В понедельник, 28 апреля, в 13:00 в MediaЦентре «ВЕРСИЯ» состоялась пресс-конференция председателя Комиссии по безопасности туризма, члена Президиума Общественного совета Федерального агентства по туризму (Ростуризм), Председателя Клуба защиты прав туриста Дмитрия Викторовича ДАВЫДЕНКО по теме: «Как вернуть деньги за оплаченный тур в Турцию?»
В понедельник, 28 апреля, в 13:00 в MediaЦентре «ВЕРСИЯ» состоялась пресс-конференция председателя Комиссии по безопасности туризма, члена Президиума Общественного совета Федерального агентства по туризму (Ростуризм), Председателя Клуба защиты прав туриста Дмитрия Викторовича ДАВЫДЕНКО по теме:
«Как вернуть деньги за оплаченный тур в Турцию?»
Во время пресс-конференции были освещены следующие вопросы:
- Сколько туристов могут остаться без долгожданного отдыха?
- С чем связаны ужесточения правила въезда российских туристов в преддверии майских праздников?
- Рекомендации для туристов, паспорта которых не подходят под новые правила для въезда в Турцию.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
- Звоните: (495) 276-03-48 (в будни, с 10:00 до 19:00)
- Пишите: mc@versia.ru
- Приезжайте: г. Москва, ул. 1905 года, дом 7, стр.1 (станция метро «Улица 1905 года»)
В рамках соблюдения закона об авторских правах просим вас:
- при устном и письменном цитировании указывать место организации мероприятия - Media Центр «ВЕРСИЯ»;
- ТВ-съёмку осуществлять с присутствием лого Media Центра в кадре.
- Заранее благодарим за понимание и уважение к нашему общему делу – созданию новостей.
Фото: Сергей Тетерин / ВЕРСИЯ
СТЕНОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ:
- У вас появятся еще какие-то параллельные вопросы, связанные с отдыхом. Накануне праздника встречаемся, впереди еще отпускной сезон, так что слово Дмитрию Викторовичу.
- Добрый день, уважаемые коллеги. Сразу хочу сказать по той теме, что пресс-конференция собиралась по поводу виз и действия паспорта 4 месяца в Турцию. Турция уже изменила этот порядок, перенесла его на осень. Поэтому сейчас наши туристы могут въезжать в Турцию как раньше, имея срок действия паспорта три месяца. К сожалению, в Турции тоже есть некий бардак в органах гос.власти, как и у нас, как, собственно, и везде. Одно ведомство продвигает одну идею, другое – другую. Хочу сказать, что турки предупреждали нас об этом. В плане своих мыслей, своих размышлений, что такая ситуация будет. И это было еще осенью. Т.е., они говорили, что мы хотим с весны вот такую ситуацию ввести, что будет 4 месяца действовать паспорт, для того чтобы въехать в Турцию. И объясняли это тем, что сейчас существует порядок въезда без виз в Турцию на 90 дней, и если турист приезжал со сроком действия паспорта 3 месяца до конца и 90 дней находился, то он попадал практически день в день с окончанием срока действия паспорта и сроком пребывания в Турции. И если он попал в больницу или еще куда, то уже получался, находился на территории Турции уже без действующего паспорта. Эта ситуация вызывала напряжения, и таким образом была решена, что просто подвинули срок на один месяц и сделали 4 месяца. Чтобы был месяц разбега, чтобы человек мог вернуться по существующим документам. Поэтому это практика нормальная, она во всем мире применяется. В Евросоюз можно въехать, имея паспорт 6 месяцев действия. В разные страны, по-разному. В Россию тоже надо иметь срок действия паспорта 4 или 6 месяцев,от стран зависит. Скорее всего, просто такое легкое недоразумение, которое было вызвано тем, что турецкая сторона не проинформировала наших туристов, наше сообщество должным образом. Было маленькое объявление на сайте посольства и МИДа, но никаких пресс-релизов, никаких пресс-конференций не было проведено.В свою очередь сейчас будет проведена встреча с Министерством туризма Турции в мае, буквально 12 мая в Анталии. Мы обязательно укажем на эту ситуацию и попросим их в следующий раз обязательно, когда такие знаковые вещи вводятся, информировать об этом как можно шире и как можно больше привлекать для этого СМИ.
Жительница Москвы выиграла суд по иску к сервису «Островок», с которого было решено взыскать почти 300 тысяч рублей. Компания не перевела деньги отелю в Турции, и туристке пришлось вернуться в Россию.
- Хорошо. Коллеги, которые у нас присутствуют, кого интересует этот вопрос. Если позволите, первый вопрос. Первая реакция у туристов и тех, кто собирался на майские праздники поехать в Турцию, что это каким-то образом,завуалировано, связано с санкциями против нашей страны. Насколько это правдиво и как вы предполагаете?
- Нет. Я же еще раз хочу повторить, что разговоры об этом велись еще с прошлой осени. Поэтому никаких санкций, конечно, в этом усматривать не надо. Просто плохая стыковка работы между ведомствами в Турции и между, может быть, нашими и турецкими ведомствами,по вине наших властей. Если бы это были санкции… Турки в этом году планируют принять больше 4,5 млн человек из России. Средний тур стоит порядка 1000 долларов, даже 1200 долларов, плюс, еще какое-то количество денег турист там оставляет в виде покупок, экскурсий и т.д. Общая сумма, которую наши туристы вывозят в Турцию примерно порядка 8-9 млрд. долларов, поэтому в туристической сфере Турции занято огромное количество людей. Несколько миллионов человек работают в отелях, работают в туристической зоне Анталии, Бодрума, кормят свои семьи. Поэтому Турция меньше всего заинтересована вводить какие-то санкции в отношении наших граждан, наших туристов. Не только Турция, ни одна страна Евросоюза не планирует вводить никакие санкции. Больше того, сейчас идет речь об ослаблении визового режима для туристов. Многие страны уже даже на практике применяют льготное правило по оформлению виз - Греция, Испания, Италия, Франция уже даже. Поэтому я думаю, что никаких санкций в отношении наших туристов, что будет невозможно выехать на какие-то курорты, я думаю, говорить неправильно.
- Спасибо. Пожалуйста, вопросы, коллеги.
- У меня будет такой вопрос. Дмитрий Викторович, что касается возврата денег за туры. Только туров? А что делать тем людям, которые заказывали номер в отеле через социальные сети, им тоже вернут?
- Смотрите, какая ситуация. Официально данный приказ Министерства иностранных дел Турции появился 16 апреля и туристы, которые покупали тур до 15 апреля или 15-16 апреля, т.е., непосредственно в момент приобретения этого тура, когда появилось это сообщение,в принципе, к сожалению, не могут рассчитывать на компенсацию. Потому что это чистейший форс-мажор, практически, как по учебнику. Исполнение обязательств между туроператором и туристом невозможно по причине решения государственного органа. Это уполномоченный госорган ввел соответственное новое правило, которое делает невозможным исполнение обязательств. Т.е., стороны за это не отвечают. Но те люди, которые покупали путевки в апреле на май, например, и поехали не 16 апреля, а допустим, 24 апреля. Они уже могут получить компенсацию от туроператора, ввиду того, что уже было время, и уже туроператор сам должен был знать, что такие новые правила введены.
На самом деле, еще огромную ответственность несут турагенты. Потому что туристы, как правило, покупают путевки, все-таки в агентствах. У туроператора напрямую на сайте покупают не больше 10-15% туристов. Практически все продажи идут через агентов. И агент, работая непосредственно с потребителем, с туристом, обязан ему разъяснять все правила:по паспортам, по визам, по билетам, по правилам пребывания в стране. Эта обязанность информирования, она лежит на агенте. Поэтому здесь, если туристы попали в такую неприятную историю, туроператор обязан вернуть деньги, но также турист может заявить и свои претензии к агенту. Если, хочу еще раз повторить, речь идет про те туры, которые не попадали на именно дату введения этих нововведений. Там форс-мажор и не одна из сторон, к сожалению, ответственности не несет. Туроператор не обязан ничего ни кому компенсировать.
- Спасибо.
- Пожалуйста.
- А сейчас уже вообще проблема снята, кто ехал в мае, тот в мае и поедет.
- В конце прошлой недели на всех информационных лентах пошла новость о том, что пару россиян из Турции выслали, потому что у мужчины паспорт как раз заканчивался меньше, чем через три месяца, а она вместе с ним. Меня интересует, этот случай, который был обнародован, он пока один в своем роде или еще есть сообщения о чем-то подобном? Сколько всего народа пострадает из-за этого нововведения? По сути, попадает очень маленькое количество. Спасибо.
Догузова попросила коллег из туротрасли в приоритетном порядке возвращать деньги за путевки и брони в отелях мобилизованным – по возможности, без удержания каких-либо расходов.
- К счастью, все основные поездки еще впереди. Сезон, по сути, будет начат где-то в конце апреля. 29-30 апреля – это будут первые массовые вылеты. На майские праздники будут очень много вылетов в Турцию. Практически, все проданы на данный момент. Сейчас, если захотите купить билет на 1-2 мая, уже не купите. Просто нет или очень мало осталось. Поэтому, кто летел в апреле, не такой был большой поток. Я думаю, какие-то случаи еще наверняка были, просто они не дошли до средств массовой информации, но только можно людям посочувствовать. Но, к сожалению, не знание закона, не освобождает от ответственности. Опять-таки, человек сам должен интересоваться, куда едет. Но прежде всего турагенты должны ему это объяснять и доводить, это их непосредственная обязанность. Они за это получают свою комиссию от туроператора, когда продают путевку.Это их профессиональная, непосредственная обязанность и если агент профессиональный, он следит за новостями, он читает новости, он в этом прекрасно ориентируется.
- Просто непонятно, сколько народу попадает в этот люфт маленький.
- Ну, вы знаете, я на самом деле знаю, сейчас такая информация, чтотуроператоры идут навстречу своим туристам. Меняют им сроки поездки, переносят дату, переносят направление.Таких, прям, жалоб, чтобы приходили, говорили, что нас бросили, кинули, я пока не слышал. Может, они есть, я их пока не видел.
- Пожалуйста, коллеги, еще вопросы.О каком-то количестве пока даже предположительно нельзя говорить именно форс-мажор, который затронул. Поскольку жалоб нет, то и количество нам не известно, да?
- Жалобы, наверное, появятся, если сейчас люди решат все-таки дойти до суда. Какую-то статистику мы будем знать, но в настоящий момент ее нет. И если бы Турция не решила эту ситуация, то конечно, было бы очень много, гораздо больше. Сейчас она решена, я думаю, что на майские праздники проблем не будет.
- Возможно, я прослушал. Если прослушал, прошу меня извинить. Я хотел все-таки выяснить, если это было известно еще в октябре, то турагентства не могли не знать. Мы, россияне, могли, действительно, не следить за законами Турции, а почему турагентства не предупреждали?
- Нет, в октябре это было на уровне разговоров. Я коснулся октября, чтобы поняли, что речь шла не про санкции.
- Понятно.
- Это было спланированое Турцией достаточно давно действие, после сезона они сказали, что они будут изменять законодательство. Т.е., не то, что с бухты-барахты они взяли в апреле и поменяли. Это было заранее, был такой план. Но то, что его приняли 16 апреля и неправильным образом его донесли до сведения. Есть ошибка наших турецких друзей, что нужно было хотя бы работать с профессиональным сообществом. Хотя бы на профессиональных форумах как-то сделать какие-то сообщения, провести какие-то конференции. А здесь работало Представительство Турции по туризму, могло собрать пресс-конференцию и разъяснить порядок въезда в Турцию. Это было бы хорошо везде распиарено и все бы об этом знали. Но это было вывешено и на сайте Посольства Турции и на сайте МИДа Турции.
И туроператоры и агенты, они такую информацию все-таки узнают. Поэтому даже если какие-то были слухи, можно было открыть сайт и посмотреть. Там все на русском языке висит. Поэтому в любом случае, это проблема тех, кто предоставляет информацию – турагентов.
- Понятно. Еще, пожалуйста, коллеги, какие вопросы вас интересуют? По поводу Крым мы уже начинали говорить. Когда сложилась эта ситуация, тоже появились мысли, что не бывает худа без добра, может быть этот четырехмиллионный поток туристов рано или поздно, переориентируется на наш Крым или вы не прогнозируете такое?
- Я боюсь, что у Крыма и Турции чуть-чуть разные туристы. Крым пока, в настоящий момент, к сожалению, не может предложить условий турецких. Уровень цена-качество пока в Крыму ниже. Надо с этим, безусловно, работать. Надо вкладывать деньги в инфраструктуру крымскую, инвестировать туда. Если там будут созданы курорты, хотя бы уровня средней Турции, то туда народ поедет, безусловно, и будет там оставлять деньги. У Крыма есть еще один небольшой минус по сравнению с Турцией, это срок, курортный сезон. Если Турция с середины апреля по середину ноября, то Крым – июнь-октябрь, поэтому тут качество должно быть еще выше, чтобы народ хотя бы в сезон поездил, и были здравицы заполнены. Видимо, в этом и состоит сейчас задача и властей туристических наших, и бизнеса нашего, чтобы поднять качество максимально в Крыму, обеспечить там безопасность, обеспечить там транспортную составляющую тоже безопасно и удобно. И тогда Крым, я думаю, какое-то количество туристов у Турции и у других стран оттянет, безусловно.
В холдинге «Российские железные дороги» (РЖД) заявили о намерении осуществить возврат средств за неиспользованные билеты всем мобилизованным гражданам РФ.
- Что касается других направлений туристических этого года, есть ли какие-то возможные засады где-то еще или больше нам бояться нечего? Инцидент небольшой турецкий и больше отпускникам можно не волноваться?
- Я на самом деле, думаю, что практически все страны, которые с нашими туристами работают, заинтересованы только в увеличении потока из Росси. Поэтому я думаю, что их туристические власти, будут делать все, для того чтобы никаких санкций, никаких казусов не возникало по отношению к нашим туристам. В этом году активно будут, как и в прошлом году, развиваться Греция. В прошлом году уже количество туристов из России было больше миллиона человек, миллион двести тысяч, по-моему. В этом году прогнозируется, что как минимум сохранится прошлый год.С большой вероятностью, это будет полтора миллиона человек. Испания очень сильно развивается за счет того, видимо, что опять-таки Турция сейчас подняла немножко цены на отели, на отдых. Греция, Испания его чуть-чуть опустили. Поэтому за счет этого баланса, туристы, которые ездили в Турцию, сейчас поедут в Грецию и Испанию. За счет этого, Испания, Греция чуть-чуть дадут в плюсе.
Египет сейчас начал восстанавливать свои позиции, после событий, которые у них происходили там. Сейчас, 27 мая будут выборы Президента. Если все будет у них более-менее спокойно, то,видимо, сезон осень-зима 2014-2015 год тоже пройдет для них хорошо. Поэтому, как основные направления туристические были.Еще Таиланд. Основные направления, куда ездят наши туристы по пляжному отдыху – Турция, Таиланд, Египет, Греция, Испания.
- А, может быть, есть какие-то точки на планете, куда вы сами бы не советовали пока ездить? Это для тех информация, потенциальных туристов, кто только собирается еще.
- На данный момент пока не советовал бы ездить на Украину. Вероятно.
- Туда, наверное, никому в голову сейчас и не придет. Остальные направления более-менее безопасны?
- На самом деле, на сайте МИДа висит перечень стран. Куда МИД не рекомендует посещать.
- Там Египет есть?
- Нет. Египет там есть, но там речь идет только про крупные города, про Каир, про Александрию. МИД снял ограничения на посещение курортных зон, Шарм-аль-Шейх и других. Оставил под запретом только города – Каир, Александрию и еще какие-то, по-моему. Туда, собственно, наши туристы особо и не ездят. Курортные зоны все открыты и в настоящее время там достаточно безопасно.
Есть страны, куда точно – Афганистан, Сомали.
- Туда экстремалы поедут.
- Я не знаю,честно говоря, по-моему, все страны спокойны, нормальны. Дело в том, что международный туризм положительно очень влияет не только на экономику страны, которая принимает туристов, но и на страну, которая туриста отправляет. Потому что люди повышают свой культурный уровень, повышают свой образовательный уровень. Люди видят, как живут заграницей, как живут здесь. Где-то лучше, где-то хуже. Делают какие-то свои выводы. Происходит такой большой культурный обмен.Уже в тех странах, где много наших туристов, уже есть некая зависимость от этих туристов. И это уже дает какие-то политические карты и России и все. Если экономика какой-то стороны зависит от наших туристов, то уже это хорошо. Для осуществления даже геополитики.
- Также как Турция южный поток разрешает через них пустить, предлагает даже. Не смотря на то, что НАТОвская страна, тем не менее, поток туристов определяет, наверное.
- Всех же интересует свой карман, а не карман НАТО. Если это им будет выгодно, то они будут работать с нами. 4,5 млн. туристов никуда не денешь. 4,5 миллиона туристов, это почти миллион рабочих мест. Миллион рабочих мест это 4-5 миллионов человек просто, которые за счет наших туристовживут. Поэтому это достаточно серьезная цифра, и она будет только расти, если будет все правильно. Целые регионы живут за счет этого:дороги строятся, аэропорты строятся. Все делается за эти деньги.
- Пожалуйста, коллеги, вопросы.
- С 1 мая, цена визы в Египет увеличивается с 15 долларов до 20. Как на ваш взгляд, в свете, того, что репутация у Египта из-за последних событий сейчас и так не очень хорошая, после этого увеличения они потеряют?
Средний чек тура в Турцию на семью из двух взрослых и одного ребёнка в июле–августе текущего года вырос почти в два раза. Однако это подорожание не заставило россиян отказаться отдыха.
- Я думаю, что не потеряют они людей. Потому что 5 долларов сумма не такая, чтобы из-за нее отказываться от поездки. Но у них сейчас идут очень большие расходы по обеспечению безопасности в туристических зонах. Так что эти деньги оправданы. Кто был, в последнее время, в Египте может посмотреть, что в зонах, где есть туристы, очень большое количество полиции, очень большое количество армии. И система безопасности, по крайней мере, на первый взгляд, очень хорошо отлажена. Я имею в виду, в курортных зонах. Поэтому я думаю, что они сами не горели желанием увеличивать эти взносы. Но просто некуда деваться уже было, потому что не хватает денег на содержание этого аппарата.
- Пожалуйста, еще вопросы у кого?Мы здесь объявляли, что если вдруг, допустим, не слила бы Турция остроту этой проблемы, то надеялись с вашей помощью, в том числе, получить обратно эти средства. Сейчас это урегулировалось. Возможны же повороты в любой стране. Может быть, вы назовете нам координаты, как с вами связываться и каков порядок обжалования, если вдруг что-то не устраивает туриста вэтих турах.
- У нас есть закон об основах турецкой деятельности. Там указан порядок предъявления претензий к туроператору. В течение 20 дней, с момента окончания поездки, турист может написать претензию и направить ее туроператору или своему турагенту, у которого покупал тур. Если в течение 20 дней туроператор не прореагировал или турагент, то турист вправе обратиться в суд. В качестве ответчиков турист может привлечь страховую компанию или банк, который выдал так называемые финансовые гарантии туроператору. Как правило, этостраховая компании, которая обеспечила его финансовую состоятельность, туроператора. И если требования туриста будут обоснованными и реальными, то турист,безусловно,деньги получит от оператора или компании страховой, кто его расходы должен покрывать, в случае отсутствия денег у туроператора. Поэтому система взыскания с туроператоров достаточно отлажена. Вопрос в доказательствах. Доказательства каждая сторона представляет самостоятельно. Есть у нас, конечно, вопиющие случаи, когда туроператоры очень сильно нарушают права туристов. Но также есть и профессиональные туристы, которые занимаются только тем, что судятся с туроператорами, причем судятся одновременно в 20-30 судах,в 20 городах. У них это просто бизнес, они этим занимаются. Каждый случай индивидуальный, и говорить о том, что как-то… тяжело.
- А в каких случаях именно к вам обращаться? Не в суд, а может быть, какой-то вопрос можно решить с вашей помощью.
- В Общественном совете открыта приемная, раз в неделю там принимает специалист, туда можно прийти и написать жалобу. Есть телефон горячей линии 8-800-250-608-60. Туда можно позвонить, записаться на прием и прийти уже в здание. Улица Университетская, дом 47,там примут заявление. Так же там принимаются не только жалобы. Принимаются какие-то предложения по улучшению. На самом деле, очень много идет хороших, позитивных, инициативных граждан, касательно ситуации в Крыму туристической, касательно по Сочи, Олимпиаде тоже были. Очень рады, благодарим наших граждан за инициативу. Поэтому если есть пожелания, им будут всегда рады.
- Хорошо. Есть еще вопросы, коллеги?
- Можно подкорректировать ваш,не то, что подкорректировать, извините, ваш вопрос. Вы говорили, что в Турции сегодня порядка 4,5 млн человек, а по прогнозам Краснодарского края сейчас уже идет порядка 11 млн отдыхающих. Ну, такой вопрос. Составят ли курорты России конкуренцию курортам Турции?
- Ну, они всегда были конкурентами. И курорты Краснодарского края, и курорты Греции, Турции, Испании, всегда меж собой конкурировали. И эта конкуренция, я думаю, и будет продолжаться. И хорошо, что она будет, потому что без конкуренции наши курорты развиваться не будут.
- Извините, сейчас перебью немножко, вы сейчас сказали про Сочи, что вам жалобы, предложения поступают. Люди недовольны, потому что все время идут стройки, бардак. Людей не устраивает, и они хотят себя обезопасить.
В Ассоциации туроператоров России высказались по поводу возврата туристам средств за несостоявшиеся поездки в Европу, на Кубу, в Мексику и Доминикану. Там указали, что на фоне массовой отмены туров возврат денег произойдет «не мгновенно».
- Есть разница в отдыхе, разница в цене, разница в доступности. В Сочи можно приехать на машине, можно приехать на поезде. В Турцию на машине, поезде приехать тяжело, только авиация, поэтому есть люди, которые принципиально не хотят отдыхать заграницей, есть люди, которые не могут заграницей отдыхать, в силу своей профессии. Сейчас практически все сотрудники полиции, армии, военнослужащие, практически, не могут выезжать заграницу, поэтому Сочи получит тоже достаточно большое количество отдыхающих. Каждый курорт имеет своего потребителя. Они между собой, безусловно, конкурируют. Но конкуренция должна идти только на пользу нашим курортам. Потому что без конкуренции курорты Сочи опять превратятся в те, которые были 10 лет назад.
- Спасибо.
- То же самое касается и Крыма. Если в Крыму не будет конкуренции. Будем административными документами загонять туда, скажем, туристов, то ничего не изменится. Должна быть конкурентная среда, которая должна туристов привлекать. Крым очень известный курорт, с очень хорошим именем и он должен развиваться именно на коммерческих основах, иначе он будет неправильно развиваться.
- А есть какие-то оценки в целом, сколько туристов будет в этом году, увеличится ли число наших туристов или останется на том же уровне, какие-то оценки проводились? Ивъездным туризмом вы не занимаетесь, нет?
- Нет. Вы имеете в виду где, в Крыму?
- Нет. В целом, в общем, не снизится поток туристов заграницу?
- Поток туристов за границу каждый год растет у нас. Люди получают больше загранпаспортов, люди, кто съездил один раз заграницу в одну страну, начинают искать варианты поехать посмотреть другие страны. Это на самом деле очень хорошо. Вот Германия, на которую мы сфере туризма более-менее ориентировались,отправляет туристов заграницу, гораздо больше, чем получает туристов и ничуть об этом не жалеет. Более того, у них есть социальные программы, которые позволяют группам населения отдыхать за счет страховых фондов своих за границей. Если мы возьмем зимнюю Турцию, очень много там немецких пенсионеров отдыхает в зимнее время года. Во-первых, потому что в Германии нет таких условий чисто климатических, где можно зимой приехать в плюс 20 градусов за такие деньги, и поддерживают, по сути, зимнюю Турцию. Отели работают в зимнее время, т.е., люди заняты. Со всеми вытекающими последствиями. Обоюдоинтересная, выгодная программа. В России есть места, где могут отдыхать льготники зимой, тот же самый Крым, но опять-таки у льготников должен быть выбор, где они могут отдыхать. Хочешь, отдыхай в Крыму, хочешь, отдыхай в Турции, хочешь, отдыхай где угодно, это уже дело этого человека. А государство ему должно обеспечить право выбора и право реализации этого выбора.
- Спасибо. Нет вопросов больше? Нет. Спасибо вам большое.
- Пожалуйста.
- Спасибо за напутствие на летний сезон. Если что, телефончиком мы воспользуемся.
- Да, пожалуйста.
- Будем звонить. Спасибо большое. Спасибо.
- Спасибо.