Версия // Бизнес // Нелегальные производители водки зарабатывают 10 миллионов долларов в месяц

Нелегальные производители водки зарабатывают 10 миллионов долларов в месяц

8206

Пошла такая пьянка

Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Водка – национальный и народный российский напиток – стремительно превращается в продукт исключительно для состоятельных потребителей. А нелегальный рынок крепкого спиртного растёт при этом как на дрожжах. Таков итог многолетней алкогольной реформы, начатой властями ещё в 2006 году. Однако, не желая признавать очевидного провала, чиновники, похоже, придумали, как превратить своё поражение в победу.

1 января на алкогольном рынке произошло очередное повышение акцизов. Это значит, что пол-литровая бутылка водки обойдётся теперь потребителю уже не в 200 рублей, как прежде, а в 245. Впрочем, по мнению экспертов, после того как наш национальный напиток за последние 3–4 года подорожал в 2–2,5 раза, случившееся подорожание перестало иметь какое-либо значение. «В прошлом году окончательно завершилось социальное расслоение потребителей алкоголя. Половина из них – в легальном сегменте, они могут позволить себе покупать легальную водку. Половина – в суррогатном и нелегальном. Причём те, кто покупал легальную водку за 200 рублей, смогут позволить себе покупать её и за 245. Сегодня водка в России – это продукт не для самых бедных потребителей», – констатирует глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.

Таким образом, фактически закончилась многолетняя битва государства с теневым сектором алкогольного рынка. За последние несколько лет количество производителей крепкого алкоголя сократилось в два раза, производителей спирта – почти в три. При этом те производители, которым удалось сохранить лицензию, жалуются нынче на снижение производства и недозагруженность мощностей. «Особенность сегодняшнего положения дел на рынке: нелегальную продукцию производят на заводах, у которых отняли лицензию. Чиновники хотели укрупнить рынок – думали, видимо, что так им удастся покончить с контрафактом», – говорит Вадим Дробиз.

Ушли в темноту

Действительно, большинство последних реформ, произошедших на алкогольном рынке, было направлено именно на консолидацию отрасли и выдавливание мелких игроков. Вот лишний пример: в конце прошлого года Департамент торговли и услуг Москвы подготовил проект постановления, согласно которому предпринимателям, продающим в розницу пиво, сидр, медовуху и пуаре, надо будет увеличить уставной капитал своих компаний с 300 тыс. рублей до 1 миллиона.

Это, прогнозируют эксперты, приведёт к очередному вымыванию с алкогольного рынка мелких и средних игроков. Ещё одна инициатива, исходящая из Совета Федерации, и вовсе касается введения госмонополии на продажу алкогольных напитков. Сенатор Сергей Шатиров предложил продавать алкогольные напитки только в специализированных государственных магазинах.

Очевидно, однако, что все подобные меры, даже если они в итоге будут приняты, едва ли уже изменят сложившийся расклад в отрасли.

Напомним, что в 2006 году, когда власти ещё только задумывали проводить кардинальные изменения на алкогольном рынке, основной целью будущей реформы декларировалась необходимость уничтожения нелегального сегмента. Причём в те годы под нелегальной водкой в подавляющем большинстве случаев понималась продукция, выпущенная всё на тех же легально работающих заводах в так называемую третью смену, другими словами – водка, с которой производители не уплачивали акциз. При этом по качеству она, естественно, ничуть не уступала обычной легальной продукции.

По теме

Вопрос о возможности неуплаты акциза для производителей оказывается отнюдь не праздным, если учитывать, что именно государственные сборы составляют львиную долю в стоимости готовой продукции. Судите сами: при нынешней минимальной цене на водку в 200 рублей 80 из них составляют акцизные сборы, и ещё 20 рублей – НДС, то есть более 50% стоимости продукта составляют обязательные платежи государству.

В борьбе за поступления в бюджет власти весьма последовательно проводили в жизнь политику, направленную на уничтожение производства нелегальной продукции на легально работающих заводах. Однако в итоге это привело лишь к тому, что на смену серому сектору пришёл чёрный.

Вроде бы никакой разницы. Нелегальная (безакцизная) водка по-прежнему производится на промышленных предприятиях. Потребителю при этом, естественно, нет никакого дела, уплатили с неё акциз или нет. Однако одно принципиальное отличие всё же есть. Теперь все участники нелегального рынка алкоголя и де-факто и де-юре являются нарушителями закона. Преступниками. В то время как раньше на «третью смену» на легальных заводах смотрели сквозь пальцы.

Легализованные нелегалы

Столь радикальная смена статуса производителей нелегальной водки позволяет чиновникам убить сразу двух зайцев. Во-первых, теперь они могут смело утверждать, что с серым сегментом в алкогольной отрасли покончено. Ну а то, что есть некие нелегальные производители… это уже к борцам с преступностью. Во-вторых, нелегальные производители на нелегальном положении (без лицензии) открывают широкий простор для коррупционной составляющей. Причём полностью отказаться от их «услуг» государство не может, иначе финансовый доступ к алкоголю в одночасье будет перекрыт чуть ли не для 50% потребителей.

Даже согласно статистике, которую можно найти в открытых источниках, получается, что нелегального алкоголя уже сегодня у нас производится больше, чем легального. Причём, исходя из всё тех же официальных данных, продаётся нелегальная продукция зачастую во вполне легальной рознице. В частности, по данным ЦИФРРА, по итогам прошлого года в рознице было продано 150 млн дал водки и ликёро-водочных изделей. Из них только порядка 85 млн дал составила легальная продукция, для производства которой потребовалось порядка 35 млн дал этилового спирта.

Ещё 75 млн дал проданной продукции плюс суррогаты и спиртосодержащие жидкости «двойного назначения» были произведены из ещё почти что 40 млн дал этилового спирта. «Нелегальный спирт должен откуда-то браться. Кто-то должен его производить. По импорту он не заходит. Значит, это продукция, которая производится у нас, но нелегально», – рассуждает Вадим Дробиз.

Примечательно, что признавать наличие нелегальных производств спирта власти наотрез отказываются. Более того, в октябре прошлого года на правительственном уровне всерьёз обсуждалась идея «заморозки» акцизов в 2015 году. Дескать, отечественный рынок алкоголя наводнил контрафакт из соседних Белоруссии, Украины и Казахстана, где алкоголь намного дешевле, поскольку соседи не повышают акцизы столь же стремительно, как мы.

На самом деле это ещё большой вопрос, получается ли у производителей из соседних стран действительно попасть на наш рынок. Так, в 2007 году в России функционировало 135 спиртзаводов. Сегодня их осталось не более 45. При этом, отмечают эксперты, далеко не все производственные мощности были в действительности остановлены.

Куда утекают акцизы

По словам участников рынка, сегодня производитель нелегальной водки средней руки зарабатывает порядка 10 млн долларов в месяц. При этом , – констатирует Вадим Дробиз.

Очевидно, что, будь на то пресловутая политическая воля, нелегальные спиртовые производства могли бы быть закрыты в одночасье, лишив таким образом сырья нелегальных производителей водки.

Вопрос, почему этого до сих пор не произошло, похоже, можно смело отнести к разряду риторических.

По подсчётам экспертов, существование нелегального рынка лишает казну примерно 150 млрд рублей. Но на самом деле государству ещё никогда не удавалось собрать все акцизы даже с легально выпущенной продукции. Например, в январе – августе 2011 года было собрано 56,06 млрд рублей акцизов на спиртные напитки и спирт. В 2007 году (год, считающийся расцветом отечественного алкогольного рынка) цифра была примерно такой же: 55,85 млрд рублей. Только вот с 2007 по 2011 год ставка акциза повышалась на 10% ежегодно. Получается, что и акцизные сборы должны были бы вырасти. Однако они остались на прежнем уровне.

Так что даже если представить, что нелегальный рынок вдруг будет уничтожен, это не означает автоматического увеличения акцизных сборов. Зато существование чёрного рынка алкоголя очевидно выгодно и любителям «коррупционной составляющей», и даже потребителям, у которых по-прежнему сохраняется возможность покупать недорогую водку.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.01.2014 16:21
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх