Как мы не раз отмечали, к концу 1960-х годов изменилась сама суть музыкальных произведений, их структура, манеры исполнения и направленность! Музыкантам стало неинтересно блуждать среди «трёх сосен» обычных поп-песен, тиражируемых по негласной формуле «куплет/разработка/куплет или гитарный проигрыш, положенный на куплет/разработка/куплет». Артисты занялись активными поисками новых смысловых путей и их художественного выражения.
Не у всех, но у некоторых (как у героев нашей статьи King Crimson) это действительно получилось!
В музыкальном мире действительно произошли кардинальные изменения. Как мы обсуждали ранее , Deep Purple разработали стилистику будущего хард-н-хэви, гениально совместив скоростные гитарные пассажи харда с использованием элементов клавишного барокко, которое активно используется в арт и прогрессив-роке. Им по полной программе наследовали неунывающие коллеги из Uriah Heep, Grand Funk Railroad и великолепные Led Zeppelin! Black Sabbath, по сути, стали основателями современного металла, как такового. Заложив (в том числе) основы замедленно-сумрачного стиля дум и так далее.
Вышедшая в 1969 году дебютная пластинка «In The Court Of The Crimson King», мало кого могла оставить равнодушным. Музыканты удалось в корне изменить представление о том, на что способна рок-группа! По нашей версии, до них так никто не играл! Что подтверждается не только фантастическим владением различными (в том числе весьма экзотическими) инструментами и глубокомысленной, немного напыщенной, пестрящей образами лирикой, но и «кривыми», структурно развёрнутыми размерами, стоп-таймами, монотонными механическими ритмами, многочастными сбивками, нарочито громкими саксофонами, искажённым вокалом и другими находчивыми звуковыми решениями.
Альбом был выпущен на лейбле Island Records. В работе над пластинкой приняли участие: Роберт Фрипп, сыгравший на гитаре; Иэн Макдоналд — на органе, флейте, вибрафоне, клавишных, меллотроне, спевший на вокале; Грег Лейк — на бас-гитаре и спевший на вокале; Майкл Джайлз сыгравший на ударных, перкуссии и также спевший на вокале. Тексты – авторства Питера Синфилда. Не будет большим преувеличением сказать, что даже самые искушённые и избалованные тогдашним музыкальным разнообразием меломаны слегка прифигели, вряд ли рассчитывая услышать нечто подобное. Альбом стал гениальным воплощением арт и прогрессив-рока с его мощнейшими инструментальными демонстрациями, претензиями к искусству, чудными видениями королевства фантазии, не выносящее связей с реальным миром. Хотя, как посмотреть. Может быть, некие, невидимые обычному глазу, но лишь пристальному взору дотошного исследователя, связи как раз и присутствуют? Проявляя себя через тонкие взаимные влияния и подтексты? Вопрос интересный. Мы ещё вернёмся к нему далее…
Исследуем развитие King Crimson после выхода альбома «In The Court Of The Crimson King»
Пока обратим внимание читателей на сам альбом «In The Court Of The Crimson King», состоящий из пяти опусов. Каждый из них неповторим и самостоятелен в смысловом плане, но продолжает логическую цепочку, начатую предыдущим треком, формируя общую концепцию пластинки. Всё начинается со сногсшибательной, параноидальной и даже перехватывающей дыхание «21st Century Schizoid Man» (англ. «Шизофреник 21 века»). В трек включена пьеса «Mirrors» (англ. «Зеркала»), демонстрирующая, искажённый с помощью электроники ведущий вокал и громко хрипящие саксофоны. По нашей версии, комопзиция, словно предвосхитила некоторые кошмарные события начала «нулевых», 2010-х и 2020-х годов 21 века, с их политическими интригами, бесконечными региональными конфликтами, безумной эпидемией «ковидушки» (чьи причины, почему-то, до сих пор не установлены и покрыты плотной завесой молчания), финансовыми кризисами, крахом крупнейших мировых криптовалютных бирж и неожиданным явлением ИИ народам.
Следующий опус «I Talk To The Wind» (англ. «Я Говорю С Ветром») авторства Макдоналда и Синфилда, начинается с солирования флейты, которая наводит вполне себе меланхолические мысли о природе, учащей нас, как писал в «Репликах 2020» Мишель Уэльбек: «…что красота – своего рода реванш, взятый у разума», которая «лечит» и, одновременно, «калечит», наводя на выводы о бренности всего сущего. О его изменчивости, о климатических «вывертах», о воздействии человека на окружающую среду, об экологии и грядущих переменах. Трек, который в любом другом контексте мог бы быть отнесён к изысканному психоделическому фолку, здесь играет всеми красками трансцендентного арт и джаз-рока.
Темы запредельной фантазии развивает следующий продолжительный (идёт 8 минут и 48 секунд) опус «Epitagh» (англ. «Эпитафия»), в который включены две пьесы: «March For No Reason» (англ. «Марш Без причины») и «Tomorrow And Tomorrow» (англ. «Завтра И Завтра»). Их звуковой пейзаж «заштрихован» оттенками пастели, что достигается благодаря эфирным струнным звукам меллотрона. Вокал Грега Лейка на таком необычном фоне выделяется своей звуковой сочностью, которая звучит более чем потусторонне, на фоне живописных картин разрушающихся дворцов и статуй, опутанных корнями гигантских растений (лиан, фикусов или шагающих деревьев), покрытых трещинами стен мраморных пантеонов и надгробий. А также вереницы сопутствующих им образов стареющих лжепророков, сходящих с ума политиков, проворовавшихся жуликов всех мастей, дряхлеющих диктаторов (вызывающих в памяти страницы «Божественной Комедии» Данте Алигьери), прочих разлагающихся «прелестей» и бесчисленных персонажей некогда величественных империй.
Не зря! Ох, как не зря, ещё римский император Марк Аврелий Антонин писал в своём знаменитом сочинении «Наедине с собой. Размышления» о тщетности человеческих страстей, назвав ведущим началом в человеке не душу, но разум, который нужно привести в согласие с природой целого, достигнув таким образом бесстрастия ( в чём с ним согласны многие великие философы, провидцы, учителя, писатели и даже ИИ). (цитата): «Нет ничего более жалкого, нежели человек, измеряющий всё вдоль и поперёк, пытающийся, как говорил поэт, «мерить просторы земли, спускаясь под землю», разгадать тайну душ окружающих его людей, но не сознающих, что для него вполне достаточно общения только со своим внутренним гением и честному служения ему. Последнее же заключается в том, чтобы оберечь его от страстей, безрассудства и недовольства делами богов и людей. Дела богов почтенны своим совершенством. Дела людей любезны нам в силу родства с ними. Но иногда последние возбуждают своего рода жалость: когда в них проявляется НЕВЕДЕНИЕ ДОБРА И ЗЛА – уродство не меньшее, нежели неспособность различать белое и чёрное». Предпоследний двенадцатиминутный психоделический трек «Moonchild» (англ. «Лунное Дитя»), предваряющий трагедийный апофеоз пластинки, включает в себя две пьесы: «The Dream» (англ. «Мечта») и «The Illusion» (англ. «Иллюзия»), где в первой властвует долгая, как бы бесформенная, эгоистичная и даже «упёртая» гитарная импровизация. Богатая музыкальная палитра второй пьесы вполне дополняет вышесказанное.
Продолжаем разбираться со скрытыми смыслами альбома «In The Court Of The Crimson King»
К заключительному треку «The Court Of The Crimson King» (англ. «Двор Малинового Короля») также приложили руки Макдоналд и Синфилд. Величественный опус включает в себя две пьесы: «The Return Of The Fire Witch» (англ. «Возвращение Огненной Ведьмы») и «The Dance Of The Puppets» (англ. «Танец Марионеток»). Финал, как говорится, подкрался незаметно, став настоящим венцом разрушающегося королевства фантазии, напичканного кошмарными воплощениями в духе Блейка, Босха, Брейгеля и Дали. Использование вполне средневековых (по духу) менуэтов деревянных духовых инструментов для марионеток, парящего меллотрона и прочих «кучерявых» звуковых приблуд прекрасно транслирует лирические намёки на остающихся без привычного «цирка» клоунов, ведьм, апсар, шаманов, жонглёров, танцовщиц, акробатов, шутов, пажей, астрологов, волшебников, нумерологов, вельмож, буратин, мальвин, нукеров, карабасов-барабасов, котов-базилио, лис-алис, драконов, а также прочих живописных обитателей (включая самого Малинового или Алого Короля) этого фантасмагорического, переживающего на глазах слушателей крах, бывшего некогда великим и непобедимым королевства!
С чьими начинаниями, мифами и интригами, вознёсшимися в своё время мощно и плотно занимавшими умы современников, но столь же бесславно, в итоге, канувшими в беспощадную Лету (словно отчасти предвосхищающими идеи, положенные в сценарий модного в 2010-х годах сериала «Игра Престолов» и серию фэнтезийных книг Джорджа Р. Мартина «Песнь Льда И Пламени», начатых в середине 1990-х годов) нас знакомит пластинка, в целом. О других её смыслах, а также о том, кто принял участие в её переизданиях и внёс улучшения в саунд (помимо основных действующих лиц), о её оформлении, что случилось с King Crimson и его музыкантами после того, как альбом увидел свет, какие трансформации претерпела их музыка и что интересного было издано ими ещё, мы поговорим далее.
Продолжение следует.
«Наша Версия» поздравляет с 78-летием Роберта Фриппа. Он родился 16 мая 1946 года! Желает музыканту здоровья и новых великолепных композиций.