Версия // Культура // Исследуем развитие King Crimson после выхода альбома «In The Court Of The Crimson King»

Исследуем развитие King Crimson после выхода альбома «In The Court Of The Crimson King»

2818

Разлагающееся королевство. Часть 4

Исследуем развитие King Crimson после выхода альбома «In The Court Of The Crimson King» (фото: Wikimedia Commons/ Masahiro TAKAGI)
В разделе

Альбом «In The Court Of The Crimson King» стал единственным, который был записан в звёздном составе: Фрипп, Макдональд, Джайлз и Лейк. Участие в нём Роберта Фриппа (как композитора) минимально, в отличие от последующих работ King Crimson. В дальнейшем для каждой последующей записи Фриппу приходилось набирать новый состав! Такой подход бытовал не только вплоть до роспуска первой «инкарнации» King Crimson в 1974 году, но и в дальнейшем.

Роберт показал весьма любопытные нарративы, заключавшиеся в том, что подыскивая музыкантов и вокалистов для записи второго альбома, он стал весьма придирчив. Возможно, дело было в том, что Фрипп не хотел опускать высочайшую «планку» начинки дебютника, располагавшую не только к вдумчивому прослушиванию, но и к неоднократному последующему перепрослушиванию и нахождению новых смыслов. К примеру, на пробах ко второму альбому «In The Wake Of Poseidon» (1970) Роберт Фрипп присматривался к пению и стилистике тогда ещё никому не известного Элтона Джона, но что-то ему не понравилось и их сотрудничество не срослось. На третьем альбоме «Lizard» (1970) на вокале, после столь же многочисленных проб, лишь единожды выступил колоритный Джон Андерсон из Yes и так далее.

Тем не менее, несмотря на тщательный отбор музыкантов, постоянные перемены состава и саунда, «творческая лаборатория», ведомая Фриппом, продолжала своё дело по очаровыванию слушателей. Вышли альбомы «Islands» (1971) и «Earthbound» (1972), «кашу» не испортившие, но и не снискавшие особых лавров. Зато потом настал черёд нового «звёздного часа» King Crimson. Им стал альбом «Lark’s Tongues In Aspic» (1973), где вновь зазвучали трогательные скрипки, потусторонний меллотрон Дэвида Кросса и психоделическая перкуссия Джэми Мюира (ушедшего после записи альбома в монастырь). Роберт Фрипп сыграл на гитаре, на вокал (и бас) был приглашён Джон Уэттон (экс-Family), а на ударные – Билл Бруфорд, закончивший к тому времени свои креативные игры в Yes (достигших своего творческого апогея на альбоме 1972 года «Close To The Edge»).

О «Lark’s Tongues In Aspic» стоит сказать ещё несколько слов. Так как помимо оригинального названия, которое можно перевести с английского, как «Заливное Из Язычков Жаворонка», музыканты представили очень своеобразную «музыкальную массу» (то самое «заливное» или нечто «покрытое коррозией», «разъеденное кислотой», по мнению придумавшего данный образ Мюира), представлявшую собой не столько традиционную структуру сюиты, а оригинальную лирическую ассоциацию, в основе которой лежало виртуозное исполнительское мастерство каждого из участников проекта. «Заливное из язычков» стало (как и «При дворе Малинового Короля») концептуальным. В нём новаторские приёмы звукоизвлечения были отмечены глубоким внутренним драматизмом и темпераментными импровизациями, где джазовый фьюжн мог перекликаться с хэви-металом! При этом тексты уже не играли столь большой роли, как в «In The Court Of The Crimson King», как будет и в последующих альбомах кримсонов.

После «Lark’s Tongues In Aspic» Фрипп не успокоился. Он записал навороченный «Starless And Bible Black» (1974) и прекрасный, неописуемо брутальный диск «Red» (1974), куда вновь пригласил Джона Уэттона и Билла Бруфорда. В «Red» выделяется гениальная композиция «Starless», с ярко выраженным вокалом Уэттона. В том же 1974 году, к большому недоумению публики, Фрипп объявил о роспуске King Crimson, ступив на тернистую тропу выпуска сольных альбомов и совместной деятельности с огромным числом именитых музыкантов. В их число войдут коллаборации со звуковым кудесником Брайаном Ино, а также участие в качестве студийного гитариста в записи первого студийника Питера Гэбриэла и присутствие на гастролях в его поддержку (Фрипп будет выступать под псевдонимом «Dusty Rhodes»). С Ино у Фриппа сложатся вполне рабочие и даже дружеские отношения. Например, по приглашению Ино в 1977 году Фрипп поучаствует в записи альбома легендарного альбома «Heroes» Дэвида Боуи, где сыграет знаменитое гитарное соло в одноимённой с названием пластинки знаменитой песне. Затем он примет участие в записи второго сольного альбома Гэбриэла и альбома «Sacred Songs» Дэрила Холла и посотрудничает с Энди Саммерсом из The Pollice.

Интересно, что в середине 1970-х Фрипп полностью посвящает своё время не только одной музыке. Его увлекает эзотерическое учение философа и мистика Георгия Гурджиева «в интерпретации его ученика Джона Беннета», относиться к которому, как и к отчасти близким к нему по духу теософским теориям Елены Блаватской, мистического учения Николая Рериха или идей, выраженных в книге Даниила Андреева «Роза Мира», можно по-разному, но, несомненно, с уважением. В ряде интервью Фрипп признаёт «влияние учения и организационных практик, разработанных в Обществе (основанном Беннетом) на свою школу «Гитарного мастерства». Однако в позднейшие годы он старается «дистанцироваться от учения и организационных структур последователей Гурджиева».

В конце 1970-х Фрипп вновь почувствовал прилив вдохновения. Он готовит материал для своего первого сольника «Exposure» (1979 ), где выделяется эпическая композиция «Here Comes The Flood», к работе над которым Роберт приглашает «цвет» прог-рока в лице: Брайана Ино, Питера Гэбриэла, Дэрила Холла, а также Питера Хэммила, Джерри Маротту, Фила Коллинза, Тони Левина (впоследствии — постоянного участника следующих «инкарнаций» King Crimson) и Терр Роше. После записи альбома Роберт периодически гастролирует, показывая на разных площадках то, что ныне именуется «фриппертроникой». Ещй он участвует в записях и выступлениях Blondie и Talking Heads, продюсирует первый альбом трио The Roches. Затем, в сотрудничестве с «Бастером Джонсом, Полом Даскином и Дэвидом Бирном, Фрипп выпускает второй сольный альбом «God Save the Queen/Under Heavy Manners» (1981 год). Параллельно перечисленным активностям, Роберт организует коллектив, который креативно характеризует как «нововолновую гастрольную инструментальную танцевальную группу второго эшелона» под названием The League of Gentlemen, включающей Сару Ли, Барри Эндрюза и Джонни Тубада». Проект просуществовал «в течение 1980-1984 годов».

В 1981 году Роберт Фрипп вновь удивил всех, представив миру обновлённый состав King Crimson. В него вошли: Эдриан Белью (гитара, вокал), Тони Левин (бас) и уже знакомый нам по предыдущим проектам Билл Бруфорд (барабаны). Три записанных второй «инкарнацией» кримсонов альбома были донельзя убедительны и, проведя параллель с именем одной из пластинок «Discipline» (1981), аллегорически дисциплинированны. Гитарная расплывчатость испарилась. Её место занял собранный бит, который, в соответствии с названием диска «The Beat» (1982) приобрёл металически-фанковый «привкус». По нашей версии, данные опусы не оказали большого влияния на музыкальные процессы тех лет, где доминировали новая волна, с перетеканием в поп-роковый мейнстрим, её готическая разновидность, пост-панк с их грядущими мутациями в альтернативный рок и инди, новая волна британского хэви-метала, трэш-метал и зарождающийся на глазах глэм-метал. Но представляют несомненную ценность для поклонников King Crimson и исследователей музыки, в целом.

Завершая наше исследование, скажу, что King Crimson (как Jethro Tull, Rush, Майк Олдфилд или Genesis) остались наиболее стойкими из плеяды, сформированных в конце 1960-х (и самом начале 1970-х) годов арт и прог-роковых формаций, с их замысловатыми мелодическими линиями и предельно усложнёнными смыслами песен. Они ухитрились (хотя и не без проблем) пережить 1980-е, бурные 1990-е и достойно вступить в ревущие «нулевые».

Роберт Фрипп не останавливается в своих экспериментах. Наверное, не забывая про мудрого Ходжу Насреддина, советовавшего в любых жизненных ситуациях, совмещать полезное с приятным и подходить к решению вопросов комплексно, дабы не уподобляться человеку, едущему на осле и везущему груз на себе, а не на осле…в чём, как понимают читатели, есть большая разница. К примеру, можно вспомнить отличный сольный альбом Фриппа «The Power To Believe…» (2003). В нём он словно следует заветам мудрого Марка Аврелия, который считал, что (цитата): «Всё зависит от убеждения. Это ясно из изречения циника Монима. Но и польза его слов будет ясна для того, кто сумеет уловить заключающееся в них ядро истины».

Ещё, по нашей версии, Фрипп продолжает музыкально переосмыслять философские заветы и суфийскую музыку Георгия Гурджиева, в своё время даже написавшего авангардный балет «Борьба Магов». В чём Роберт, кстати, не одинок. Так как известны работы джазового пианиста Кита Джаррета (Keith Jarreth), создавшего «G. I. Gurdjieff Sacred Hymns» и композитора Алексея Любимова «Искатели Истины (Путешествие В Недоступные Места)». Исследуя наследие Гурджиева, Роберт Фрипп идёт, конечно, своим собственным замысловатым путём. Так как его коллеги – Джаррет и Любимов погружаются или взлетают в какие-то запредельные глубины или высоты, работая «на острие» джазового импровизирования, фьюжна и неоклассики. Рекомендовать их работы смогу лишь для ознакомления, но уж никак для регулярного прослушивания, ибо они очень непросты для восприятия.

Засим, откланяемся. Напоследок отметив, что многочисленные музыканты, засветившиеся в более поздних «инкарнациях» King Crimson, будут периодически собираться и коллаборировать между собой, радуя поклонников очередными успехами, напоминая нам всем о славных годах эпохи (до сих пор вызывающей немало горячих споров) становления и расцвета арт и прог-рока!

«Наша Версия» поздравляет с 78-летием Роберта Фриппа. Он родился 16 мая 1946 года! С 75-летием – Билла Бруфорда. Он родился 17 мая 1949 года! И с наступающим 75-летием – Эдриана Белью. Он родился в декабре 1949 года! Желаем музыкантам здоровья и новых великолепных композиций!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 21.05.2024 15:34
Комментарии 0
Наверх