// // Продажа нефтеналивных мощностей поможет холдингу Зиявудина Магомедова раздать старые долги, но не спасёт от новых

Продажа нефтеналивных мощностей поможет холдингу Зиявудина Магомедова раздать старые долги, но не спасёт от новых

762

«Сумму» убытков покроет государство

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости
В разделе

В конце апреля правительство санкционировало сделку, в результате которой Группа компаний «Сумма» откажется от нефтеналивной инфраструктуры Новороссийского морского торгового порта в пользу ОАО «Транснефть». Взамен холдинг Зиявудина Магомедова (на снимке) получит фактический контроль над «сухими» активами порта (зерновой, лесоперевалочный и др. терминалы) с перспективой выкупа государственной доли в ОАО «НМТП». Если принимать во внимание экономические показатели «Суммы» последнего времени, для государства такое развитие событий чревато серьёзными рисками.

Как сообщила со ссылкой на анонимный источник газета «Ведомости», доля «Суммы» в ОАО «НМТП» может увеличиться с нынешних 27,7 до 63,3%. Прирост в 35,6% обеспечат акции, контролируемые пока что ОАО «Транснефть» – как в составе совместного с «Суммой» предприятия, которому принадлежит 50,1% капитала НМТП, так и в форме компании «Транснефть-Сервис», являющейся владельцем 11% акций. Кроме того, сообщается, что Росимущество якобы готово впоследствии передать «Сумме» также и свою 20-процентную долю, доведя таким образом участие этого холдинга в ОАО «НМТП» до внушительных 83,3%. Правда, государство сохранит за собой блокирующую «золотую» акцию, что прописано в уставе общества.

Разделу мощностей предшествовал конфликт

«Транснефть», в свою очередь, может получить в полное распоряжение выводимые из структуры ОАО «НМТП» нефтеналивные мощности Новороссийского порта. При этом переуступкой акций в ОАО (стоимость которых эксперты оценивают примерно в 27 млрд рублей) сделка, возможно, не ограничится. Госмонополия может взять на себя также обязательства по погашению «живыми» деньгами значительной части долгов НМТП – по разным оценкам, от 30 до 40 млрд рублей. Таким образом, одобрив план раздела мощностей НМТП, государство фактически спасает бизнес Зиявудина Магомедова, который сам же по итогам 2013 года признал управление со стороны топ-менеджмента компании неэффективным и заявил о возможной полной смене нынешнего руководства Группы компаний.

Следует заметить, что разделу мощностей НМТП предшествовал некий конфликт между «Транснефтью» и «Суммой», основанный предположительно на различных представлениях ключевых акционеров об эффективном управлении на данном предприятии. Ставленники Магомедова в менеджменте компании и совете директоров якобы не хотели подпускать людей «Транснефти» к основным рычагам управления портом. В начале прошлого года президент «Транснефти» Николай Токарев направил Зиявудину Магомедову письмо с требованием снять с занимаемых должностей гендиректора ОАО «НМТП» Радо Антоловича и председателя совета директоров Марата Шайдаева, якобы высказав сомнения в их профессионализме. «Сумма» шла на уступки совладельцу бизнеса крайне неохотно. На пост Шайдаева месяцы спустя всё же был назначен человек, рекомендованный президентом нефтетранспортной корпорации. Убрать же Антоловича ближе к концу года помогла лишь непредвиденная «оказия»: Генпрокуратура завела на словенского специалиста уголовное дело по статье «коммерческий подкуп».

Самым весомым камнем долговой нагрузки стал кредит

Примечательно, что на протяжении всего прошлого года представители «Транснефти» высказывали свою заинтересованность в развитии событий, прямо противоположном анонсированной на днях сделке: они говорили о желании увеличить свою долю и своё влияние в ОАО «НМТП». Но, видимо, устав бороться с партнёрами по НМТП, Токарев к концу года пришёл к выводу о «невозможности согласовать единую стратегию» развития порта, о чём сообщил в письме на имя президента России. В этом же письме им была предложена схема раздела мощностей порта предположительно с полным выходом «Транснефти» из структуры собственности ОАО «НМТП».

По теме

Тем временем финансовые итоги 2013 года, объявленные НМТП как публичной компанией, чьи акции торгуются на Лондонской фондовой бирже, ярко подтвердили обоснованность сомнений и претензий «Транснефти». По итогам года чистый убыток группы НМТП, которую возглавлял генеральный директор-ставленник «Суммы», составил порядка 3,335 млрд рублей. При этом падение прибыли ОАО «Новороссийский морской торговый порт» – основного предприятия группы – составило 48,9%, сократившись за год с 5,13 до 2,62 млрд рублей.

Самым весомым «камнем» долговой нагрузки «Суммы» является кредит в размере 1,95 млрд долларов, выданный Сбербанком группе НМТП в 2011 году целевым назначением – на приобретение Приморского торгового порта. Нестабильность экономики НМТП уже не раз ставила группу на грань margin call (предел риска. – Ред.) по этому кредиту: при каждом резком падении котировок акций ОАО в прессе обсуждалась возможность выдвижения требования досрочного погашения займа. Но, очевидно, понимая стратегическую значимость стивидорного холдинга для России, Сбербанк входил в положение проблемного должника. Сбербанку совершенно неинтересно банкротить такое здоровое предприятие, как НМТП, считает аналитик InfraNews Алексей Безбородов. И до поры до времени лишь такая социально ответственная позиция крупнейшего банка страны пока спасает «Сумму» от банкротства.

Если говорить о государственном интересе в анонсированной сделке, то этот интерес, помимо прочего, заключается в своевременном и точном исполнении долговых обязательств «Суммы» перед Сбербанком. Казалось бы, продажа нефтяных активов «Транснефти» даёт Магомедову неплохой шанс погасить достаточно сложный кредит и начать жизнь, что называется, с чистого листа – вооружившись активами, за приоритетное развитие которых ратовал прежний менеджмент НМТП: зерновой и контейнерный терминалы, линия по перевалке железорудного сырья и др. Однако даже поверхностный анализ положения дел в других проектах «Суммы» показывает, что деньги, полученные за нефтяные мощности Новороссийска, требуются для затыкания слишком многих долговых дыр. Наивно рассчитывать, что все средства пойдут на погашение займа Сбербанка.

Государство инвестировало 3 миллиарда – деньги потрачены впустую

Аналитики сходятся во мнении, что проблемы «Суммы» обусловлены по большей части неэффективным менеджментом, в чём с ними согласился, как мы говорили выше, даже сам владелец холдинга.

Взять, к примеру, Объединённую зерновую компанию (ОЗК), с которой правительство связывало большие надежды на быстрое эволюционирование российского зернового рынка. Перед ОЗК ставились следующие задачи: обновить и оперативно развить элеваторные и портовые перевалочные мощности, многократно увеличив их пропускной ресурс; обеспечить повышение интенсификации использования этих мощностей; создать собственный транспортный парк из 3 тыс. вагонов-зерновозов; и, наконец, взять на себя реализацию государственных закупочных и товарных интервенций, которая защитит прежде всего внутренний рынок зерна и отечественных сельхозпроизводителей от нежелательных ценовых катаклизмов. Для решения этих задач государство инвестировало в ОЗК 3 млрд рублей, но уже первая проверка деятельности компании, проведённая Счётной палатой по итогам 2012 года, показала, что деньги потрачены впустую.

Точнее, они даже не были потрачены, а оказались размещёнными на депозитном счёте в коммерческом Транскредитбанке, то есть работали просто как капитал, а не как средства для развития зерновой инфраструктуры. За год ОЗК получила в виде процентов от этого срочного вклада 265,8 млн рублей. В то же время убыток компании по году превысил 1,5 млрд рублей, кредиторская задолженность выросла за год на 209%, а величина резерва по сомнительным долгам – в 8,6 раза. «За 2011–2012 годы из интервенционного фонда было утрачено около 180 тыс. тонн зерна на общую сумму в 964 млн рублей. Хранителями этого зерна было возмещено по залоговой стоимости 879,3 млн рублей. Таким образом, фактический ущерб государства из-за порчи или недостачи зерна интервенционного фонда составил 15,2 тыс. тонн, или 84,6 млн рублей», – сообщается на официальном сайте Счётной палаты. Стоит упомянуть и логистическую компанию FESCO, которую «Сумма» в 2012 году приобрела у Сергея Генералова, точнее, у принадлежащего ему ОАО «Промышленные инвесторы». За девять месяцев прошлого года прибыль компании снизилась на 64%. Стоит сказать и о столкновении интересов Зиявудина Магомедова с интересами Сулеймана Керимова в сфере дорожного строительства на территории Дагестана. Контракт «Суммы» на строительство автотрассы Махачкала – Аэропорт оспаривается в суде компанией «Дорстройхолдинг», предположительно подконтрольной Керимову. Выигрыш Магомедова в этом тендере молва объясняет его возможными неформальными отношениями с нынешним президентом прикаспийской республики. В свою очередь, Абдулатипов стал чуть ли не ежедневным героем коррупционных хроник, и, судя по всему, дни его на посту главы региона сочтены…

В заложницах может оказаться зерновая отрасль страны

Эти обстоятельства лишь добавляют интриги в судьбу Новороссийского морского порта, единоличной владелицей которого (за исключением нефтяных причалов) в ближайшее время может стать группа «Сумма», а заложницей ни много ни мало зерновая отрасль страны. Если подытожить финансовые результаты деятельности холдинга Зиявудина Магомедова в 2013 году, выяснится, что подавляющая часть компаний, включая НМТП, сработала в уверенный «минус». Сам олигарх признал наличие и задержек в выплате заработной платы на многих предприятиях группы, и серьёзных кадровых проблем на уровне высшего руководства.

И «золотая» акция – слабое утешение.

Опубликовано:
Отредактировано: 12.05.2014 15:46
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх