Версия // Общество // «Наша Версия» разбирается с тенденциями российского пивоваренного рынка 2022 года

«Наша Версия» разбирается с тенденциями российского пивоваренного рынка 2022 года

6963

Бес пены. Часть 1

«Наша Версия» разбирается с тенденциями российского пивоваренного рынка 2022 года
(Фото – Роман Егоров)
В разделе

С 24 февраля 2022 года для российской пивоваренной отрасли (и не только для неё) в каком-то смысле настала новая реальность, связанная со сложной международной и экономической обстановкой в мире.

Многие люди и, в частности, пивовары и имеющие отношение к пивной отрасли люди (ибо им посвящена наша статья) до сих пор пребывают в шоке от произошедших событий, так как они пока не завершились. Предсказывать их итог – дело неблагодарное, ибо велик шанс, попасть пальцем в небо и банально поспекулировать на горячей теме.

«Наша Версия» всегда старается предложить своим читателям объективный анализ и исследования происходящего в разных областях человеческой жизни и общества . Что делать в данной кризисной ситуации представителям малого и среднего бизнеса, к которым, несомненно, относятся крафтовые пивоварни и сама субкультура крафта (коим мы посвятили немало статей) постараемся разобраться и как-то помочь с выводами, проанализировав существующий на сегодня нестабильный контекст.

Ларёк «Пиво-Воды»
(Фото – Роман Егоров)
Ларёк «Пиво-Воды» (Фото – Роман Егоров)

Мнений по поводу нынешнего состояния пивной отрасли и будущих прогнозов ее развития на данный момент различными экспертами, самими пивоварами и прочими заинтересованными лицами было высказано немало. Не претендуя на всеобъемлющий анализ темы, добавим свои скромные «пять копеек». В первой части статьи мы постараемся как-то суммировать, обобщить их, выявив основные больные точки вопросов, решения которых давно назрели, но почему-то остаются без движения. Во второй части статьи рискнем предложить возможные и актуальные пути решения накопившихся проблем, в виде конкретных рекомендаций и комментариев, чтобы отделить «мух от котлет».

Начнем с мейджоров, занимающих основные позиции на пивном рынке РФ. После 24 февраля многие из них, вроде компании Carlsberg, владеющей «Балтикой» и выпускаемой ею брендами, решили продать свой бизнес и принадлежащие им активы в РФ.

В свою очередь, другой крупный игрок – Heineken, имеющий в своем портфеле 7 заводов и ряд популярных брендов, также заявил о своем уходе с российского рынка и передаче своих активов новому владельцу. Интересно, что представители AB InBev Efes пока не заявляли о своем желании прекратить работу в России.

По теме

Прекратили поставки своих напитков в РФ известные чешские производители («Пльзеньский Праздрой», «Бернард», «Будейовицкий Будвар», «Старопрамен», а также ряда других). По моим наблюдениям, уже исчезла с полок ритейлеров продукция шотландских крафтовиков из Brewdog. Ещё есть в наличии бельгийский Leffe и недорогие немецкие сорта в одной из сетей, но, сколько их осталось на складах – большой вопрос!

Возможная приостановка поставок германского, чешского и американских (что особенно важно для крафтового пивоварения) сортов хмеля и некоторых солодов, чревата их дефицитом. Создававшиеся годами, логистические цепочки поставок разрушены. Их восстановление через третьи страны неизбежно приведёт к удорожанию сырья и увеличению стоимости продукта на выходе (ибо запасы, сделанные предусмотрительными пивоварами, небезграничны). Дефицит проверенного сырья для производства пива может не лучшим образом сказаться и на его качестве. Без пива мы, конечно, вряд ли останемся, но вот о разнообразии и вкусах представленных марок и сортов, видимо, придется пока забыть.

Отметим, что ряд проблем пивоваров начался отнюдь не с зимы 2022 года, и мы об этом неоднократно писали (см. ссылки далее). Остановимся на них более подробно. К таковым относятся:

– масштабные и не всегда, на наш взгляд, оправданные закрытия и чрезмерные ограничения в торговле и продаже пива через профильные пабы, бары, кафе, связанные с эпидемией ковида (до сих пор, видимо, не закончившейся);

– регулярное увеличение акцизов на пиво, отсутствие их градаций для крупных и малых пивоваров в зависимости от объема производств и щадящего налогообложения;

– отсутствие раздельного законодательного регулирования пивной (слабоалкогольной) и крепкоалкогольной (вино, водка, конъяк и пр. напитки) хозяйственных отраслей;

– рост стоимости хмеля и солода;

– производство российского хмеля невелико и находится в упадке;

– отсутствие продуманной государственной программы и комплексных мер по поддержке производителей хмеля и владельцев солодовен в РФ;

– предполагаемое введение маркировки на пиво;

– поспешное закрытие «разливаек» на первых этажах жилых зданий в ряде регионов РФ;

– запрет на дистанционную продажу пива;

– запрет на рекламу пива (кроме безалкогольного) в СМИ, по ТВ и во время проведения большинства спортивных мероприятий;

Банка «Mary Go Home»
(Фото – Роман Егоров)
Банка «Mary Go Home» (Фото – Роман Егоров)

рост цен на алюминий на банки для напитков, пробки для бутылок и полиграфическую продукцию (бумага для этикеток, полиграфические краски и пр.);

– излишняя бюрократическая нагрузка на пивоварение, в целом.

Что ждёт нас, потребителей пенного напитка, как происходящее может отразиться на его качестве, какие сорта будут вариться, какие из них станут востребованными в дальнейшем, как выходить из данной непростой ситуации и что делать – об этом поговорим в продолжение статьи.

Продолжение следует

Как всегда, «Наша Версия» напоминает о вреде чрезмерного потребления алкоголя. Запрете его продажи лицам моложе 18 лет. Пьем меньше и вкуснее!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 14.04.2022 15:40
Наверх