Версия // Общество // Почему транспортная реформа не очень воодушевляет тех, кого реформируют

Почему транспортная реформа не очень воодушевляет тех, кого реформируют

4373

Конечная остановка

В разделе

В Санкт-Петербурге стартовала глобальная транспортная реформа, которая уже вызвала протесты горожан. Главное нововведение – отмена многих коммерческих маршрутов, из-за чего петербуржцы лишились не только дублирующего транспорта, но и отдельных прямых дорожных артерий до работы или учебы.

Безальтернативный транспорт

Реформа стартовала 1 апреля, и оказалась не шуткой. Официально называется так – «Новая модель транспортного обслуживания» (НМТО). И вызревала у Смольного (через специалистов ГКУ «Организатор перевозок») весьма долго. Еще в 2019 году комитетом по транспорту городского правительства была опубликована концепция развития городского наземного транспорта. Реализация была запланирована уже на 2020 год, однако вмешался «черный лебедь» в лице коронавируса, средства ушли на более насущные нужды. Петербург и сейчас с сомнительным переменным успехом находится то на первом, то на втором месте по заболеваниям «короной», однако решился-таки на кардинальные изменения в «паутине» маршрутов наземного транспорта, на что выделены значительные средства.

Есть два важных фактора новой «наземки»: почти тотальный отказ от коммерческого транспорта (маршруток) и постепенный уход от оплаты наличными деньгами с сопутствующим «вымиранием» кондукторов. Понятно, маршрутки, которые в начале 1990-х в Питере называли «тэшками», долгое время были фактором риска на дорогах, а также олицетворением теневого транспортного бизнеса, где нет билетов, чеков и т.д. Конечно, маркером стали своеобразные водители из разных солнечных регионов, которые умудрялись работать сутки, перекусывая, куря и разговаривая по телефону за рулем. Однако уже десяток лет как частный автопарк автобусов обновился, можно сказать, «окультурился». Перевозчики работали в тесной связке со Смольным – получали от него дотации, а взамен оказывали услугу пассажирам по социальной единой карте петербуржца или карте «Подорожник».

Василий Киселев, председатель «Ассоциации перевозчиков пассажиров», полагает: «Вот власти говорят, что убирают коммерческий транспорт с тех маршрутов, где уже есть муниципальный транспорт. Мол, чтобы не было дубляжа. Но чем плох дубляж? Тем, что у людей есть выбор? А не кажется ли, что город просто хочет перезапустить коммерческие потоки от частников в свой карман? Безальтернативный транспорт, как в СССР – и это в 21 веке! И еще не замечаете ли вы, что власти жестко подталкивают горожан к тому, чтобы они чуть не в полном составе пересаживались на личный транспорт? Ведь общественного становится все меньше, строительство новых станций метро буксует, а город разрастается, фактически соединяясь с Ленинградской областью. Людям надо покрывать большие расстояния. А зачем властям тратиться на общественный транспорт – лучше сделать так, чтобы горожанин сам тратился на частный автомобиль. И чего после этого удивляться гигантским пробкам и тому, что город превратился в одну большую парковку?».

«Полное безобразие и потеря времени»

Итак, НПТО работает в Санкт-Петербурге уже несколько дней: открыты 24 новых маршрута, изменены маршруты 19 автобусов, закрыты 33 маршрута коммерческого транспорта, 97 маршрутов стали работать по новым правилам обслуживания пассажиров, стал доступен пересадочный тариф «60 минут». Каковы первые результаты и впечатления горожан?

По теме

Сайт Смольного «ВКонтакте» пестрит гневными комментариями, которые, прежде всего, касаются отмены маршруток. К примеру: «С июля отменяется маршрут к210 Юнтолово — станция метро "Черная речка". Это была единственная маршрутка, на которой можно доехать без пересадки до "Черной речки". Теперь конечная у автобуса метро "Беговая". А дальше добирайся с пересадкой. Полное безобразие и потеря времени».

Или: «Маршрутке 131 приходит конец... Зачем, господа чиновники? Она идет от Ручьев до Крестовского — это почти через половину города, а вы предлагаете ехать на двух автобусах? Вы знаете, что она ходит загруженной по самое некуда и это, на мой взгляд, показатель? Может, вы сами пересядете на общественный транспорт, и вас будут наказывать за опоздания на работу? Может быть, тогда вы прочувствуете всю "прелесть" вашей реформы».

Ещё: «К-213 соединяла Авиагородок, Среднюю рогатку, Пулковское шоссе с центром города, шла по всему Московскому проспекту, дети ездили в школы, в музыкальные школы, в секции, родители на работу, в поликлиники, и теперь дублирующего маршрута нет, детям придется каждый день добираться с пересадками до школы и обратно, тратить час лишнего времени! Просьба услышать жителей города и заменить К-213 на полностью дублирующий один городской маршрут!».

И таких, мягко говоря, раздраженных сообщений сотни. А как ругаются люди на остановках! Там неописуемые вещи говорят про Смольный с его реформой, в смысле, эти фразы не описать в СМИ.

Насаждение безнала

Также НПТО подразумевает последовательный отказ от кондукторов и взимания платы за проезд наличными деньгами. Теперь, как говорится на сайте комитета по транспорту, «оплатить проезд можно будет картой «Подорожник», льготным электронным билетом, банковской картой или разовым QR-билетом». Правда, сроки полного отказа от наличной оплаты не указываются. Вроде с 1 июня, но «отдельные маршруты». Думается, такая осторожность для того, чтобы можно было отыграть назад. Дело в том, что не принимать «живые» деньги в виде оплаты просто незаконно.

Юрист Сергей Егоров комментирует корреспонденту «Нашей версии»: «Отказ от наличных денег при оплате проезда – прямое нарушение закона «О защите прав потребителей». Наличные деньги до сих пор, при всем прогрессе в системах оплаты услуг, остаются главным платежным средством. Тем более карты могут сбоить по техническим причинам, а в последнее время, и по политическим. Мне кажется, решение Смольного о насаждении безнала пока пробный шар для проверки общественного мнения. Хотя странно, конечно, почему комитету по транспорту о незаконности его решения не подсказал юридический комитет Смольного?».

В Санкт-Петербурге на душу населения больше всего в России пенсионеров. Им идея безнала придется явно не по душе. Корреспондент «Нашей версии» тут же убедился в этом, спросив свою бабушку о такой реформации...

И еще о пенсионерах. Они составляют примерно треть штата городских кондукторов. Какая-никакая прибавка к пенсии. Сейчас они ее могут лишиться. Кстати, в Ленинграде еще в 1961 году отказались от кондукторов – в автобусах установили монетоприёмники, куда кидаешь 5 копеек, а затем откручиваешь и отрываешь билетик, а в трамваях, купив билеты в специальных киосках или просто в «Союзпечати», компостируешь (дырявишь) их в специальных небольших компостерах. Самообслуживание. Во многом на доверии со стороны государства. Кондукторы в общественный транспорт Санкт-Петербурга вернулись в начале нулевых, и занятость пенсионеров была, между прочим, одной из официальных причин.

Сейчас возникает еще и техническая проблема – если кондуктора нет, кто проследит за оплатой/не оплатой проезда? Вроде предусмотрены видеокамеры в новых автобусах МАЗ, которые недавно закупил Смольный в количестве около 900 единиц. Но чем поможет камера, сказать трудно – они полезны для отсмотра откровенного криминала вроде драк в салоне, а оплата... Её не отследить, да и невозможно найти столько «смотрителей».

Сейчас правительственный телеканал «Санкт-Петербург» активно разъясняет горожанам, что они не понимают своего счастья в лице системы НПТО. Наш корреспондент, к слову, осведомился у одного профильного чиновника Смольного – зачем такая сложная аббревиатура для транспортной реформы? Вот ответ: «Слово реформа после 90-х для россиян – ругательное. Раз реформа, значит, следом разруха».

Но, может, людям и виднее?

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.04.2022 22:00
Наверх