одного куплета, мы соберёмся в Интернете и споём её вместе».

Надо сказать, что изначально слова в песне были. Когда в 1966 году, незадолго до своей смерти, композитор Аркадий Островский написал эту мелодию, сразу несколько поэтов-песенников предложили свои варианты текста. «Больше всего нам с Островским понравился вариант о ковбоях, вспоминает Хиль. – Текст был примерно следующим: «Я скачу по прерии на своём жеребце, мустанге таком-то, а моя любимая Мэри за тысячу миль отсюда, в Кентукки, вяжет для меня чулок». Но тогдашняя цензура не разрешала мне выступать с такой песней. «Как же так, – говорили мне, – вы воспеваете американских ковбоев, а не наших рабочих и крестьян!» В итоге чиновники чуть было вообще не запретили эту песню, но вдруг нам с Островским пришла мысль записать её без слов. Осталось только заглавие – «Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой», которое использовалось наравне с первым – «Вокализ».

Зрители действительно уже в 1970-е годы были в восторге от столь нетипичной для советской эстрады песни без слов. Исполнял её не только Эдуард Хиль, но и Валерий Ободзинский, и Муслим Магомаев. Последний выступил с «Вокализом» даже на несколько месяцев раньше Хиля, в одном из «Голубых огоньков». Но Аркадию Островскому версия Хиля понравилась больше: он решил, что у Эдуарда Анатольевича всё звучит живее, лукавее, задорнее. У Валерия Ободзинского была даже история, связанная с «Вокализом». «Он как раз недавно записал свой вариант «Вокализа», – вспоминает вдова певца Нелли Ободзинская. – И вот на концерте Валера устроил номер: допел песню до конца, а когда закончил, поставили запись. Валера убрал микрофон за голову – стоит и улыбается. В зале был шок. Так и получилось, что он оказался одним из первых, кто использовал фонограмму на концерте».

В Интернете сейчас для сравнения выложили все три варианта хита. Пользователи решили, что Муслим Магомаев поёт песню классически, Валерий Ободзинский – уныло, а «свой чувак» Эдуард Хиль – зажигательно, так, что мелодия не выходит из головы.

Композиция не раз потом звучала по телевидению в различных программах. А клип, который сейчас гуляет по Сети, снимали в 1976 году в Швеции. Это была какая-то передача, на которую пригласили мэтра советской эстрады. «Мы ездили на гастроли вместе с Людой Сенчиной. Она в те годы ещё только начинала свою творческую карьеру, – рассказывает певец. – Нас снимало телевидение, видимо, у них плёнки-то и сохранились. Клип мне очень нравится и по свету, и по качеству. А костюм, в котором я исполняю этот так полюбившийся всем шлягер, был куплен там как раз перед съёмками. Кстати, песня и прежде была популярна в разных странах. Ведь пел я в любом месте на чистейшем местном языке. Ведущие объявляли: сейчас вы услышите песню на чистом немецком языке. Или на чистом голландском. А потом выходил я и пел вокализ: «ля-ля-ля». На втором куплете снова – «ля-ля-ля»… Люди уже улыбаются. На третьем начинают хохотать – понимают, что их разыграли».

По теме

О гипнотическом воздействии пения Хиля всерьёз заговорили в американских СМИ. Песня стала предметом обсуждения даже на сайте для влиятельных интеллектуалов The Huffington Post. Судя по отзывам на форумах, кого-то Хиль завораживает своей эмоциональностью, кого-то чарует восторженное звучание его баритона, кого-то привлекает жизнерадостность исполнителя. Некоторых интригует многозначительная недосказанность, а некоторых просто смешат мимика и движения артиста.

«Тро-ло-ло, безусловно, добавит вашей жизни несколько минут удовольствия, – заявил один из блогеров газеты The New York Times. , – пишет блогер Rollinstone.

Простые пользователи Всемирной паутины пытаются понять, почему не могут забыть незамысловатую песенку, а специализированные издания с озабоченностью обсуждают распространяемое в сетях явление «тролололинга» как одну из угроз IT-индустрии. Пародийный веб-сайт «Трайбл Эд Эйдженси» разместил новость о головокружительном успехе российского певца под рубрикой «сатира» – на всякий случай, чтобы правильно поняли. Юмористический веб-сайт «Спайк Хьюмор» назвал его самым длинным титулом «Трололололололололо парень».

Главный редактор русской версии журнала Rolling Stones рассказал, как американские коллеги прислали ему клип Хиля с единственным вопросом: «Что это???». Идут даже дебаты о том, настоящий ли человек исполняет «тро-ло-ло». Одни уверены, что перед ними робот, другие вообще углядели в манере исполнения Хиля признаки воздействия психотропных веществ.

Музыкальный эксперт в области популярной музыки, журналист Андрей Бурлака, не находит в происходящем с композицией Эдуарда Хиля ничего удивительного. По его мнению, всё это просто лишний раз подтверждает тот факт, что с эстрадной музыкой 60-х по качеству и душевности исполнения не сравнится ни один современный российский поп-исполнитель. «Песня стилизована под американскую популярную музыку середины 60-х и, собственно говоря, тогда и была создана, лёгкий кантри такой, – объясняет он. – В Америке сейчас очень сильная ностальгия по тому времени, и поскольку свои артисты уже давно ушли в другие сферы или слишком хорошо знакомы, то любое новое, которое является хорошо забытым старым, всегда приятно. То, что наконец в струю попал отечественный артист, замечательно. По крайней мере этим гордиться можно с гораздо большим основанием, чем сомнительным успехом группы «Тату» или несчастным Биланом на конкурсе домохозяек».

«Ностальгия по старым песням сейчас есть во многих странах, – пояснил независимый аналитик коммерческого телерадиовещания Денис Соколов. – У нас популярны сейчас дискотеки 70—80-х, передачи, в которые приглашают звёзд советской эстрады, и т.д. На этой волне успех Эдуарда Хиля вполне объясним. Есть и ещё несколько моментов. Во-первых, то, что песня без слов, делает её понятной в любой стране мира: незамысловатый мотив и залихватские «ого-го-го» доступны человеку любого возраста. Ну и ещё важно, что Хиль во время исполнения в отличие от Магомаева или Ободзинского не стоит по стойке «смирно», как было принято у нас в советские годы, а двигается, корчит рожи и размахивает руками».

Масштабный психоз вокруг Мистера Трололо сейчас сравнивают с недавними сенсационными «возвращениями» финской польки или польской песни «Йожин з бажин». Эксперты уже говорят, что Эдуард Анатольевич вполне может зарабатывать теперь большие деньги. Ведь бывали случаи, когда благодаря интернет-популярности артисты раскручивались, что называется, с нуля. В России размещённый в Сети видеоклип на песню «Гитар» сделал известным коллектив Петра Налича, который будет в этом году представлять Россию на «Евровидении». Ещё один сценический образ, взращённый при помощи Интернета, – Рэпер Сява, он же артист Вячеслав Хахалкин, выступающий в жанре гоп-хопа. Кстати, Сява уже прокомментировал неожиданно возросшую популярность Хиля. «Заслуженный артист, который наверняка сейчас зарабатывает не очень много, должен пользоваться моментом, – сказал Сява. – Хиль поймал волну, и этим нужно пользоваться, то есть гастролировать и зарабатывать деньги». Ну а за рубежом так прославился Рик Эстли, получивший прозвище Рик Ролл. Клип с рыжим танцующим парнем появлялся везде, где только можно. Пользователь нажимал на всякие баннеры – с обнажёнными красотками, сенсационными сообщениями и тому подобном, – а открывался клип этого чудика. Эта интернетовская обманка принесла её создателям немалые доходы. А сейчас все предрекают, что в ближайшее время слава Эдуарда Хиля затмит славу Рика Ролла.

Для всех желающих подпевать Эдуарду Хилю публикуем звуки, которые он издаёт во время пения.

*
21.03.2022 г. американская транснациональная холдинговая компания Meta признана экстремистской и запрещена в РФ. Meta Platforms Inc. является материнской компанией социальных сетей Facebook и Instagram. Facebook и Instagram также признаны экстремистскими организациями, их деятельность на территории РФ запрещена.
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 04.08.2015 20:19
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх