Версия // Культура // Пандемия COVID-19 может вынудить крафтовые пивоварни прекратить свое существование

Пандемия COVID-19 может вынудить крафтовые пивоварни прекратить свое существование

15133

Гадания на крафтовой гуще

В разделе

Столь мрачный прогноз о возможном закрытии большинства крафтовых российских и немалого количества зарубежных пивоварен, вынесенный в подзаголовок нашей статьи, становится вполне реальным с продолжением течения пандемии и отсутствием государственной поддержки бизнесу.

Многие СМИ забили по этому поводу тревогу, разразившись апокалиптическими прогнозами и статьями. Попробуем разобраться в данном вопросе – действительно ли «призрачный» коронавирус и объявленные в связи с его появлением повсеместно карантины, могут привести к такому печальному положению дел? И если ответ «да», то что нужно сделать, какие принять меры, чтобы предотвратить или хотя бы минимизировать потери крафтовых пивоваров и нас, как потребителей этого чудного напитка.

Чтобы составить себе более-менее полную картину, мы попросили прокомментировать нынешнюю сложную ситуацию на рынке самих участников процесса – крафтовых пивоваров. Карантин (или как его стыдливо называют «самоизоляцией» или «режимом повышенной готовности») ударил по самой больной точке рынка. Речь идет о повсеместном закрытии с конца марта 2020 года пабов, ресторанов, кафе, являвшихся основными местами сбыта крафтового пива.

Об очень странной, мягко говоря, непродуманной и вредной на взгляд пивоваров и ряда юристов ситуацией, связанной с закрытием в Подмосковье многочисленных «разливаек», расположенных в жилых домах, также являющихся местом сбыта (в том числе крафтового пива) мы уже писали. Самое страшное, что принимая вышеозначенные запретительные меры по закрытию «разливаек», законодателями ничего не предлагается взамен.

С мнением пивоваров из «Варяга» о работе пивоварни во время карантина мы вас также знакомили. Пивовар Алексей Акимкин, также имеющий практический навык продаж во время работы в пивоварне «Варяг», рассказывает, что он «начал проявлять беспокойство по поводу складывающейся на рынке продаж крафта ситуации в числе первых, ещё в конце февраля 2020 года». Однако, на текущий момент ему ситуация, связанная с карантином, «изрядно надоела». С его точки зрения «в России нет точного определения слова «крафт». Лично я могу сказать так: «Крафт ― это авторское пиво высокого качества, сваренное относительно небольшой партией».

Алексей считает, что «до пандемии крафтовые пивоварни даже в виду полного отсутствия любой государственной поддержки еще хоть как-то выживали. Но в настоящее сложное время они балансируют на грани гибели».

«Крафт представляет собой не только пиво в широком понимании вопроса. Крафт - это люди, их знания, мысли и смысл жизни. Все это ― капитал, который никто у нас не сможет отнять. Мы знаем, как варить крафт и вкладываем нашу любовь к делу в каждую кружку пива, добавляя скрытый смысл в каждую бутылку и банку. Расшифровкой вкуса которого, предстоит заняться тому, кто будет его пробовать».

Алексей уверен, что «дело не только в деньгах». С его точки зрения, «крафт ― не что иное, как протест против массовых, уже всем приевшихся сортов, «устоявшихся» мнений о пиве и против низкокачественного пива. Даже в условиях пандемии я смог сварить пиво дома для себя. Оно горькое и мутное, напоминая и в чем-то отображая нынешние времена. Но в 2030-м я буду вспоминать именно этот сорт, потому что повторить его уже не смогу. Отпив сладкий пшеничный «Вайценбок», вспомню, как мы вынужденно сидели в самоизоляции в 2020-м, и буду горд за врачей всей планеты, которые смогли противостоять угрозе».

Известный читателям «Нашей Версии» пивовар, блогер Александр Иджон также делится своим мнением по поводу происходящего: «Эпидемия катастрофически повлияла на весь сегмент ХоРеКа и, следовательно, на большинство крафтовых пивоварен, для которых бары были основным каналом сбыта. Кроме того, что на данный момент им просто некуда продавать своё пиво, также нет особой надежды на то, что ситуация изменится в лучшую сторону после снятия карантина.

Когда бары откроются (а это когда-нибудь всё же случится), кто будет в них ходить? У людей просто нет больше денег, чтобы платить за крафтовое пиво 200-300 рублей за бокал. Скорее всего, мы столкнёмся с некоторым падением цен, так как бары и пивоварни будут стараться продать то пиво, что было сварено до карантина или в его время, чтобы получить хоть какой-то денежный поток.

Но, долго такая ситуация длится не может, ибо затраты на производство и затраты на работу бара или ресторана снизятся не сильно, а в некоторой части и повысились (и еще повысятся – авт.) из-за произошедшего в марте-апреле 2020 года падения курса рубля».

В итоге, считает Иджон «если не будет оказано какой-то реальной помощи от государства (на что рассчитывать, к сожалению, не приходится), к середине-концу лета 2020 года мы увидим закрытие как самих пивоварен, так и крафтовых баров, даже тех, кто как-то сумел пережить сам карантин и смог нормально открыться после его снятия».

Он думает, что если сделать прогноз на более длительную перспективу (осень-зиму 2020-2021 гг.), то «всё будет зависеть от общей экономической ситуации в стране. Более или менее стабильно смогут работать только те пивоварни, которые наладили продажи в ритейле. Падение продаж, конечно, будет (и уже есть), но думаю, что продажи крафта всё же не прекратятся полностью. На этом фоне, грустно и смешно вспоминаются докризисные заявления некоторых «тру» крафтовых пивоварен о том, что «если ты продаёшь своё пиво в супермакете, то ты - не крафтовый». Теперь у них выбор – умереть «настоящим крафтовым» или продолжить работать, оставив все эти понты». Более подробно с мнением Александра Иджона можно ознакомиться на его ресурсе.

От себя добавлю, что коронавирус, несомненно, дает нам малые и большие уроки. Он проверяет крафт на «прочность», приучая к мысли, что так, как раньше, уже не будет. Мир видоизменяется на наших глазах, и понятно, что последствия пандемии будут преодолены нескоро. Помощи пивоварам ждать неоткуда. Поэтому сегодня, как никогда, актуальны темы взаимной поддержки (когда каждый вносит что-то свое в решение вопроса), консолидации (сетевой и горизонтальной) в виде общественной потребительской организации, напрямую лоббирующей интересы крафтовых пивоваров и пабов (наподобие английской CAMRA), просвещения и сочувствия. Иначе (в чем я очень хотел бы ошибиться) мы увидим очередное «шоу» из разряда «пусть выживает сильнейший» под громкие аплодисменты крупных пивных корпораций.

И под занавес, для интересующихся вопросом людей, если вдруг захочется почитать что-то тематическое на карантине, напоминаем, что книгу Романа Егорова о современном российском крафтовом пивоварении можно заказать с доставкой через интернет.

Продолжение следует.

Фотографии – автора. Логотип пивоварни предоставлен Алексеем Акимкиным.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 06.05.2020 11:00
Комментарии 0
Наверх